НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Таловского районного суда (Воронежская область) от 17.04.2014 № 2-142/2014

     Дело №2-142/2014.

 Строка 57.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17.04.2014 г.                                                                                            р.п. Таловая

          Таловский районный суд Воронежской области в составе председательствующего -

 судьи Казьмина Е.Н.

 при секретаре Кисуриной М.А.,

 с участием представителя истца - адвоката Мишина С.В.,представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 представителя ответчика КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» - Нужной И.Ю.,

 представителя ответчика Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области - Гарти Н.В.,

 представителя третьего лица ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области -Шквирской Н.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Огрызковой Л.Н. к Казенному образовательному учреждению Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Департаменту социальной защиты Воронежской области о возмещении материального ущерба,

 У С Т А Н О В И Л:

 Огрызкова Л.Н. обратилась в суд с иском к КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и Департаменту финансово-бюджетной политики <адрес> о возмещении материального ущерба в размере 102104 рубля 57 копеек. В иске указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей Таловской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО1. В связи со смертью отца ей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась трудовая пенсия по потере кормильца в размере 660 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ была назначена социальная пенсия в размере 1112 рублей 72 копейки. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать - ФИО2.

 В апреле 2013 года истец обратилась в ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области, где выявилось, что пенсия по случаю смерти матери не выплачивалась. При этом, специалистами ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области был сделан перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за 1 год до подачи заявления. Таким образом, пенсия по случаю смерти матери не выплачивалась за период с июля 2008 года по март 2012 года включительно.

 17.06.201З года истец обратилась в прокуратуру Таловского района с жалобой на нарушение ее прав со стороны учреждения, в котором находилась на воспитании. В результате рассмотрения жалобы было выявлено, что со стороны должностных лиц ответчика не было принято мер по подаче в Пенсионный фонд заявления в июле 2008 года о назначении пенсии по случаю смерти матери. Просила удовлетворить исковые требования.

 Определением суда от 12.03.2014 года было принято заявление об уточнении исковых требований. В заявлении указала, что ранее при расчете размера возмещения вреда не учитывалась индексация размера социальной пенсии, предусмотренной п.п.2.1 п.1 ст.18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Общая сумма возмещения вреда составила 116459 рублей 07 копеек. Просила удовлетворить уточненные исковые требования (л.д.69).

 Определением суда от 12.03.2014 года в качестве соответчика по делу привлечен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (л.д.70-72).

 Определением суда от 28.03.2014 года в качестве соответчиков привлечены департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и департамент социальной защиты Воронежской области (л.д.91-94).

 Истец Огрызкова Л.Н. надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца (ст. 167 ч.5 ГПК РФ).

 Представитель истца Мишин С.В. поддержал исковые требования истца по изложенным в заявлении основаниям. Суду показал, что истица находилась на воспитании в Таловской школе - интернат. Защита прав и законных интересов детей лежит на администрации учреждения. Истице была назначена пенсия по случаю потери отца, ей выплачивалась трудовая, а затем социальная пенсия. После смерти матери учреждение не обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии. ГУ-УПФ РФ по Таловскому району был произведен перерасчет пенсии за 12 месяцев. Остальная часть ущерба должна быть взыскана с КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, так как департамент является учредителем и он является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к данному казенному учреждению.

 Представитель ответчика КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» Нужная И.Ю. исковые требования признала. Суду показала, что истица являлась воспитанницей Таловской школы - интернат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Ей была назначена социальная пенсия по случаю смерти отца. После смерти матери с заявлением в Управление Пенсионного фонда за назначением пенсии казенное учреждение не обращалось. По каким причинам пояснить не может, так как на должность директора школы - интернат была назначена 30.08.2012 года. Пояснила, что в казенном учреждении отсутствуют средства для возмещения причиненного ущерба.

 Представитель ответчика департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Гарти Н.В. исковые требования не признал, суду показал, что исковые требования истца сводятся к взысканию не уплаченной ей пенсии по потере кормильца. Выплата пенсии по потере кормильца является полномочием Пенсионного Фонда Российской Федерации, а не субъекта РФ. Начисление и уплата пенсии по потере кормильца в полном объеме это обязанность ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области. В полномочия субъекта входит лишь процедура оформление пенсионного счета, но в бюджете субъекта не предусмотрены денежные средства ни на выплаты оспариваемых сумм, ни на выплаты пенсионных отчислений. Считает, что исковые требования должны быть предъявлены к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Таловскому району Воронежской области.

 Ответчик департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика (ст.167 ч.5 ГПК РФ).

 В суд от представителя департамента 12 марта 2014 года поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что департамент финансово-бюджетной политики может выступать от имени ответчика - Воронежской области лишь в случае причинения вреда государственными органами и их должностными лицами, финансируемыми из бюджета Воронежской области. Департамент не может отвечать за КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», поскольку по отношению к данному учреждению главным распорядителем бюджетных средств является департамент социальной защиты населения Воронежской области.

 27.03.2014 года от представителя департамента в суд поступил еще один отзыв на исковое заявление, в котором указали, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» находится в ведении департамента образования Воронежской области. Именно департамент образования, а не департамент финансово-бюджетной политики является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении школы-интерната. Просили отказать в удовлетворении иска, так как являются ненадлежащим ответчиком (л.д.66-67, 82-84).

 Ответчик департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика (ст.167 ч.5 ГПК РФ).

 В суд от представителя департамента поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно Устава казенного учреждения его учредителем является Воронежская область. Полномочия Учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств от имени Воронежской области осуществляет департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществляет полномочия собственника имущества от имени Воронежской области. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не является распорядителем бюджетных средств учреждения. Данное учреждение не находится в ведомственном подчинении департамента. Круг полномочий департамента в отношении данного учреждения ограничивается сферой имущественных правоотношений и режимом оперативного управления имуществом, определенного ст.296 ГК РФ. Просили отказать в удовлетворении иска, так как являются ненадлежащим ответчиком (л.д.86-87).

 Ответчик департамент социальной защиты Воронежской области надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителя не направил, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика (ст.167 ч.5 ГПК РФ).

 В суд от представителя департамента поступил отзыв на исковое заявление, в котором указали, что департамент не занимается вопросами назначения и выплаты социальной пенсии детям в возрасте до 18 лет и старше. Исковые требования не затрагивают интересы департамента. Кроме того, истица не обращалась в департамент с заявлением, требования к департаменту как к ответчику истицей не заявлены (л.д.107).

 Представитель третьего лица Шквирская Н.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований. Суду показала, что ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области назначает и выплачивает пенсию по случаю потери кормильца на основании письменного заявления законного представителя. По случаю потери кормильца за отца истицы была назначена и выплачивалась социальная пенсия. Документов о смерти матери истицы и соответствующего заявления в Управление Пенсионного фонда не поступало. Впоследствии был произведен перерасчет пенсии и истице был пересчитан размер пенсии за последние 12 месяцев и была осуществлена соответствующая доплата. За остальное прошедшее время Управление Пенсионного фонда по закону не имеет право произвести перерасчет и осуществить доплату. ГУ-УПФ РФ по Таловскому району не может быть ответчиком по делу, так как прав истицы не нарушали.

 Выслушав представителя истца, представителя ответчика КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», представителя ответчика Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, представителя третьего лица, исследовав материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований с ответчиков Казенного образовательного учреждения Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской в связи со следующим, в удовлетворении иска к остальным ответчикам следует отказать.

 Согласно свидетельства о рождении Иванова Л.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом является ФИО1, матерью - ФИО2 (л.д.11).

 Факт смены фамилии истца с «Ивановой» на «Огрызкову» подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

 Из представленных в суд свидетельств о смерти установлено, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13, 14).

 Согласно справки КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» от 30.01.2014 года, Иванова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей данного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

 В соответствии со ст. 155.2 ч.2 СК РФ, детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

 В соответствии со ст.9 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

 В соответствии с п.п.3 п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

 В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 18 этого же закона, социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, назначается в размере 3 626 рублей 71 копейка в месяц. Социальная пенсия детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), назначается в размере 7 253 рубля 43 копейки в месяц (ст.18 п.1 п.п.2.1). Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, индексируются в следующем порядке: социальные пенсии - ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации (ст.25).

 Таким образом, статьей 18 названного закона определена зависимость размера социальной пенсии от потери одного или обоих родителей.

 В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

 Истцом представлен в суд расчет материального ущерба за период с июля 2008 года по март 2012 года, который составил 102104 рубля 57 копеек. Истцом также представлен расчет материального ущерба с учетом индексации за период с августа 2008 года по апрель 2012 года в сумме 116459 рублей 07 копеек. В обоснование размера материального ущерба истцом представлены: справки ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области от 21.01.2014 года о размере получаемой пенсии (л.д.18,19), справки ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области о размере получаемой пенсии в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годах (л.д.21-29), справки ГУ-УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области о перерасчете пенсии (л.д.62-65).

 Судом проверен расчет, представленный истцом, который соответствует цифровым данным, указанным в вышеназванных справках, противоречий не содержит, поэтому принят судом. Таким образом, материальный ущерб с учетом индексации подлежит удовлетворению за период с июля 2008 года по апрель 2012 года в сумме 116459 рублей 07 копеек.

 Ответчиками не предоставлено возражений относительно расчета размера материального ущерба.

 Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению с Казенного образовательного учреждения Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (субсидиарная ответственность) в связи со следующим.

 Согласно п. 1.3. Устава КОУ Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учредителем Учреждения является Воронежская область, полномочия Учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств от имени Воронежской области осуществляет Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции (п.1.7.). Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета (п.1.12. Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник в порядке, определенном законом, в лице Учредителя (п.7.14. Устава).

 В соответствии со ст. 120 ч.2 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

 В соответствии со ст.161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии с Положением о департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 13.03.2013 года №191, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, разрабатывающим и реализующим государственную политику Воронежской области в сфере образования, науки и молодежной политики и осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации (п. 1.1.).

 Поскольку департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области является учредителем КОУ Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении данного учреждения, исковые требования подлежат удовлетворению с данного ответчика.

 Суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска к остальным ответчикам в связи со следующим.

 В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы,

 В силу изложенного, суд считает, что в удовлетворении иска к департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области следует отказать, так как ответственность у ответчика наступает в случае причинения вреда государственными органами, органами местного самоуправления либо должностными лицами этих органов. В ходе рассмотрения дела данного обстоятельства не установлено.

 В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 года №1132, департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляет управление в указанных сферах (п.1.1.).

 В силу изложенного, суд считает, что в удовлетворении иска к данному ответчику следует отказать.

 В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 года №365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции (п.1.1.).

 В силу изложенного, суд считает, что в удовлетворении иска к данному ответчику следует отказать.

 При подаче иска истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, но не более чем на шесть месяцев. Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то с ответчиков необходимо взыскать государственную пошлину. Однако, в силу ст.333.36 НК РФ, ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Взыскать с Казенного образовательного учреждения Воронежской области «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (субсидиарная ответственность) в пользу Огрызковой Л.Н. в возмещение материального ущерба за период с июля 2008 года по апрель 2012 года 116459 (сто шестнадцать тысяч четыреста пятьдесят девять) рублей 07 копеек, в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Председательствующий                                                                             Е.Н. Казьмин