НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тальменского районного суда (Алтайский край) от 14.01.2016 № 2-1094/2015

Дело №2-82/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Бистерфельд Н.А.,

при секретаре Меркеловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Наш дом» о признании безвействий по утверждению тарифов на водоснабжение, теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района и неполучение лицензии на добычу воды, незаконными, обязании разработать документацию для утверждения тарифов на водоснабжение и теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района и получение лицензии на добычу воды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тальменского района обратился в суд с иском к МУП «Наш дом» о признании бездействия МУП «Наш Дом» по утверждению тарифов на водоснабжение, теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района и неполучение лицензии на добычу воды, незаконными, обязании МУП «Наш Дом» разработать документацию для утверждения тарифов на водоснабжение и теплоснабжение для потребителей муниципальных образований - Озерского, Новоозерского, Среднесибирского, Луговского, Кашкарагаихинского, Новотроицкого, Шадринцевского сельсоветов Тальменского района Алтайского края, на водоснабжение - для потребителей муниципального образования Шишкинского сельсовета Тальменского района Алтайского края и предоставить указанную документацию в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для защиты тарифов по водоснабжению и теплоснабжению в срок до ДД.ММ.ГГГГ и обязании получить лицензию на добычу воды в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой Тальменского района проведена проверка деятельности МУП «Наш Дом», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении», Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ при осуществлении расчетов за оказанные услуги водоснабжению, теплоснабжению, а также нарушение закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 при осуществлении добычи воды.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Наш Дом» предоставляет населению и юридическим лицам с. Озерки, ст. Озерки, п. Среднесибирский, с. Луговое, с. Кашкарагаиха, с. Новотроицк, с. Шадринцево, с. Шишкино Тальменского района услуги по теплоснабжению, канализированию и водоснабжению на основании договоров аренды муниципального имущества, заключенных с администрациями сельсоветов района в рамках введения режима ЧС на территории Тальменского района от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время договора аренды муниципального имущества не заключены в установленном законном порядке через аукцион, МУП «Наш Дом» осуществляет деятельность по оказанию коммунальных услуг по водоснабжению, теплоснабжению потребителям муниципальных образований Тальменского района Алтайского края без установленных в законном порядке тарифов и применяет тарифы, установленные решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для иных юридических лиц - ООО «Наш Дом», что является грубым нарушением установленного порядка регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных в указанном Федеральном законе, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 9 ст. 15 Закона, оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.

Уполномоченным органом государственной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары услуги в сфере теплоснабжения является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 №695.

Статьей 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, также предусмотрено регулирование деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, согласно Закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее Закон РФ), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 9 Закона РФ, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Статьей 10.1 Закона РФ предусмотрено, что одним из оснований возникновения права пользования участками недр является добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, МУП «Наш Дом», осуществляя деятельность по обеспечению холодной водой потребителей муниципальных образований Тальменского района Алтайского края, производит добычу полезных ископаемых (воды) без лицензии на данный вид деятельности.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации полномочий в области регулирования тарифов.

Тарифы на водоснабжение, теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района МУП «Наш Дом», Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на 2014-2015 года не устанавливался, однако предприятием в адрес абонентов выставляются счета - фактуры на оплату потребляемой услуги, потребителями производится оплата.

В силу п. 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 13.05.2013 № 406, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Отсутствие утвержденного в установленном законом порядке тарифа на услуги по холодному водоснабжению, теплоснабжению МУП «Наш Дом», может привести к необоснованному взиманию с потребителей платы за оказанные услуги.

В судебном заседании 14.01.2016 года помощник прокурора Тальменского района Полякова Е.Н. просила признать бездействие по утверждению тарифов на водоснабжение, теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района и неполучение лицензии на добычу воды, незаконными, обязать разработать документацию для утверждения тарифов на водоснабжение и теплоснабжение для потребителей муниципальных образований - Озерского, Новоозерского, Среднесибирского, Луговского, Кашкарагаихинского, Новотроицкого, Шадринцевского сельсоветов Тальменского района Алтайского края, на водоснабжение - для потребителей муниципального образования Шишкинского сельсовета Тальменского района Алтайского края и предоставить документацию в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для защиты тарифов по водоснабжению и теплоснабжению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От исковых требований в части обязания получить лицензию на добычу воды отказалась, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанного требования.

Отказ в части исковых требований принят судом, о чем вынесено соответствующее определение.

Представители ответчика Чернышов А.Д. и Абалмасова А.Н. в судебном заседании признали уточненные исковые требования, заявив, что делают это добровольно, последствия, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ им разъяснены и понятны.

В доверенностях представителей предусмотрено право признания иска.

Представители третьих лиц Муниципальных образований: Тальменский район, Озерский сельсовет, Новоозерский сельсовет, Среднесибирский сельсовет, Луговской сельсовет, Кашкарагаихинский сельсовет, Новотроицкий сельсовет, Шадринцевский сельсовет, Шишкинский сельсовет, Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Управления природных ресурсов экологии Алтайского края в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в ходатайстве указал, что поддерживает исковые требования прокурора Тальменского района в полном объеме.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.

Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, под теплоснабжающей организацией понимается - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Под регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения понимается вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных указанным выше федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных указанным выше федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет, в том числе следующие полномочия: устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Часть 3 ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О теплоснабжении», государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных в указанном Федеральном законе, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 9 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении», оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.

В соответствии с Положением об ФИО1, утвержденным постановлением Администрации ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом государственной власти ФИО2 края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары услуги в сфере теплоснабжения является ФИО1 края по государственному регулированию цен и тарифов

Пунктом 12 ст 31 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ, также предусмотрено регулирование деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, согласно Закону РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статьей 2.3 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что к участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом ФИО1 государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом ФИО1 государственным фондом недр.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Статьей 10.1 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что одним из оснований возникновения права пользования участками недр является добыча подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тальменского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

  1. Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Наш Дом» по утверждению тарифов на водоснабжение, теплоснабжение для потребителей муниципальных образований Тальменского района и неполучение лицензии на добычу воды, незаконными
  2. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Наш Дом» разработать документацию для утверждения тарифов на водоснабжение и теплоснабжение для потребителей муниципальных образований - Озерского, Новоозерского, Среднесибирского, Луговского, Кашкарагаихинского, Новотроицкого, Шадринцевского сельсоветов Тальменского района Алтайского края, на водоснабжение - для потребителей муниципального образования Шишкинского сельсовета Тальменского района Алтайского края и предоставить документацию в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для защиты тарифов по водоснабжению и теплоснабжению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Н.А. Бистерфельд