дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2016 года р.п.Тальменка
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гусельниковой М.А.,
при секретаре Меркеловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Асямоловой ФИО7 к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району об установлении факта пользования мерами социальной поддержки на момент выхода на пенсию и о признании права на получение льгот на оплату коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью с декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Асямолова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району об установлении факта пользования мерами социальной поддержки на момент выхода на пенсию в августе 1996г. за ее супругом Асямоловым ФИО8, умершим ДД.ММ.ГГГГ, и о признании за ней права на получение льгот на оплату коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью как членом семьи педагогического работника, ссылаясь на то, что с 23 января 1958 года она занималась педагогической деятельностью, с 13 августа 1996г. она является пенсионером. До выхода на пенсию она работала воспитателем в ГОУ «Аграрный лицей №» и пользовалась льготами на оплату коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью до сентября 1992г.. Ее супруг ФИО1 также работал преподавателем и пользовался льготами по оплате коммунальных услуг как педагогический работник. В связи с тем, что льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лишь одному члену семьи, ее супругу были предоставлены указанные льготы Тальменским сельскохозяйственным техникумом, которые оплачивались бухгалтерией ТСХТ до 2011 года, а с 2011 года компенсационные выплаты по коммунальным платежам возвращались на банковский счет ее супруга отделом социальной защиты населения по Тальменскому району. Сведения о предоставлении ФИО1 льгот на оплату ЖКУ за период с 02.06.1986г. по 31.12.2011г. в Тальменском техникуме частично не сохранились. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг ФИО1 умер. В декабре 2015 года она обратилась в Управление социальной защиты населения по Тальменскому району с просьбой о предоставлении ей льгот по оплате коммунальных услуг как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии по возрасту, однако ей в этом отказано в связи с тем, что сведения в отношении ее супруга о предоставлении мер социальной поддержки по льготам на коммунальные услуги как педагогическому работнику на 1996 год не сохранились, в связи с чем в праве на получение льгот по оплате коммунальных услуг и электроэнергии ей отказано.
В судебном заседании истец Асямолова Н.В. уточнила исковые требования, просила установить факт пользования ею мерами социальной поддержки на момент выхода на пенсию и о признании за ней права на получение льгот на оплату коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью с декабря 2015 года. Пояснила, что право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью имели она и ее супруг ФИО1, однако пользовался льготой ее муж, т.к. они проживали совместно и так было установлено правилами.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Тальменскому району Кузьмина М.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что до 2011 года во всех правилах предоставления компенсации по оплате коммунальных услуг было предусмотрено, что в случае совместного проживания двух и более педагогических работников, назначением и компенсацией может пользоваться один из них. Льготами пользовался муж истицы ФИО1. Истица обратилась в Управление с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в декабре 2015 года.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
На основании Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п. 7 ст. 2 Закона).
Согласно п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что для определения права на компенсацию педагогических работников, вышедших на пенсию, помимо документов, указанных в абзацах втором - третьем, пятом - восьмом пункта 5, в подпункте 5.1 настоящих Правил, необходим, в том числе, документ, подтверждающий получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников.
На основании пунктов 1, 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Юридически значимыми обстоятельствами, влекущими возникновение у Асямоловой Н.В. права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в силу п. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является осуществление истцом педагогической деятельности и проживание в сельском населенном пункте.
Из записей в трудовой книжке Асямоловой Н.В. следует, что с 23.01.1958г. по 10.07.1958г. она работала преподавателем с-х практикума в <данные изъяты> средней школе <адрес>; с 29.09.1958г. по 02.05.1961г. преподавателем спецдисциплины в <данные изъяты>№ ; с 12.05.1961г. по 15.05.1965г. и с 29.05.1965г. по 07.01.1974г. преподавателем спецдисциплин в <данные изъяты>№; с 14.01.1974г. по 18.01.1979г. воспитателем в <данные изъяты> городском профтехучилище №; с 22.01.1979г. принята преподавателем в <данные изъяты> СПТУ-4, 16.04.1979г. переведена воспитателем в общежитие, 16.08.1995г. уволена по собственному желанию; с 03.09.1995г. по 13.08.1996г. работала воспитателем в <данные изъяты> агролицее №.
В справке от 04.12.2015г., выданной <данные изъяты> технологическим техникумом, указано, что Асямолова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 22.01.1979г. принята на должность преподавателя специальных дисциплин (приказ №-к от 23.01.1979г.), с 16.04.1979г. (приказ № от 17.04.1979г.) переведена на должность воспитателя, работала по 16.08.1995г. (приказ № от 04.07.1995г.) в Ордена «Знак Почета» высшем профессиональном училище № (Аграрный лицей №).
Справкой, выданной <данные изъяты> технологическим техникумом от 18.04.2016г., подтверждается, что Асямолова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 03.09.1995г. была принята воспитателем в Ордена «Знак Почета» государственное образовательное учреждение «Аграрный лицей №» (приказ № от 06.09.1995г.), уволена в связи с выходом на пенсию 13.08.1996г. (приказ № от 27.06.1996г.).
В справке от 18.04.2016г., выданной <данные изъяты> технологическим техникумом, указаны сведения о переименовании Ордена «Знак Почета» СПТУ № в 1984г. в Ордена «Знак Почета» СПТУ №, впоследствии учреждение неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось и с 30.10.2014г. именуется КГБПОУ «Тальменский технологический техникум».
Из сообщения Управления социальной защиты населения по Тальменскому району от 25.04.2016г., направленного в адрес Асямоловой Н.В., следует, что по представленным документам она имеет стаж педагогической работы более 10 лет. Пенсия по старости ей назначена 20.06.1990г. в период работы в <данные изъяты> СПТУ-4 в должности воспитателя общежития, в указанной должности она продолжала работать по 13.08.1996г.. Однако, в представленных ею справках о пользовании бесплатными коммунальными услугами не указаны годы, в которых ей предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников. Рассмотреть право Асямоловой Н.В. на получение компенсации как педагога-пенсионера возможно при предоставлении документа, подтверждающего пользование ею мерами социальной поддержки для педагогических работников на дату выхода на пенсию 13.08.1996г.
В судебном заседании установлено, что Асямолова Н.В. проживала по адресу: <адрес> вместе с супругом ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, который также являлся педагогическим работником.
Пунктом 17 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2009 N 515, утративших силу в связи с принятием Постановления Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, вступившего в силу со дня официального опубликования и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, предусматривалось, что в случае совместного проживания в семье двух и более педагогических работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производится одному из них.
Согласно справке Управления социальной защиты населения по Тальменскому району Алтайского края от 28.04.2016г., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживавший по адресу: <адрес>, являлся получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник с 01.06.2012г. по 30.11.2015г..
В справке, выданной 18.04.2016г., выданной <данные изъяты> технологическим техникумом, указано, что за период с 02.06.1986г. по 31.12.2005г., с 01.03.2007г. по 30.04.2008г., с 01.06.2008г. по 31.12.2011г. факт предоставления льгот на оплату ЖКУ ФИО1 подтвердить невозможно в связи с отсутствием документов.
В списках преподавателей Тальменского сельскохозяйственного техникума за 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., пользующихся льготой по коммунальным услугам в МУП «<данные изъяты> тепловые сети», указана фамилия ФИО1.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что работает <данные изъяты> в МУП «Заказчик», ранее предприятие именовалось МУП <данные изъяты> коммунальные сети, с 11.05.1996г. до настоящего времени. В 1996г. получателем льготы по оплате коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью был супруг истицы ФИО1 как работник техникума, он получал эту льготу до даты смерти. МУП <данные изъяты> коммунальные сети несколько раз переименовывалось, ликвидировалось. Велся учет получателей льгот, многие документы не сохранились.
Сведениями из трудовой книжки ФИО5 подтверждается, что она работает в МУП <данные изъяты> коммунальные сети с 11.05.1996г. до настоящего времени.
Согласно справке МУП «Заказчик» от 27.05.2016г., ФИО1, проживавший по адресу: <адрес>, пользовался педагогической льготой с октября 2014г.. Также на период ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 была предоставлена педагогическая льгота Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты> тепловые сети».
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено, что истица на момент выхода на пенсию, т.е. на 13.08.1996г. имела педагогический стаж более 10 лет в сельской местности и в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, у нее возникло право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в связи с педагогической деятельностью. В связи с тем, что супруг истицы ФИО1 также осуществлял педагогическую деятельность и имел право на вышеуказанные меры социальной поддержки, льготы по оплате коммунальных услуг предоставлялись одному из супругов, т.е. ФИО1 в соответствии с п.17 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 07.12.2009г. № 515. Таким образом, на момент выхода на пенсию истица пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, основанием для отказа Асямоловой Н.В. в предоставлении права на получение компенсации как педагога-пенсионера послужило то, что в представленных ею в Управление социальной защиты населения по Тальменскому району справках о пользовании бесплатными коммунальными услугами не указаны годы, в которых ей предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, в связи с чем истице предложено предоставить документ, подтверждающий пользование ею мерами социальной поддержки для педагогических работников на дату выхода на пенсию 13.08.1996г.
Суд не соглашается с указанной позицией ответчика, которая фактически сводится к тому, что неполучение льгот на момент выхода на пенсию лишает лицо в будущем получать такие льготы.
Данная позиция Управления социальной защиты населения по Тальменскому району противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08 февраля 2007 года N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ", а также позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99, предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации "Об образовании", и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.
Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а также предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Так же, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п. 10 названного Постановления, Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что "требование" - даже относительно льготы - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления социальной защиты населения по Тальменскому району в предоставлении Асямоловой Н.В. мер социальной поддержки нарушает права и свободы истицы и не соответствует указанному выше закону, в связи с чем суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Поскольку истица обратилась с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату отопления и освещения в декабре 2015г., у нее возникло право на меры социальной поддержки с 01.12.2015г.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Асямоловой ФИО9 к Управлению социальной защиты населения по Тальменскому району об установлении факта пользования мерами социальной поддержки на момент выхода на пенсию и о признании права на получение льгот на оплату коммунальных услуг в связи с педагогической деятельностью с декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить факт пользования Асямоловой ФИО10 мерами социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения на 13.08.1996г..
Признать за Асямоловой ФИО11 право на получение мер по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Тальменскому району в пользу Асямоловой ФИО12 расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2016г.
Судья М.А.Гусельникова