НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тальменского районного суда (Алтайский край) от 03.04.2018 № 2-30/2018

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2018 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гомер О.А.,

при секретаре Берстеневой В.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, возобновить выплату пенсии за выслугу лет на муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Тальменский районный суд с иском к Администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края, в котором, с учетом уточненных требований, просила признать незаконным и отменить постановление ответчика от 16.08.2017 № 19 об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начисления ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, признать работой в должности специалиста органа местного самоуправления период ее работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета Тальменского район с 09.12.1992 по 10.10.1997, включить данный период в ее стаж муниципальной службы, обязать ответчика продолжить выплату ей пенсии за выслугу лет муниципальной службы с 01.03.2017. Заявленные требования истец мотивировала тем, что в настоящее время является пенсионеркой. С 09.12.1992 по 18.09.2008 работала кассиром, бухгалтером расчетной группы администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского район. За указанный период страж работы с 09.12.1992 по 10.10.1997, с 18.09.2003 по 18.09.2008 администрацией зачтен в ее стаж муниципальной службы распоряжением № 1а от 09.01.2015, вынесенным на основании протокола от 09.01.2014. Постановлением от 19.11.2015 № 50 с 01.012.2015 за указанный стаж ответчиком ей назначена доплата к пенсии в размере 4383 руб. 59 коп.. Постановлением администрации от 19.01.2017 № 16, после консультирования с прокуратурой района, постановление от 19.11.2015 № 50 и выплата доплаты были отменены. С данным решением не согласна, поскольку в соответствии с нормами Конституции РФ, Федеральными законами от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», актами Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, органы местного самоуправления могут вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещающим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет. Муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления. В связи с чем, социальные гарантии, к которым относится право на дополнительное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет, предусмотренные для муниципальных служащих, должны предоставляться и лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании. Данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 10 Закона Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» в стаж муниципальной службы засчитываются периоды работы (службы), которые включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. Спорный стаж с 09.12.1992 по 10.10.1997, до введения в действие сводного реестра государственных должностей, ранее был включен в период муниципальной службы, при этом администрация руководствовалась положениями пп. «к» п. 14 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Пенсия за выслугу лет назначена ей не протоколом от 19.01.2014 № 1, а постановлением администрации от 19.11.2015, то есть итоговым решением администрации, которая вправе исходя из приведенных норм устанавливать пенсию муниципальным служащим.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, в ходе производства по делу дополнительно суду пояснила, что период с 1992 года по 1997 год, до введения сводного реестра должностей муниципальной службы, когда она работала кассиром и бухгалтером, включается в муниципальный стаж на основании ст. 10 Закона Алтайского края №134-ЗС, п. 14 Указа Президента РФ №141, согласно которым в стаж муниципальной службы с 01.01.1992 до введения реестра должностей включаются периоды работы служащим в органах местного самоуправления, которые были ранее включены в указанный стаж. Пунктом 35 Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.1987 № 17-10-0370, к служащим отнесены бухгалтеры. Пункт 20336 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандартом РФ от 26.12.1994 № 367, также содержит указание на должность служащего – бухгалтер. В ее обязанности, как бухгалтера, входило начисление зарплаты, составление отчетности, штатного расписания не только самой администрации сельского поселения, но и по всем бюджетным организациям, потом расходы и зарплату с 2000 года разделили по направлениям деятельности и передали в район, остались только полномочия по начислению зарплаты в сельсовете и доме культуры. Аттестацию она стала проходить после 2008 года, как специалист, другие специалисты, глава, заместитель главы до 2008 года не проходили аттестацию. В 2008 году с должности бухгалтера ее перевели специалистом по земельным вопросам, на место бухгалтеры был принят другой человека, потом ставки бухгалтера сократили, остался главный бухгалтер. В 2015 году бухгалтерию передали в администрацию района. Уволена она из администрации по сокращению штата, о чем ее предупредили за 2 месяца, иные должности ей не предлагали, остались глава и заместитель, специалист по военному учету, который работал от военкомата.

Представитель ответчика глава администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В поступившем в суд письменном отзыве в обоснование возражений против удовлетворения иска ФИО3 указала, что централизованная бухгалтерия при Администрации Новоперуновского сельсовета состояла из главного бухгалтера, бухгалтера и кассира, не входила в штат управления администрации сельского совета; должности бухгалтера и кассира отсутствовали в Реестрах государственных должностей в Российской Федерации, Реестрах должностей муниципальной службы в Алтайском крае, и реестре должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета, соответственно, могут быть включены в период муниципальной службы как иные должности в пределах 5 лет.

В ходе производства по делу ФИО3 возражала против заявленных требований, в удовлетворении иска просила отказать, пояснив суду, что в должности Главы администрации Новоперуновского сельсовета работает с сентября 2017 года, до нее главой была ФИО4. Истица работала в администрации бухгалтером, ее уволили по сокращению штата и назначили пенсию. Но была еще одна сотрудница ФИО5 – главный бухгалтер, у которой стаж был больше, но ей, пенсия не была положена. С этим вопросом она обратилась в прокуратуру Тальменского района и Департамент госслужбы Алтайского края, ей были даны разъяснения, какой стаж засчитывает в выслугу лет муниципальной службы. Проведена проверка, в стаж муниципальной службы истицы было засчитано 11 лет 5 месяцев 15 дней, включены периоды ее работы с 2008-2015 года и с 18.09.2003 по 18.09.2008. В 2012 году распоряжением № 2 в муниципальный стаж включили 10 лет каждому работнику администрации в связи с вступлением в силу реестра должностей. Потом выяснили, что в соответствии с постановлением администрации сельсовета № 24 от 19.10.2011 в муниципальный стаж включается не более 5 лет на иной должности, протокольно все исправили и распоряжением № 12 от 16.05.2012 прибавили каждому работнику администрации 5 лет, вместо 10 лет. С 18.09.2009 по 02.03.2015 истица работала специалистом, эта должность есть в реестре должностей муниципальных служащих. Муниципального стажа, дающего право на назначение пенсии у истицы нет, должно быть 15 лет, а у нее 11 лет 5 месяцев 15 дней. Распоряжение от 09.01.2014 года № 1а о включении в стаж муниципальной службы истицы 12 лет, принято на основании двух протоколов № 1 от 09.01.2014, которыми в муниципальный стаж включены 4 года 10 месяцев с 09.12.1992 года по 10.10.1997 года и 2 года с 18.09.2001 по 18.09.2003, с учетом стажа в качестве специалиста с 2008 года по 2015 год, стаж составил 12 лет. Такие распоряжения издавались каждый год с 2008 года для определялся стажа для надбавки и отпуска. При выплате с 2008 года истице надбавки за стаж муниципальной службы на основании распоряжения и протоколов учитывался стаж с 1992 года.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истицы в связи с недостаточностью стажа муниципального служащего, пояснив, что централизованная бухгалтерия была создана при администрации сельсовета и ее сотрудники не были муниципальными служащими, в реестре должностей бухгалтер не значился. В ходе производства по делу ФИО2 также возражала против удовлетворения требований истцы, указав, что кассир и бухгалтер централизованной бухгалтерии сельсовета подчинялись главе поселения, все распоряжения и постановления идут от главы, отчетность, распоряжения по оплате подписывалась главным бухгалтером и главой. Бухгалтера сельских советов начисляли зарплату и делали отчетность не только самой администрации сельского поселения, но и другим бюджетным подразделениям. Расходы и зарплата были в сельсовете, потом с 2000 года разделены по направлениям деятельности и переданы в район. Остались только полномочия по начислению зарплаты в сельсовете и доме культуры. В 2015 году при комитете по финансовой и налоговой политике администрации района была создана группа по ведению бухучета сельских поселений, на основании данного постановления в сельских поселениях трудовые договора с бухгалтерами были прекращены и они были приняты в группу бухгалтеров администрации района. Сейчас их должности относятся к специалистам финкомитета района, но не являются муниципальными служащими, поскольку относятся к централизованной бухгалтерии и не входят в реестр должностей муниципальной службы.

В ходе производства по делу свидетель ФИО4 суду пояснила, что работала в администрации сельсовета с 1994 года, сначала бухгалтером, потом специалистом, главным специалистом, заместителем главы администрации, а с 2012 года - главой администрации Новоперуновского сельсовета. Занималась вопросам исчисления стажа муниципальной службы с того момента, как стала заместителем главы администрации сельсовета. Входила в состав комиссии по определению муниципального стажа. Каждый год в январе проводилось заседание комиссии, потом издавали распоряжение, исчисляли муниципальный стаж каждому работнику администрации сельсовета, это было необходимо для начисления зарплаты и определения надбавки за выслугу лет. При принятии решения о включении периодов работы в муниципальный стаж руководствовались постановлением администрации Новоперуновского сельсовета о включении периодов работы в стаж муниципальной службы. Кто относится к муниципальным служащим определяли согласно закона № 134 и был свой реестр должностей, принятый в 2008 году решением сессии. Период работы в качестве бухгалтера зачитывался специалистам администрации на основании записи в трудовых книжках, закона № 134, Указа Президента №1141, квалификационных справочников, где было указано, что бухгалтер относится к служащим. Так устно разъяснили в Администрации Алтайского края. Истице засчитали 5 лет работы бухгалтером на основании Постановления сельсовета № 24, как период работы в иных должностях, 6 лет, как период работы специалистом, а остальное с 1992 по 1997 считали в соответствии с п. 14 Указа Президента №1141 до появления реестра должностей, с учетом общероссийского классификатора. Централизованной бухгалтерии в администрации никогда не было, откуда взялось это наименование не известно, на это никто внимания не обращал. Бухгалтера были всегда, но как они были - никто не думал об этом. Постановлением главы от 2008 года были утверждены должности администрации и центральной бухгалтерии, истица была переведена из централизованной бухгалтерии в специалисты в 2008 году, так сказали сделать в администрации района. О ликвидации централизованной бухгалтерии распоряжение не издавалось. Сотрудники увольнялись по собственному желанию, сокращений никаких не было. Администрация сельсовета утверждала штатные расписания школ, садов, амбулаторий, по распоряжению районной администрации. С 2008 году сотрудники администрации сельсовета проходили аттестацию. Распоряжение от 09.01.2014 №1а о включении в стаж муниципальной службы периодов работы было принято на основании двух протоколов, с учетом стажа в качестве специалиста с 2008 года по 2015 год и с учетом стажа по данным протокола 4 года 10 месяцев с 09.12.1992 по 10.10.1997 и 2 года с 18.09.2001 по 18.09.2003, стаж составил 12 лет. Заседание комиссий проводились и издавали распоряжения для исчисления дополнительных дней к отпускам и доплаты к заработной плате за стаж.

На основании ч.ч. 1, 4, 5 ст. 167 ГК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в представителя ответчика ФИО3.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав показания свидетеля, материалы дела и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что с 13.10.2015 ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.

10.11.2015 ФИО1 обратилась в администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края (далее - администрация Новоперуновского сельсовета, администрация сельсовета) с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.

Постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от 19.11.2015 № 50 ФИО1 с 01.12.2015 назначена пенсия по выслуге лет муниципальной службы.

С 01.03.2017 начисление ФИО1 пенсии по выслуге лет муниципальной службы прекращено на основании постановления администрации сельсовета от 16.08.2017 № 19 в связи с допущенным нарушением действующего законодательства.

Согласно положениям пп. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о муниципальной службе), п. 2 ст. 9 Закона Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» (далее – Закон о муниципальной службе в Алтайском крае), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии по выслуге лет лицам, получающим пенсию по старости (инвалидности) замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новоперуновского сельсовета на момент обращения ФИО1 за выплатой пенсии по выслуге лет и назначения данный пенсии органом муниципального образования, регулировался Положением о пенсионного обеспечении муниципальных служащих в Новоперуновском сельсовете, утвержденным решением Совета депутатов Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 21.12.2007 № 63 (в редакции изменений от 06.04.2012 № 15 и от 03.09.2012 № 27).

В соответствии с п. 6 названного Положения, стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на пенсию, исчисляется в соответствии требованиям Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

Статьей 25 Федерального закона о муниципальной службе закреплено, что исчисление стажа муниципальной службы, включение в него периодов работы в иных должностях, зачет иных периодов трудовой деятельности, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе в Алтайском крае (здесь далее нормы закона приводятся в редакции, действовавшей до 21.04.2016, т.е. на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии), в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы в: должностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы; иных должностях, предусмотренных Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, от 19.11.2007.

Согласно пп. «к» п. 14 Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, включаются должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах местного самоуправления с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы закреплены в пп. «к» п. 15 Указа Президента РФ от 19.11.2007 № 1532.

Кроме того, согласно п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Порядком принятия решений о включении в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, утвержденным постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от 19.10.2011 № 24 (с изменениями от 15.05.2012 № 17), также установлено, что периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанности в соответствии с должностной инструкцией, подлежат включению в стаж муниципальной службы совокупной продолжительностью не более пяти лет.

Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае утвержден Законом Алтайского края от 10.09.1997 № 48-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», вступил в силу с 10.10.1997; Реестре должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета, утвержден постановлением администрации от 07.07.2008 № 21.

Таким образом, при решении вопроса о включении в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы с 09.12.1992 по 10.10.1997 юридическое значение имеет установление такого обстоятельства, как относились ли замещаемые истицей в данный период должности к должностям руководителей, специалистов и служащих в органе местного самоуправления (пп. «к» п. 14 Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141) или ею выполнялась работа на предприятии, в учреждении и организации опыт и знание которой, необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципального служащего (п. 20 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141).

Согласно трудовой книжке ФИО1 09.12.1992 была принята кассиром Новоперуновского сельсовета, 30.04.1993 переведена бухгалтером расчетной группы Новоперуновского сельсовета, 18.09.2008 переведена на старшую должность муниципальной службы (главный специалист по земле и имуществу), 02.03.2015 уволена по сокращению штата.

Указанное также подтверждается представленными в материалах дела выписками из распоряжений по личному составу администрации сельсовета № 89-л от 09.12.1992, № 118-Л от 30.04.1993, № 55-л от 17.09.2008, № 5-л от 02.03.2015, материалами личного дела работника .

В судебном заседании глава администрации Новоперуновского сельсовета ФИО3 пояснила, что представленная ею в суд выписка из распоряжения № 13-л от 18.05.2012 о прекращении трудового договора с ФИО1 с 18.05.2012 оформлена ею ошибочно.

В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.1971 № 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе. Исполком сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов обеспечивает централизованную бухгалтерию помещением и оборудованием.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 29, п. 5 ст. 32 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшего с 01.08.1991 по 01.09.1995, местная администрация сельсовета являлась органом управления, осуществлявшим исполнительно - распорядительные функции, структура которого, в том числе подразделения, определялась соответствующим Советом.

В соответствии с п.п. 1, 4, 6 ст. 14 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшего с 01.09.1995 по 01.01.2009) помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наименование, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий и т.д., которых определяются уставами муниципальных образований.

Как следует из положений ст.ст. 7, 33, 34, 37 Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», действовавшего до 01.01.1995, муниципальное предприятие учреждается, ликвидируется по решению органам местного самоуправления и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Аналогичные положения закреплены в параграфе 4 ГК РФ.

Статья 30 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшего с 01.09.1995 по 01.01.2009) также закрепляла право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций, решение вопроса их реорганизации и ликвидации.

Какие-либо доказательства, достоверно свидетельствующие об образовании в установленном порядке при администрации Новоперуновского сельсовета централизованной бухгалтерии, как структурного подразделения органа местного самоуправления или муниципального учреждения (предприятия), а также прекращения ее деятельности, ответчиком, на котором в силу ст. 56 ГПК РФ лежит бремя доказывания данного обстоятельства, не представлены.

Не представлены данные документы по запросу суда Архивным отделом Администрации Тальменского района.

Из записей трудовой книжки истицы ФИО1, выписок из книги распоряжений по личному составу Администрации Новоперуновского сельсовета, материалов личного дела работника № 02/5-03, следует, что она принята на должность кассира Новоперуновского сельсовета и переведена бухгалтером расчетной группы Новоперуновского сельсовета. Указаний на то, что местом работы является централизованная бухгалтерия, в документах отсутствуют.

Представленный в личном деле ФИО1 трудовой договор от 30.07.2003, заключенный работодателем в лице главы администрации сельсовета, свидетельствует о приеме истицы на работы в администрацию сельсовета на должность бухгалтера.

В представленных в материалах дела Уставах Новоперуновского сельсовета Тальменского района (внутрирайонного муниципального образования «Новоперуновский сельсовет» Тальменского района, муниципального образования «Новоперуновский сельсовет» Тальменского района), начиная с 09.02.1996 по настоящее время, исполнительным органом местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями является администрация Новоперуновского сельсовета, формируемая главой сельсовета.

Издание главой администрации Новоперуновского сельсовета распоряжений от 20.01.1997 № 3 «О распределении обязанностей по централизованной бухгалтерии с 01.01.1997», от 20.01.1999 № 2 «О распределении обязанностей по централизованной бухгалтерии с 01.01.1999», распоряжения № 55 от 17.09.2008 о переводе истицы с должности централизованной бухгалтерии на должности специалиста муниципального образования, а также издание комиссией по определению стажа работы по выслуге лет Администрации Новоперуновского сельсовета списка муниципальных служащих Новоперуновской администрации на 31.12.1999 отдельного от списка работников централизованной бухгалтерии Новоперуновской администрации на 01.10.1999, среди которых указана истица, без принятия решения об образовании такого подразделения, учреждения, оформления перевода работника, не может считаться подтверждением изменения статуса работника, принятого кассиров и переведенного бухгалтером в местную администрацию.

Свидетель ФИО9, работавшая в администрации сельсовета с 1994 года в должностях бухгалтера, специалиста, главного специалиста, заместителя главы администрации и главы администрации, факт создания на территории Новоперуновского сельсовета централизованной бухгалтерии не подтвердила, указав, что в распоряжении по личному составу администрации сельсовета 55-л от 17.09.2008 сведения о переводе ФИО1, как бухгалтера централизованной бухгалтерии при администрации, внесены по рекомендации администрации района.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они согласуются с пояснениями лиц, участвующих в деле, не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Кроме того, свидетель перед дачей показаний предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Кроме того, принятых до распоряжений от 20.01.1997 № 3, от 20.01.1999 № 2 и после них распоряжениях главы администрации Новоперуновского сельсовета от 28.01.1996 № 15, от 29.01.2000 № 11, от 26.02.2007 № 4, от 01.02.2011 № 5а, от 03.10.2011 № 23а о распределении обязанности по бухгалтерии, указание на централизованную бухгалтерию, отсутствует. При этом, 14.04.1997 администрацией Новоперуновского сельсовета в целях упорядочения и эффективности работы администрации сельсовета и перераспределения нагрузки между работниками администрации в 1997 году, издано распоряжение № 19 «О перераспределении нагрузки между работниками администрации», в котором определялись обязанности работников администрации, в том числе бухгалтеров расчетной и материальной групп, кассира.

Более того, в перечне подразделений администрации сельсовета, упоминаемых в данных распоряжениях, а также распоряжениях от 20.01.1997 № 3 от 20.01.1999 № 2 (детский сад, школа искусств, средняя школа, амбулатория, сельский дом культуры), централизованная бухгалтерия отсутствует.

По указанным выше основаниям суд не принимает в качестве доказательств довода стороны ответчика о работе истицы в централизованной бухгалтерии, не являющейся структурным подразделением органа местного самоуправления, представленные в материалах дела копии штатных расписаний других муниципальных учреждений, утвержденных главой администрации. Данный довод никакими другим допустимыми достоверными доказательствами (приказы, распоряжения) не подтвержден.

В то же время утвержденные главой администрации Новоперуновского сельсовета штатные расписания на 1996 – 2005 годы, 2012 год содержат указание на перечень должностей «бухгалтерии». Кроме того, в штатном расписании на 2012 год оклады по должностям главного бухгалтера и бухгалтера отнесены к окладам государственных служащих, в штатных расписания на 2013 - 2015 годы бухгалтерия указана в качестве подразделения Новоперуновского сельсовета.

Не представлены ответчиком документы о принятии в установленном законом порядке решения о прекращении деятельности централизованной бухгалтерии сельсовета.

Постановлением Администрации Тальменского района от 31.03.2015 № 574 в связи с созданием с 01.04.2015 при Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района группы по введению централизованного бухгалтерского учета сельских поселений, рекомендовано органам местного самоуправления сельских поселений оформить прекращение трудовых договоров с лицами, замещающими должности бухгалтеров.

Приказами главы администрации трудовые договоры с главным бухгалтером и бухгалтером расторгнуты по инициативе работников, что сторонами не оспаривается и подтверждается распоряжением № 13 от 30.04.2015 об увольнении главного бухгалтера. Соответственно, муниципальный акт о ликвидации структурного подразделения, учреждения не издавался.

Руководствуясь приведенными нормами закона, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО1 работала в органе местного самоуправления - администрации Новоперуновского сельсовета в период с 09.12.1992 по 10.10.1997 в должности кассира, бухгалтера.

Как указывалось ранее, согласно пп. «к» п. 14 Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются должности руководителей, специалистов и служащих, замещаемые на постоянной основе, в органах местного самоуправления с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации.

Согласно положений ст.ст. 29, 32, 38, 42-45 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», местная администрация сельсовета состоит на соответствующем бюджете, выполняет исполнительно - распорядительные функции, в том числе осуществляет разработку проекта и исполнение местного бюджета, доход которого составляют также местные налоги и сборы; распоряжение данным бюджетом, за счет доходов, дотаций и субвенций, полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня.

Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшим с 01.09.1995 по 01.01.2009, также устанавливалось, что органом местного самоуправления осуществляются полномочия по формированию, утверждению и исполнению (распоряжению), контролю за исполнением местных бюджетов, доходную часть которых составляют местные налоги, сборы (ст. 29, 35, 36).

Таким образом, в соответствии с законодательством, регулирующим организацию местного самоуправления в период спорных правоотношений (с 09.12.1992 по 10.10.1997), администрация сельсовета являлась исполнительным органом местного самоуправления, осуществлявшим исполнительно - распорядительные функции, в том числе в бюджетно-финансовой сфере.

Согласно представленным в материалах дела распоряжениям главы администрации Новоперуновского сельсовета от 28.01.1996 № 15, 20.01.1997 № 3:

- бухгалтер ФИО1, бухгалтер расчетной группы, в том числе, составляла штатное расписание, начисление заработной платы согласно штатных расписаний всей администрации, рабочим и служащим всех подразделений (детский сад, школа искусств, средняя школа, амбулатория, сельский дом культуры), осуществляла контроль за учетом рабочего времени, подавала сведения в пенсионный фонд, оформляла налоговые карточки по заработной плате, составляла все формы отчетности, касающиеся заработной платы, рассчитывала и составляла отчеты по заработной плате и сдавала в райфинкомитет, сдавала все формы по подоходному налогу;

- кассир, в том числе, выписывала, регистрировала приходные и расходные ордера, принимала все денежные средства в кассу: налоги от населения, налоги на землю, строения, получала в банке и выдавала заработную плату рабочим и служащим администрации и детский сад, школа искусств, средняя школа, амбулатория, сельский дом культуры, начисляла родительскую плату детского сада и школы искусств и сдавала ее в банк, выполняла все просьбы главного бухгалтера, касающиеся работы администрации сельсовета.

В судебном заседании истица ФИО6, представитель ответчика ФИО2, подтвердили, что в обязанности бухгалтера входило начисление зарплаты, составление отчетности, штатного расписания не только по администрации сельского совета, но и по всем бюджетным организациям сельского поселения.

Анализируя должностные обязанности бухгалтера и кассира администрации Новоперуновского сельсовета в системе с положения действовавшего законодательства о возложении на местные администрации функций по формированию доходной части местных бюджетов за счет местных налогов и сборов, распоряжению бюджетом и контролю за его исполнением, суд приходит к выводу, что выполняя работу кассира и бухгалтера Администрации Новоперуновского сельсовета с 09.12.1992 по 10.10.1997 ФИО1 выполняла обязанности по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, т.е. являлась служащим органа местного самоуправления.

Указанное также следует из приложений 6 и 7 к Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.02.1990 № 49/3-46а, согласно которым должности бухгалтеров централизованных бухгалтерий при исполкомах поселковых и сельских советов народных депутатов, относились к должностям специалистов, а должность кассира централизованных бухгалтерий исполкомах советов народных депутатов – к должностям служащих.

Аналогичные положения закреплялись в последующем Министерством труда РФ в постановлениях о должностных окладах и условиях оплаты труда работников централизованных бухгалтерий от 04.08.1992 № 9, 26.03.1993 № 66 (утратило силу 20.09.2002).

Учитывая установлены по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании периода ее работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета Тальменского район с 09.12.1992 по 10.10.1997 работой в должности специалиста, служащего органа местного самоуправления.

При рассмотрении вопроса о включении данного периода в стаж муниципальной службы истицы, суд руководствуется следующим.

Статьей 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе, установлено, что в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях, предусмотренных Указами Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, от 19.11.2007 (пп. 5 п. 1).

Названными Указами Президента РФ в качестве таковых предусмотрены специалисты и служащие органов местного самоуправления с 01.01.1992 до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (с 11.01.1995) и субъектов Российской Федерации (в Алтайском крае с 01.01.1998).

Впервые положение о необходимости установления нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных должностей муниципальной службы в соответствии с реестром, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, введено Федеральным законом от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавшим с 16.01.1998 (ст. 8). Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае введен Законом Алтайского края от 10.09.1997 № 48-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», вступившим в силу с 10.10.1997, которым установлено, что данный реестр является перечнем должностей муниципальной службы, в соответствии с которым формируются структура и штаты органов местного самоуправления в крае.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, принимая во внимание, что названными Указами Президента РФ утверждены перечни должностей для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем засчитываемый период ограничен сроков введения реестров государственных должностей государственной службы, суд приходит к выводу, что при назначении пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Алтайского края в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях органов местного самоуправления с 01.01.1992 до введения реестра муниципальных служащих – 10.10.1997.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что занимаемая истицей должность бухгалтера Администрации Новоперуновского сельсовета, в силу выполняемых ею функций, соответствовала определению должности муниципальной службы, предусмотренному федеральным и региональным законодательством, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и муниципальной службы в периоды с введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (с 11.01.1995) до введения реестра должностей муниципальной службы в Алтайском крае (10.10.1997).

Так, в соответствии со ст. 21. Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовавшего с 01.09.1995 по 01.01.2009), лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Как следует из Уставах Новоперуновского сельсовета Тальменского района, принятого 09.02.1996, лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Судом, также принимается во внимание, что Постановлением Администрации Алтайского края от 23.04.1996 № 191/12 при приведении в соответствие с Реестром государственных должностей государственной службы Алтайского края должностей, обеспечивающих деятельность администрации Алтайского края, должности бухгалтеров отнесены к специалистам 1 и 2 категории.

Таким образом, период работы ФИО1 в должности кассира, бухгалтера Администрации Новоперуновского сельсовета с 09.12.1992 по 10.10.1997 подлежит включению в стаж муниципальной службы, исчисляемый для назначения пенсии по выслуге лет муниципальной службы, на основании пп. 5 п. 1 ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе в Алтайском крае и пп. «к» п. 14 Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141.

При этом, судом принимается во внимание, что Администрацией Новоперуновского сельсовета ранее спорный период работы был включен в стаж муниципальной службы ФИО1 для назначения надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе.

Указанное подтверждается: протоколами комиссии администрации сельсовета по рассмотрению вопросов о стаже муниципальной службы от 09.01.2014 № 1 о включении в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы с 09.12.1992 по 10.10.1997 - 4 года 10 мес. на основании Указа Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 и периода работы с 18.09.2001 по 18.09.2003 - 2 года; протоколом заседания комиссии по определению стажа работы по выслуге лет на муниципальной службе от 09.01.2014 № 1; и распоряжением администрацией Новоперуновского сельсовета от 09.01.2014 № 1а об определении стажа муниципальной службы продолжительностью 12 лет 4 месяцу 7 дней (л.д. 11, 84-86 т. 1), а также показаниями представителя ответчика ФИО3 и свидетеля ФИО9.

В соответствии с действовавшим на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии п.п. 2, 6 Положения о пенсионного обеспечении муниципальных служащих в Новоперуновском сельсовете, утвержденным решением Совета депутатов Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 21.12.2007 № 63 (в редакции изменений от 06.04.2012 № 15 и от 03.09.2012 № 27), выплата пенсии по выслуге лет производится муниципальным служащим, которым назначена пенсии по старости (инвалидности), при наличии следующих условий: стаж муниципальной службы составляет не менее 15 лет, увольнение с муниципальной службы произошло, в том числе, в связи с сокращением штата. При назначении пенсии в расчет принимается полное количество лет.

При зачете судом спорного периода работы ФИО1 в должности кассира, бухгалтера Администрации Новоперуновского сельсовета с 09.12.1992 по 10.10.1997 с учетом периодов муниципальной службы, признаваемых ответчиком (с 18.09.2003 по 18.09.2008, с 18.09.2008 по 02.03.2015), стаж муниципальной службы истицы для назначения пенсии по выслуге лет составит 16 лет 3 месяца, при требуемых 15 годах.

Указанное также соответствует распоряжению администрации сельсовета от 09.01.2015 № 1а, которым в выслугу лет ФИО1 на муниципальной службе по состоянию на 01.01.2015 включено 16 лет 1 мес 14 дней. Как следует из материалов пенсионного дела ФИО1 данное распоряжение принято во внимание при рассмотрении ее заявления о назначении пенсии и вынесении постановления от 19.11.2015 № 50 назначена с 01.12.2015 пенсия по выслуге лет.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали законные основания для исключения из ранее зачтенного стажа муниципальной службы периода работы истицы в органе местного самоуправления и прекращения выплаты ФИО1 назначенной пенсии за выслугу лет муниципальной службы. В этой связи постановление Администрации Новоперуновского сельсовета от 16.08.2017 № 19 об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начисления пенсии с 01.03.2017 является незаконным и подлежит отмене, с возложением на орган местного самоуправления обязанности по возобновлению выплаты.

Таким образом, исковые требования ФИО1 к Администрации Новоперуновского сельсовета подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 16.08.2017 № 19 об отмене постановления о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и прекращении начислении ФИО1 пенсии с 01.03.2017.

Признать работой в должности специалиста, служащего органа местного самоуправления период работы ФИО1 в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета Тальменского район с 09.12.1992 по 10.10.1997.

Включить в стаж муниципальной службы ФИО1 период работы в должности кассира и бухгалтера Новоперуновского сельсовета Тальменского район с 09.12.1992 по 10.10.1997.

Обязать Администрацию Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края возобновить с 01.03.2017 выплату ФИО1 пенсии за выслугу лет муниципальной службы

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.04.2018.

Судья Гомер О.А.