УИД 66RS0057-01-2022-000353-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Тугулым 29 апреля 2022 года
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Незамеева Р.Ф.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-418/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 к Аушеву Адаму Ильясовичу о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Аушеву Адаму Ильясовичу о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию.
В административном исковом заявлении указано, что согласно представленных сведений, налоговым органом установлено, что Аушеву А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода право притязаний на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п.7 ст.396 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.390, п.1 ст.391 НК РФ).
На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать установленных Кодексом Налоговые ставки определены в п.1 указанного Решения.
Таким образом, сумма земельного налога за 2014-2017 годы, подлежащая уплате, составила- за 2014- 352,00 руб. за 2015 г. - 419,00 руб., за 2016 г. - 419,00 руб., за 2017 г. - 204,00 руб.
В статье 397 и 409 НК РФ определено, что земельный налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п.1 ст.397 и п.1 ст.409 НК РФ, физические лица уплачивают земельный налог и налог на имущество по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, сроком уплаты земельного налога за 2014 г. - 01.12.2015 г., за 2015 г.- 01.12.2016 г., за 2016 г. является - 01.12.2017 г., за 2017 г. является- 03.12.2018 г., о чем ответчику были направлены налоговые уведомления № о подлежащей уплате земельного налога и налога на имущество. Должник налоги в установленный законом срок не уплатил.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму налога налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислена пеня в размере 107,44 руб. по процентной ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно п.2 ст.286 КАС РФ, ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по взысканию обязательных платежей и санкций с Аушева А.И. истек.
Причиной пропущенного срока подачи настоящего заявления является технический сбой программного комплекса используемого налоговым органом в данном периоде.
В связи с чем истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления в суд о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций: земельный налог с физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в том числе за 2014 г. – 352,00 руб., 2015 г. – 419,00 руб., за 2016 г. – 419,00 руб., за 2017 г. – 204,00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц в сумме 107,44 руб., взыскать с административного ответчика Аушева Адама Ильясовича сумму обязательных платежей и санкций: земельный налог с физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 годы –в том числе за 2014 г. – 352,00 руб., 2015 г. – 419,00 руб., за 2016 г. – 419,00 руб., за 2017 г. – 204,00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц в сумме 107,44 руб., признать задолженность по обязательным платежам и санкциям: земельный налог с физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, в том числе за 2014 г. – 352,00 руб., 2015 г. – 419,00 руб., за 2016 г. – 419,00 руб., за 2017 г. – 204,00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц в сумме 107,44 руб., безнадежной к взысканию, взыскать с должника государственную пошлину.
Дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций) в силу п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением от 17.02.2022 года административное исковое заявление принято к производству, возбуждено административное дело, по делу проведена подготовка. Определение направлено сторонам.
При подаче административного иска в суд, МРИ ФНС России № 19 по Свердловской области ходатайствовала о рассмотрении административного иска в соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного судопроизводства.
В целях исполнения требований ч. 2 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в адрес административного ответчика Аушева А.И. направлялось определение о подготовке к рассмотрению административного дела, в котором разъяснялась возможность применения правил упрощенного (письменного) производства.
От административного ответчика Аушева А.И. возражений относительно заявленных требований не поступило.
Ввиду того, что административный истец и административный ответчик не возражают против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с положениями главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив в полном объеме материалы административного дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, в адрес Аушева Адама Ильясовича были направлены требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 352 руб. 00 коп., пени в размере 35 руб. 76 коп. (предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 419 руб. 00 коп., пени в размере 45 руб. 55 коп. (предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 419 руб. 00 коп., пени в размере 8 руб. 63 коп. (предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 204 руб. 00 коп., пени в размере 17 руб. 50 коп. (предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что самое раннее требование было направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ, сроком его исполнения является ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что сумма недоимки не превысила 3 000 рублей, в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для взыскания задолженности по налогу и пени истекал ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, административное исковое заявление поступило в Талицкий районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом срока на обращение в суд, своевременность обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено.
Не представлено административным истцом и доказательств, наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок.
Ссылка административного истца на технический сбой программного комплекса автоматизированной системы налогового органа не может являться уважительной причиной пропуска срока обращения в суд. К тому же, соответствующих доказательств этому налоговый орган не представил, равно как и не указал на то, каким образом данное обстоятельство могло воспрепятствовать своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено в суд по истечении шестимесячного срока, установленного законом.
Таким образом, у административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленные сроки, следовательно, налоговым органом срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, был пропущен без уважительных причин.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Свердловской области к Аушеву А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, в том числе, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
По смыслу положений ст.44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Поскольку суд в данном случае пришел к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, в связи с чем в требованиях о взыскании вышеуказанной задолженности по обязательным платежам и санкциям отказано, указанное в силу закона является основанием для исключения соответствующих записей налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления данного решения в законную силу, и, соответственно, для признания задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной к взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №19 к Аушеву Адаму Ильясовичу о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, взыскании обязательных платежей и санкций, признании задолженности по обязательным платежам и санкциям безнадежной – оставить без удовлетворения.
Признать задолженность Аушева Адама Ильясовича по обязательным платежам и санкциям: земельный налог с физических лиц за 2014-2017 годы, подлежащий уплате, в том числе за 2014 г. – 352,00 руб., за 2015 г.-419,00 руб. за 2016г. - 419 руб., за 2017г. - 204 руб.,., пени по земельному налогу с физических лиц в сумме 107,44 руб., в порядке ст.59 НК РФ, безнадежной к взысканию.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Незамеев Р.Ф.