Дело №
УИД №RS0№-73
Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Шепель В.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в обоснование иска указав, что она, являясь гражданкой Украины, проживает в Российской Федерации с 2001 года. 6 лет истец проработала на Севере в <адрес>, с 2008 года работала в Сочи, в том числе на строительстве Олимпийских объектов.
С 2014 года истец переехала в Республику Адыгея, в пгт.Энем. В этом же году истец встала как физическое лицо на налоговый учет и получила свидетельство (ИНН) ДД.ММ.ГГГГ. Документов, подтверждающих факт проживания и работы в перечисленных местах у истца нет, кроме постановки на учет и свидетельских показаний.
Вид на жительство и гражданство РФ истец не оформляла в связи с планами вернуться на родину.
В 2018 году у истца возникло право на страховую пенсию по старости, в связи с чем в апреле 2018 года истец обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в <адрес> за назначением пенсии. Однако, заявление о назначении пенсии и имеющиеся у истца документы у нее не приняли, объяснили, что несмотря на то, что имеются необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости (достижение возраста 55 лет, наличие необходимого стажа и размера ИПК на дату достижения возраста выхода на пенсию) у истца все равно недостаточно оснований для назначения страховой пенсии.
С этого времени было проблемным уехать к себе на родину для оформления пенсии, а после начала спецоперации на Украине – вообще невозможным. В связи с этим истец решила получить вид на жительство в Российской Федерации. Для получения вида на жительство необходимо пройти ряд этапов, на это, как известно, уходит много времени. Этот документ истец получила ДД.ММ.ГГГГ.
После получения вида на жительство осознавая, что теперь у нее есть все необходимое для назначения страховой пенсии по старости истец обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в феврале 2022 года за назначением пенсии, где ей объяснили, что нужен документ об образовании.
Истец закончила 8 классов. Получить из Украины документ о восьмилетнем образовании невозможно. Специального образования у истца нет. Все эти годы, более 20 лет, истец проработала маляром на различных стройках России. И каждые три месяца все эти годы истцу приходилось подтверждать факт ее нахождения на территории Российской Федерации: меняла одну миграционную карту на другую.
Проконсультировавшись у разных специалистов истец опять ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Отделение за назначением страховой пенсии по старости. Ею были предоставлены: вид на жительство иностранного гражданина, паспорт гражданина Украины, загранпаспорт, трудовая книжка, СНИЛС, свидетельство о рождении дочери.
Истцу было отказано в пенсионном обеспечении по причине того, что стажа работы у нее достаточно, но не хватает пенсионных баллов. Эти данные Отделение определило на дату последнего обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
На момент достижения истцом пенсионного возраста ее стаж по трудовой книжке составлял 16 лет 3 месяца 13 дней, а величина ИПК – 17 591 балл, при необходимых 9 лет стажа и 13,8 баллах. У истца было на 25 и более процентов больше необходимого.
Истец просила признать решение Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии незаконным и обязать Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> установить ей страховую пенсию по старости на условиях для назначения страховой пенсии по старости, имевшихся на дату достижения истцом возраста выхода на пенсию, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, выслушав стороны по делу, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", а также о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (часть 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В настоящее время в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
ДД.ММ.ГГГГ государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Пунктом 2 статьи 6 указанного соглашения установлено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается в страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного государствами - членами Евразийского экономического союза, ратифицированного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 354-ФЗ, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> было вынесено решение об отказе в установлении страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принятое Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> решение было мотивировано тем, что в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент – 23,4.
Вместе с тем, страховой стаж ФИО1 на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости составил 16 лет 3 месяца 13 дней, при этом отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, в связи с чем, право на назначение страховой пенсии по старости у ФИО1 отсутствует.
Судом установлено, что ФИО1, будучи гражданкой Украины, длительное время проживает на территории Российской Федерации, с 2014 года встала как физическое лицо на налоговый учет и ДД.ММ.ГГГГ получила свидетельство (ИНН), а в 2022 году ею получен вид на жительство в Российской Федерации.
Ранее вид на жительство и гражданство РФ истец не оформляла в связи с планами вернуться на родину, однако впоследствии ее возвращение на родину стало невозможным, в связи с чем ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено частью 1 статьи 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.
В ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком по делу не оспорено, что на момент достижения истцом пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ) ее стаж по трудовой книжке составлял 16 лет 3 месяца 13 дней, а величина ИПК – 17 591 баллов, при необходимых 9 годах стажа и 13,8 баллах (согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент достижения заявителем пенсионного возраста).
При таких обстоятельствах, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, и считает необходимым возложить на ответчика обязанность по установлению истцу ФИО1 страховой пенсии по старости на условиях для назначения страховой пенсии по старости, имевшихся на дату достижения ею возраста выхода на пенсию, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Признать решение Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии незаконным.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность по установлению ФИО1 страховой пенсии по старости на условиях для назначения страховой пенсии по старости, имевшихся на дату достижения ею возраста выхода на пенсию, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с даты обращения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея.
Судья: В.В. Шепель