НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея) от 17.08.2017 № 2А-1730/17

К делу года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Едиджи С.Х.

При секретаре Хуако С.Б.

С участием:

- представителя административного истца ФИО4 по доверенности;

- представителя административного ответчика МИФНС России по РА ФИО5 по доверенности,

Рассмотрев в судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к МИФНС России по РА о признании незаконными действий МИФНС России по РА,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к МИФНС России по РА о признании незаконными действий МИФНС России по РА.

В обоснование указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году проживал в <адрес>.

В июне ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС по <адрес> (<данные изъяты>), однако ввиду отсутствия помещения предпринимательская деятельность им не осуществлялась.

В августе ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 переехал в <адрес> и зарегистрировал прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого ФИО1 обратился в Межрайонную ИФНС по <адрес> и объяснил ситуацию представителю инспекции, который посоветовал заполнить ряд документов и отправить их по почте в Межрайонную ИФНС по <адрес> в <адрес>, так как, по его словам, адрес регистрации административного истца по территориальности относится к данной инспекции. Ему дали бланки документов и сообщили, что после их отправления его статус индивидуального предпринимателя будет прекращен.

В марте ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 переехал в <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ году административный истец снова сменил место жительства и зарегистрировался по адресу: <адрес>.

В апреле ДД.ММ.ГГГГ года им по почте было получено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, присланное из Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

В соответствии с данным требованием его статус индивидуального предпринимателя, якобы, не был прекращен с ДД.ММ.ГГГГ года и за административным истцом числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и по налогам в общем размере 344 737 (триста сорок четыре тысячи семьсот тридцать семь) руб. 57 коп., из которых 282 373 (двести восемьдесят две тысячи триста семьдесят три) руб. 83 коп. - задолженность по налогам (сборам).

Не согласившись с данным требованием, с целью разъяснения сложившейся ситуации ФИО1 направился в Межрайонную ИФНС России по <адрес>, где ему подтвердили, что его статус ИП не прекращен, а вышеуказанные долги и пени являются актуальными.

При обращении в Межрайонную ИФНС России по <адрес>ФИО1 предложили закрыть ИП, при этом пояснив, что закрывать ИП сейчас нет смысла, поскольку на данный момент его статус ИП уже должен быть прекращен, а ему необходимо обратиться в Межрайонную ИФНС по <адрес> и выяснить, почему ИП не было закрыто в ДД.ММ.ГГГГ году.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил электронное сообщение в Межрайонную ИФНС по <адрес> через официальный сайт ФНС России, так как в данном случае действия инспекции будут быстрее.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ из Межрайонной ИФНС по <адрес>, согласно которому статус ИП не прекращен, а в 2006 году только внесли изменения в связи с переменой места жительства.

Считает, что требование Межрайонной ИФНС России по <адрес> об уплате задолженности в размере 344 737 (триста сорок четыре тысячи семьсот тридцать семь) руб. 57 коп. является необоснованным, поскольку в результате некомпетентных действий со стороны неквалифицированного сотрудника налоговой инспекции вместо государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС по <адрес> в ЕГРИП были внесены лишь изменения, связанные с переменой места жительства. При этом административный истец полностью доверился советам сотрудников ИФНС и на протяжении 10 лет полагал, что его статус ИП был прекращен.

С момента регистрации административного истца в качестве ИП никакая предпринимательская деятельность им не осуществлялась, в связи с этим требование об уплате задолженности по налогам необоснованно.

Вместе с тем, как указано в названии требования , данная форма предусмотрена для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Осуществляя с ДД.ММ.ГГГГ года только трудовую деятельность в установленном законом порядке, он является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

При этом в отсутствие предпринимательской деятельности и какого-либо дохода иные налоги, а также сборы им уплачиваться не должны.

Налог на доходы физических лиц должен уплачиваться работодателем, который является «источником» дохода ФИО1.

Исходя из изложенного, задолженность по налогам (сборам), указанная в требовании от ДД.ММ.ГГГГ и числящаяся за ИП ФИО1, <данные изъяты>, является необоснованной.

На протяжении более 10 лет он не получал никаких требований об уплате недоимки по страховым взносам, налогам, сборам, пеням и штрафам, при этом фактически предпринимательская деятельность им никогда не осуществлялась, а статус ИП он намерен был закрыть еще в ДД.ММ.ГГГГ года, о чем, как полагал, уведомил регистрирующий орган.

Считает, что при разрешении вопроса о законности требования об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ подлежат учету изложенные в настоящем административном исковом заявлении обстоятельства, свидетельствующие о его добросовестности и отсутствии вины в образовании задолженности.

Просит признать незаконным требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца – ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их и пояснила, что доказательств, свидетельствующих о регистрации прекращения деятельности ИП у административного истца нет.

Представитель административного ответчика – МИФНС России по РА по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на административный иск, указав, что на основании представленных сведений УПФР в <адрес> Республики Адыгея, налоговым органом ФИО1 (<данные изъяты>) выставлено Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления ДД.ММ.ГГГГ. в размере 19356.48 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в размере 6038.98 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 277.62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 138.81 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. прочие начисления 4 квартал 2016г. в размере 3796.85руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 632.55 руб.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 344 737.57 руб., в том числе по налогам (сборам) 282 373.83 руб., которая подлежит уплате.

Пояснила, что административным истцом свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП не представлено и в МИ ФНС России данных сведений не имеется. Просит в административном иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что административный иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС по <адрес> (<данные изъяты>).

В ДД.ММ.ГГГГ административный истец в устной форме обратился в Межрайонную ИФНС по <адрес> для регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, где ему разъяснили порядок обращения в налоговый орган по месту регистрации, то есть в Межрайонную ИФНС по <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом ИП ФИО1 был снят с учета МИ ФНС России по <адрес>, о чем свидетельствует Уведомление о снятии с учета в налоговом органе физического лица по месту его жительства и был зарегистрирован в Межрайонную ИФНС по <адрес>, в связи с чем была внесена соответствующая запись в ЕГРИП.

В ДД.ММ.ГГГГ административный истец переехал и зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>, где проживает в настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС по <адрес>, в ЕГРИП внесены изменения о постановке ИП ФИО1 на учет в Межрайонную ИФНС по <адрес>.

На ДД.ММ.ГГГГ года за административным истцом числится общая задолженность по уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями в сумме 344737, 57 руб., как видно из уведомления Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

Суд считает, что действия налоговых органов правомерны.

Согласно ст.9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.07.2005) документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В соответствии со ст.22.3. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции от 02.07.2005, действовавшей на момент регистрации ИП, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) документа об уплате государственной пошлины.

Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Административный истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Доказательств, подтверждающих факт обращения или направления в ФНС России, в установленном законом порядке, заявления о прекращении предпринимательской деятельности ФИО1, как и свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суду не представлено.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, сведений, свидетельствующих о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у МИ ФНС России так же не имеется.

С учетом изложенного, суд считает недоказанными доводы истца о прекращении предпринимательской деятельности в ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 (<данные изъяты>) выставлено Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 19356.48 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления в размере 6038.98 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 277.62 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 138.81 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления ДД.ММ.ГГГГ. в размере 3796.85руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до ДД.ММ.ГГГГ. прочие начисления в размере 632.55 руб.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО1 числиться общая задолженность в сумме 344 737.57 руб., в том числе по налогам (сборам) 282 373.83 руб., которая подлежит уплате, в случаях отсутствия спора между сторонами по другим основаниям.

Суд приходит к выводу, что при отсутствии у ФИО1 государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, требование МИ ФНС России по РА об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – законно, обоснованно и оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к МИФНС России по РА о признании незаконными действий МИ ФНС России по РА по предъявленному требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в сумме 344737 рублей 57 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья С.Х. Едиджи