Мотивированное решение изготовлено
26 мая 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Володиной Т.Э.,
при секретаре Васёвой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-308/2017 по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области к Д.В.Н. о взыскании страховых взносов, пени и штрафов,
встречному административному исковому заявлению Д.В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области об оспаривании действий, признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обратился в суд с административным иском к Д.В.Н. и просит взыскать с Д.В.Н. в бюджет ПФР недоимку по страховым взносам за ../../.... г. год по требованию от ../../.... г. в размере ... руб. ... коп., пени на указанную недоимку в размере ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.
В обоснование административных исковых требований истец указал следующее. Д.В.Н. с ../../.... г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. ../../.... г.Д.В.Н. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области выявило у плательщика страховых взносов, не производящего выплаты физическим лицам, по состоянию на ../../.... г. за расчетный период за ../../.... г. год задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР в сумме ... руб. ... коп., рассчитываемую в зависимости от дохода от деятельности страхователя.
Управлением в отношении страхователя были начислены страховые взносы в виде фиксированного платежа по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию за ../../.... г. год как лицу, чей доход не превышает ... руб. ... коп., которые были взысканы органом контроля на основании действующего законодательства. Сведения о доходах от деятельности страхователя за ../../.... г. год отсутствуют, поэтому Управлением ПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области была составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от ../../.... г. в сумме ... руб. ... коп. Размер дополнительных страховых взносов за ../../.... г. год был определен в фиксированном размере, в соответствии с п. 11 ст. Закона №212-ФЗ.
Поскольку страхователем не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, Управлением ПФР в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, в соответствии со ст. 22 Закона №212-ФЗ было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ../../.... г. в размере ... руб. ... коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование в ПФР недоимка по уплате страховых взносов в размере ... руб. ... коп., пени на указанную недоимку в сумме ... руб. ... коп. Пени начислены за период с ../../.... г., поскольку дата уплаты страховых взносов, исчисленных в зависимости от дохода страхователя за ../../.... г. год, с ../../.... г. по ../../.... г. (дата выставления требования). Срок для добровольной уплаты по требованию установлен до ../../.... г..
Так как должник прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, согласно п. 1 ст. 21 Закона №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится органом контроля по уплате страховых взносов в судебном порядке. Первоначально в соответствии со ст. 123.1-123.3 КАС РФ Управлением подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Д.В.Н. задолженности по страховым взносам и пени в размере ... руб. ... коп. Определением мирового судьи судебного участка №1 Тагилстроевского района города Нижний Тагил судебный приказ от ../../.... г.№... был отменен.
Согласно реестру поступления платежей от страхователя оплата по спорному требованию не поступала.
В соответствии с ч. 2 ст. 16, ч. 8 ст. 15, ст. 12, 14, 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», административный истец просит взыскать с административного ответчика указанную задолженность (л.д. 3-4).
В судебном заседании ../../.... г. представитель административного ответчика Д.В.Н. - Б.И.Д., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ../../.... г. №№... (л.д. ...), представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. ...), предъявила встречный иск, просит признать незаконными действия должностных лиц ГУ - Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, по начислению, выставлению требования об уплате страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы; признать незаконными действия по вынесению постановления от ../../.... г. №№..., признать постановление от ../../.... г. №№... недействительным (незаконным) и отменить; признать незаконными действия по направлению постановления о взыскании страховых взносов, пени, штрафов для принудительного взыскания; обязать возвратить взысканные по вышеуказанному постановлению денежные средства в сумме ... руб. ... коп.; признать незаконными действия по обращению в ../../.... г. году с заявлениями в мировой суд для выдачи судебных приказов о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы.
Встречный административный иск мотивирован следующим. ../../.... г. при ознакомлении с материалами исполнительного производства в Тагилстроевском РОСП города Нижний Тагила истцу стало известно о наличии постановления, вынесенного ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ../../.... г. о взыскании с Д.В.Н. страховых взносов, пени и штрафов. Из данного постановления следует, что было вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от ../../.... г.№.... Однако с ../../.... г. в качестве ИП была зарегистрирована не Д.В.Н., а Б.В.Н., после смены фамилии под фамилией Д., Б.В.Н. ни одного дня предпринимательской деятельности не осуществляла. Основной вид деятельности: деятельность в области права. При этом Б.В.Н. не имеет никакого юридического образования, самостоятельно никогда не осуществляла предпринимательскую деятельность. Услуги предоставлялись гражданам только посредством единственного наемного сотрудника. В связи с регистрацией брака Б.В.Н.. ../../.... г. и уходом в декретный отпуск в ../../.... г. года, нежеланием в дальнейшем осуществлять предпринимательскую деятельность, ею было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности. ../../.... г. ИП Б.В.Н. было принято заявление об увольнении сотрудника, фактически осуществлявшего вышеуказанный вид деятельности.
../../.... г.Б. (Д.) В.Н. обратилась в МИФНС №16 по Свердловской области с заявлением о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП. Однако без законных к тому оснований ей было отказано во внесении данных о прекращении ею деятельности в качестве ИП, в связи тем, что ей сначала якобы необходимо сняться с регистрационного учета в УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области. В УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области Б.В.Н. был выдан обходной лист, было указано, что пока она не внесет все взносы за ../../.... г. год, при этом сумма не называлась, то обходной лист ей не подпишут, и с регистрационного учета её снимать не будут. Однако, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно, то есть после регистрации прекращения деятельности. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, асам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ееосуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с ней прав и обязанностей. Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Однако, административный истец обращалась с заявлением о прекращении ею предпринимательской деятельности, отказ МИФНС №16 по Свердловской области по внесению сведений о прекращении предпринимательской деятельности также, как и бездействие УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области по не снятию предпринимателя с учёта в качестве застрахованного лица, являются нарушением конституционных прав административного истца (л.д. ...).
В судебном заседании представитель административного истца (административного ответчика по встречному иску) УПФ РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - П.О.В., действующая на основании доверенности от ../../.... г. №№... (л.д. ...), имеющая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. ...-...), поддержала заявленные требования, просила взыскать с ответчика задолженность в полном объеме, встречный иск не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что Д. являлась предпринимателем с ../../.... г. по ../../.... г.. У нее была обязанность своевременно и в полном объеме выплачивать страховые взносы. Речь идет о ней как об ИП. Страховые взносы она должна выплачивать не позднее 31 декабря текущего года. Если речь идет о ../../.... г. годе, то не позднее ../../.... г.. Это если речь идет о фиксированном размере страховых взносах. Размер фиксированного страхового взноса зависит от суммы дохода. Если сумма дохода ниже 300000 рублей за год, то размер страхового взноса рассчитывается следующим образом. Минимальный размер МРОТ умножается на тариф страхового взноса и на 12 месяцев. Если сумма дохода более ... рублей, то идет расчет такой же, но плюс 1% от суммы свыше ... рублей, и уплата производится не позднее 31 апреля следующего года, то есть ../../.... г.. Для расчета страхового взноса ИП должны сдать в налоговый орган налоговую декларацию, подтверждающую их доходность. Потом налоговый орган предоставляет электронные сведения в ПФР, сведения обрабатываются, и начисляется страховой взнос. Если ИП не сдал декларацию, идет другой расчет: 8 МРОТ умножается на тариф и на 12 месяцев. Поскольку у Д. информация о доходах отсутствует, ПФР была выявлена недоимка, рассчитан дополнительный страховой взнос из расчета: 8 МРОТ, умноженные на тариф и на 12 месяцев, за минусом 1 МРОТ, всего получается 7 МРОТ. Сумма составила ... руб. ... коп. На эту сумму насчитаны пени в размере ... руб. ... коп., начиная с ../../.... г., поскольку оплата должна быть произведена до ../../.... г.. Д. было направлено требование. Поскольку оплаты не было, они обратились в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Впоследствии определением мирового судьи судебный приказ отменен, поэтому они обратились в районный суд. Д. первоначально обращалась в МИФНС №16 с заявлением о снятии с регистрационного учета как ИП, потом обратилась в ПФР. На обходном листе указаны два регистрационных номера, как работодателя, и как ИП, указано, какие документы необходимо представить для того, чтобы сняли с учета. Для снятия с учета, как работодателя, Д. должна была обратиться именно в ПФР, так как налоговый орган снимает с учета при предоставлении необходимых документов от страхователя. Если документов не хватает, они запрашивают их в ПФР. Поскольку Д. являлась работодателем, должна была сдать отчетность на работающих лиц. Поскольку она обращалась в ../../.... г. года, она должна была сдать в ПФР отчетность за единственного работника за 9 месяцев ../../.... г. года. В ../../.... г. года такая отчетность ею не была сдана, она была сдана в ../../.... г. года. В ../../.... г. года УПФР ответил ИФНС, что отчетность не сдана. В связи с чем, налоговый орган отказал Д. в регистрации снятия с учета как работодателя, так как нарушаются права застрахованных лиц. Она не нашла заявления Д. о снятии с регистрационного учета. Такое заявление представлено в ПФР в ../../.... г. году, и она снята с учета в ../../.... г. году.
По встречному иску представитель истца (ответчика по встречному иску) дал суду пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве (л.д. ...).
Административный ответчик (административный истец по встречному административному иску) Д.В.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. ...), в судебное заседание не явилась, причину неявку суду не сообщила, с ходатайством об отложении или рассмотрении дела в её отсутствие не обращалась, воспользовалась своим правом и направила в суд представителя.
Представитель административного ответчика (административного истца по встречному административному иску) - Б.И.Д., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ../../.... г. №№... (л.д. ...), представившая диплом о высшем юридическом образовании (л.д. ...), исковые требования УПФР не признала, встречный иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что в ../../.... г. году Демакова после регистрации брака ../../.... г. обратилась в МИФНС №16 с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности в связи с нежеланием ее осуществлять и отказом от статуса ИП. Также она обратилась в УПФР с заявлением о снятии ее с учета, получила обходной лист. ../../.... г.Д. уволила своего единственного работника. Из документа, который был направлен ей из МИФНС №16, она не поняла, по какой причине ей было отказано в снятии с регистрационного учета. В МИФНС №16 ей разъяснили, что нужно обращаться в УПФР, но поскольку она поменяла фамилию, ей нужно было переделывать документы, так как отчетность она сдавала как Б.. В ... года она ушла в декретный отпуск. В ../../.... г. года у нее родился ребенок, она находилась в отпуске по уходу за ребенком. По настоящее время она так и не трудоустроена. Требования ей выставляются за ../../.... г. год. Кроме того, что Д. писала заявление о прекращении предпринимательской деятельности, страховые взносы должны производиться не позднее 31 декабря текущего года. То есть за ../../.... г. год оплата должна была быть произведена до ../../.... г.. Если бы имелась недоимка, то соответственно она должна быть выявлена в начале ../../.... г. года, и требования должны были выставлены в ../../.... г. году, а не в ../../.... г. года, то есть срок истек ../../.... г., однако административный иск составлен ../../.... г.. Кроме того, УПФР обращался за выдачей судебного приказа в мировой суд. На судебный приказ писались возражения, указывалось, что требования незаконны, поскольку Д. находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, поэтому не должна выплачивать страховые взносы.
По встречному административному иску представитель дала суду пояснения, аналогичные изложенным во встречном административном иске, дополнительно суду пояснила, что Д. написала заявление о прекращении предпринимательской деятельности, уплатила госпошлину, уволила работника, пошла в декретный отпуск, после декрета не собиралась продолжать предпринимательскую деятельность. Таким образом, не снятием с регистрационного учета её фактически принуждают к осуществлению какой-то деятельности, которую она должна осуществлять и платить взносы. Зарегистрированные ИП, даже если они не осуществляют деятельность, они обязаны платить взносы. Д. это понимала, поэтому и написала заявление о прекращении деятельности. Д. могла не подавать никаких отчетов и не платить страховые взносы. Доказательств того, что она вела предпринимательскую деятельность, УПФР не предоставлено, однако им выставлено требование об уплате взносов, которые она не должна платить. Доказательством отсутствия предпринимательской деятельности является то, что она не сдавала отчетность, не предоставляла декларации.
Постановление УПФР от ../../.... г. ими получено в Тагилстроевском РОСП. Из него сложно понять, за какой период взысканы страховые взносы. Это она поняла, ознакомившись с административным иском, что страховые взносы взыскиваются ../../.... г. год. Это постановление они считают незаконным, поскольку Д. написала заявление о прекращении предпринимательской деятельности. Кроме того, в ../../.... г. году она находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, поэтому не была обязана выплачивать страховые взносы. Поскольку указанное постановление незаконное, незаконными они считают действия УПФР по направлению данного постановления в Тагилстроевский РОСП. Кроме того, поданному постановлению у Д. со счета снята денежная сумма ... руб. ... коп., которую она просит ей вернуть. Также она просит признать Д. прекратившей предпринимательскую деятельность с момента подачи заявления - с ../../.... г.. Кроме того, она просит признать незаконными действия УПФР по обращению в суд с заявлением о выдаче судебного приказа за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы, поскольку она находилась в декретном отпуске и предпринимательскую деятельность не осуществляла.
С учетом мнения участников судебного разбирательства, и в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного ответчика (административного истца по встречному иску), извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
Выслушав доводы представителя административного истца (административного ответчика по встречному иску), представителя административного ответчика (административного истца по встречному иску), изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что в период с ../../.... г. до ../../.... г.Д.В.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. ...), в силу чего обязана была уплачивать требуемые истцом обязательные платежи, а при несвоевременной выплате - санкции, установленные Законом №212-ФЗ.
Вместе с тем, административный ответчик Д.В.Н. не согласна с требованием, указывает, что она обратилась в МИФНС №16 по Свердловской области ../../.... г. с заявлением о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП. Однако без законных оснований ей было отказано во внесении данных о прекращении ею деятельности в качестве ИП, в связи с чем, представитель Д.В.Н. просит признать её прекратившей предпринимательскую деятельность с момента подачи заявления - с ../../.... г..
Как следует из встречного искового заявления (л.д. ...), вышеуказанное требование там не указано.
Форма и содержание административного искового заявления регламентированы ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Как указано в ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Таким образом, суд не может рассматривать требование, которое не было заявлено истцом и оформлено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон №129-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
На основании п. 1 ст. 22.3 этого же Закона государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Из указанных норм права следует, что прекращение статуса индивидуального предпринимателя предусматривает подачу соответствующего заявления в регистрирующий орган, которым является Федеральная налоговая служба. Управление Пенсионного фонда не наделено полномочиями по снятию индивидуальных предпринимателей с регистрационного учета.
Судом установлено, что ../../.... г.Д.В.Н. обратилась в МИФНС №16 по Свердловской области с заявлением о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП. Однако решением МИФНС №16 по Свердловской области от ../../.... г. ей было отказано во внесении данных о прекращении ею деятельности в качестве ИП, в связи тем, что УПФР не подтверждает представление Д.В.Н. сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (л.д. ...).
Непредставление документа, указанного в подп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона №129-ФЗ является основание для вынесения решения об отказе в государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 Закона №129-ФЗ).
Судом установлено, что на дату обращения Д.В.Н. в налоговый орган ../../.... г. с заявлением о регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя указанная отчетность в отношении наемных работников за 9 месяцев ../../.... г. года не была представлена в УПФР, данная отчетность представлена Д.В.Н.../../.... г. (л.д. ...), в связи с чем, налоговым органом ../../.... г. принято решение об отказе Д.В.Н. в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Указанное решение Д.В.Н. не обжаловалось, несмотря на то, что порядок обжалования разъяснен в самом решении.
С заявлением о прекращении деятельности в качестве ИП Д.В.Н. повторно обратилась в МИФНС №16 по Свердловской области только в ../../.... г. году, и статус ИП прекращен ../../.... г., запись о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ../../.... г. (л.д. ...).
Таким образом, Пенсионный фонд РФ не наделен законом полномочиями по самостоятельному разрешению вопроса о прекращении статуса индивидуального предпринимателя и государственной регистрации данного прекращения. До момента предоставления заявления в регистрирующий орган Д.В.Н. не утрачивает статус индивидуального предпринимателя и продолжает нести обязанности, возложенные на нее законом.
Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в пенсионных органах производится в соответствии со ст. 11 Закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».
Как указал представитель административного истца, в органах Пенсионного фонда Д.В.Н. была зарегистрирована по двум основаниям, с присвоением двух регистрационных номеров, в том числе, в качестве индивидуального предпринимателя (регистрационный номер №... от ../../.... г.) и в качестве физического лица, производящего выплаты физическим лицам (регистрационный номер №... от ../../.... г.) (л.д. ...).
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР, установлен Постановлением Правления ПФ РФ от 13.10.2008 №296п «Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам», зарегистрированным в Минюсте РФ 13.11.2008 №12649 (далее по тексту Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета).
Снятие с регистрационного учета физических лиц - работодателей осуществляется по месту их регистрации в территориальных органах ПФР на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР и представляемых одновременно с ним заверенных в установленном порядке сведений за наемных работников, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с нормами Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (п. 26 Порядка).
Как следует из материалов дела, снятие с учета Д.В.Н. в территориальном органе Пенсионного фонда произведено только ../../.... г. (л.д. ...), после обращения представителя Д.В.Н.. - Б.И.Д., с заявлением о снятии с регистрационного учета в территориальном органе ПФР страхователя, производящего выплаты физическим лицам от ../../.... г. (л.д. ...).
Доводы представителя Д.В.Н. о том, что та обращалась в УПФР в ../../.... г. года с заявлением о снятии с регистрационного учета, не подтверждаются доказательствами. Факт выдачи обходного листа Д.В.Н. не свидетельствует о подаче ею заявления о снятии с регистрационного учета, тем более что данный обходной лист не заполнен и не подписан (л.д. ...).
Кроме того, административный истец по встречному иску Д.В.Н. полагает, что она не должна платить страховые взносы, поскольку ../../.... г. она родила ребенка (л.д. ...), находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, не осуществляла предпринимательскую деятельность.
Как указано в п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 №107 индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае не осуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в ст. 11 Закона №173-ФЗ.
Положения подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, в том числе, периода получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. В силу подп. 7 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам относится к пособиям по государственному социальному страхованию.
Таким образом, действующее законодательство действительно не предполагает обязанности индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Вместе с тем, Д.В.Н. в УПФР представлено только свидетельство о рождении ребенка, которое подтверждает только факт рождения ребенка, не представлены документы, подтверждающие то обстоятельство, что она находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и что в указанный период ею не осуществлялась предпринимательская деятельность. Данные документы Д.В.Н. также не представлены и в суд, в связи с чем, суд лишен возможности проверить указанные доводы Д.В.Н.
Таким образом, суд полагает, что Д.В.Н., являясь в том числе, плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в период с ../../.... г. по ../../.... г. была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за указанный период в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона №212-ФЗ.
В связи с неуплатой страховых взносов на основании ст. 22 Закона №212-ФЗ УПФР было выставлено требование Д.В.Н. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за ../../.... г. год от ../../.... г. №№... в сумме ... руб. ... коп. Страховые взносы были начислены в виде фиксированного платежа по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию за ../../.... г. год, как лицу, чей доход не превышает ... руб. ... коп. Данные сведения отражены в постановлении УПФР от ../../.... г. (л.д. ...).
В силу положений ч. 14 ст. 19 Закона №212-ФЗ УПФР вправе взыскать в
принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах
предпринимателя в банках, или за счет иного имущества плательщика страховых взносов или предпринимателя в соответствии со ст. 20 Закона №212-ФЗ.
Как указано в ст. 20 Закона №212-ФЗ, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Как указано в постановлении УПФР от ../../.... г., срок исполнения требования от ../../.... г. №№... установлен до ../../.... г.. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, соответственно, срок принятия оспариваемого постановления не пропущен.
Истцом по встречному административному иску Д.В.Н. оспаривается постановление УПФР от ../../.... г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, поскольку она полагает, что не должна уплачивать страховые взносы в связи с прекращением предпринимательской деятельности и нахождением в декрете и отпуске по уходу за ребенком.
Мнение суда по указанным доводам изложено выше в решении суда. Другие доводы для оспаривания постановления Д.В.Н. не приведены.
Кроме того, судом установлено, что административным истцом Д.В.Н. пропущен срок для обжалования вышеуказанного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое Д.В.Н. постановление УПФР вынесено ../../.... г., соответственно, окончание срока для обжалования вышеуказанного постановления - ../../.... г., тогда как обращение в суд последовало ../../.... г..
Истец по встречному иску во встречном иске указал, что с обжалуемым постановлением был ознакомлен ../../.... г. в Тагилстроевском РОСП при ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд с административным иском.
Административным истцом по встречному иску Д.В.Н. не представлены суду доказательства соблюдения срока обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления УПФР от ../../.... г., уважительности причин пропуска срока.
На основании ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по встречному иску Д.В.Н. о признании незаконным и отмене постановления УПФР от ../../.... г. №№... о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Судом установлено, что вышеуказанное постановление было частично исполнено судебным приставом-исполнителем Тагилстроевского РОСП, частично была взыскана сумма ... руб. ... коп., что следует из постановления об окончании исполнительного производства от ../../.... г. (л.д. ...).
Поскольку данное постановление не признано судом незаконным, оно должно исполняться, и в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем данное постановление было частично исполнено, в связи с чем, оснований для возврата суммы ... руб. ... коп. не имеется, в силу чего, встречное исковое требование в указанной части удовлетворению не подлежит.
Также по вышеуказанным основаниям не подлежат удовлетворению встречные исковые требования Д.В.Н. о признании незаконными действий должностных лиц УПФР по начислению, выставлению требования об уплате страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г. год; по вынесению постановления от ../../.... г. №№...; по направлению постановления о взыскании страховых взносов, пени, штрафов для принудительного взыскания.
Кроме того, УПФР Д.В.Н. были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе за ../../.... г. год от ../../.... г. №№... в сумме ... руб. ... коп. (недоимка - ... руб. ... коп. и пени - ... руб. ... коп.) (л.д. ...); за ../../.... г. год от ../../.... г. №№... в сумме ../../.... г. руб. ... коп. (недоимка - ... руб. ... коп. и пени - ... руб. ... коп.); за ../../.... г. год от ../../.... г. №№... в сумме ../../.... г. руб. ../../.... г. коп. (недоимка ... руб. ... коп. и пени ... руб. ... коп.). Требования за ../../.... г., ../../.... г. год суду не представлены, но сторонами не оспаривается их предъявление.
Истец по встречному иску Д.В.Н. просит признать незаконными действия должностных лиц УПФР по начислению, выставлению требования об уплате страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы по тем основаниям, что она не должна была оплачивать страховые взносы, поскольку заявила о прекращении предпринимательской деятельности и находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком.
Суд не согласен с указанными доводами Д. по изложенным выше в решении основаниям, в связи с чем, считает, что УПФР правомерно были предъявлены требования Д.В.Н. за указанные периоды, поскольку оплата страховых взносов Д.В.Н. не производилась, в силу чего не находит оснований для удовлетворения данных требований.
Также Д.В.Н. просит признать незаконными действия ответчика по встречному иску УПФР по обращению в ../../.... г. году с заявлениями в мировой суд для выдачи судебных приказов о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы.
Суд полагает, что указанные доводы не основаны на законе. Право на обращение в суд гарантировано Конституцией Российской Федерации и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как указано в ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым (ч. 2).
Таким образом, УПФР, считая свои права нарушенными, обратилось в суд с заявлением о выдаче судебных приказов о взыскании с Д.В.Н. страховых взносов, пеней и штрафов. Судебные приказы были вынесены мировым судьей, но в последующем отменены в связи с поступлением возражений от должника Д.В.Н. (л.д. ...).
Вопрос о законности и обоснованности заявленных истцом требований рассматривается судом, которым принимается решение об удовлетворении требований или отказе в их удовлетворении.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований Д.В.Н. о признании незаконными действий УПФР по обращению в ../../.... г. году с заявлениями в мировой суд для выдачи судебных приказов о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г.../../.... г. годы.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указано в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Закон №212-ФЗ), действующего на момент возникновения спорных отношений, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 8 ст. 16 Закона №212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Поскольку судом установлено, что Д.В.Н. в период с ../../.... г. до ../../.... г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. ...), она обязана была уплачивать требуемые истцом обязательные платежи.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Закона №212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона №212-ФЗ (... х ... х ...% х ...).
Судом установлено, что УПФР были начислены страховые взносы Д.В.Н. в виде фиксированного платежа по обязательномупенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию за ../../.... г. год, как лицу, чей доход не превышает ... руб. ... коп.
Кроме того, поскольку сведения о доходах от деятельности страхователя Д.В.Н. за ../../.... г. год отсутствуют, что не оспаривается Д.В.Н., УПФР ../../.... г. была составлена справка о выявлении недоимки в сумме ... руб. ... коп. (л.д. ...), и административному ответчику направлено требование от ../../.... г. об уплате недоимки в вышеуказанной сумме в срок до ../../.... г. со сроком уплаты до ../../.... г. (л.д. ...).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона №212-ФЗ требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Таким образом, требования истцом об уплате недоимки, пени и штрафов выставлены и направлены Д.В.Н. своевременно.
Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, УПФР в соответствии со ст. 25 Закона №212-ФЗ административному ответчику начислены пени в размере ... руб. ... коп (л.д. ...).
Расчет задолженности (л.д. ...) административным истцом произведен верно, судом проверен, административным ответчиком не оспорен.
В установленный законом и в требовании срок, ответчик недоимку и пени не погасил, обязательство по уплате обязательных платежей не исполнил, что подтверждается реестром поступлений платежей от страхователей (л.д. ...).
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в размере ... руб. ... коп. с Д.В.Н. Определением мирового судьи судебного участка №1 Тагилстроевского судебного района Свердловской области судебный приказ был выдан, но определением от ../../.... г. был отменен (л.д. ...).
В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона №212-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с настоящим административным заявлением ../../.... г. (л.д. ...), то есть в установленный срок.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, считает возможным взыскать с Д.В.Н. в бюджет ПФР недоимку по страховым взносам за ../../.... г. год по требованию от ../../.... г. в размере ... руб. ... коп., пени на указанную недоимку в размере ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с удовлетворением административного иска, с административного ответчика Д.В.Н. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой административный истец при подаче иска освобожден, пропорционально удовлетворенным требованиям, в сумме ... руб. ... коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области к Д.В.Н..
Взыскать с Д.В.Н., зарегистрированной по адресу: (место расположения обезличено), проживающей по адресу: (место расположения обезличено), в бюджет ПФР недоимку по страховым взносам за ../../.... г. год по требованию от ../../.... г. в размере ... руб. ... коп., пени на указанную недоимку в размере ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.
Взыскать с Д.В.Н. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме ... руб. ... коп.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Д.В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании незаконными действий должностных лиц Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области по начислению, выставлению требований об уплате страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы; признании незаконными действий по вынесению постановления от ../../.... г. №№...; признании незаконным и отмене постановления от ../../.... г. №№...; признании незаконными действий по направлению постановления о взыскании страховых взносов, пени, штрафов для принудительного взыскания; возложении обязанности возвратить взысканные по постановлению от ../../.... г. №№... денежные средства в сумме ... руб. ... коп.; признании незаконными действий по обращению в ../../.... г. году с заявлениями в мировой суд для выдачи судебных приказов о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за ../../.... г., ../../.... г., ../../.... г. годы, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья Володина Т.Э.