НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Таганского районного суда (Город Москва) от 05.06.2014 № 2-1764/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 июня 2014 года                                 г.Москва

 Таганский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Подмарковой Е.В., при секретаре Барыкине И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1764-14/10с по исковому заявлению Киндеркнехт С. к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец Киндеркнехт  С. обратилась в суд с иском к ответчику Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, указывая в обоснование своих требований на то, что она переехала в Российскую Федерацию по государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Муж истицы, Киндеркнехт Е. В., является участником программы, а она и двое детей - членами семьи участника программы. Из Германии <дата> семья истицы привезла автомашину TOYOTA RAV4  , оформленную на имя Киндеркнехт С.. <дата> истица обратилась с заявлением к начальнику Калужского акцизного таможенного поста (структурное подразделение Центральной акцизной таможни) с просьбой осуществить действия, связанные с оформлением ввоза на территорию Российской Федерации вышеуказанного автомобиля, с выдачей необходимых документов, в том числе, паспорта транспортного средства. Ответ на заявление был дан заместителем начальника Калужского акцизного таможенного поста Акользиным Е.В. <дата> №43-16/0050. Из ответа следует, что принадлежащее истице транспортное средство подлежит таможенному декларированию. Порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных совместным приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.Об.2005г. №496/192/134. В соответствии с п.57 Положения паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза. В ответе таможни также указано, что согласно Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, правовое положение участника данной Программы и членов его семьи различно и право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только участнику названной Программы, в то время как, в данном случае собственником ввозимого автомобиля является Киндеркнехт С., которая относится к категории членов семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Таким образом, вышеуказанным решением было отказано в выдаче паспорта транспортного средства, на ввозимый истицей автомобиль. По мнению Киндеркнехт С., данный отказ не основан на законе, так как согласно нормативным правовым актам, регулирующим порядок добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, истица вправе ввезти принадлежащий ей автомобиль без указанных таможней ограничений.

 На основании изложенного, истица просит суд обязать Центральную акцизную таможню выдать паспорт транспортного средства в отношении принадлежащего Киндеркнехт  С. автомобиля марки «TOYOTA RAV4», номерной знак  , VIN  .

 В настоящее судебное заседании истица, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

 В судебное заседание явился представитель истицы по доверенности Годзенко Е.Б., который исковые требования поддержал в полном объеме.

 Представитель ответчика Центральной акцизной таможни по доверенности Орлова Е.Е. в судебном заседании, не соглашаясь с исковыми требованиями, просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила письменный отзыв на иск, в обоснование которого указала, что, порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В целях содействия в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в Российскую Федерацию, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В данном случае, Киндеркнехт С., являясь членом семьи участника Государственной программы, переселилась вместе с мужем Киндеркнехт Е. В. (участником Государственной программы) из Германии на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и ввезла на территорию Российской Федерации транспортное средство, принадлежащее ей на праве собственности. В соответствии с подп. «а» п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Иные освобождения, в том числе в области технического регулирования, данным нормативным актом не предусмотрены. Понятия участника Государственной программы и членов семьи участника Государственной программы закреплены в пункте 6 Государственной программы. Условия, соблюдение которых необходимо для получения льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении автомобиля, ввозимого на территорию Таможенного союза лицом, переселяющимся на постоянное место жительство в государство-член Таможенного союза, установлены пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению. Таким образом, при соблюдении условий, установленных п. 24 Приложения 3 к Соглашению, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются как участникам Государственной программы, так и членам их семьи.

 Суд, выслушав истцов, представителя ответчика Центральной акцизной таможни, исследовав материалы дела, считает исковые требования. подлежащими отклонению по следующим основаниям.

 В силу ч.2 ст.129 ГК РФ (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

 Согласно ст. 153 Таможенного кодекса, пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (в ред. Протокола от 16.04.2010).

 В силу ст. 150 Таможенного кодекса, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.

 Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что истица является собственником транспортного средства – автомобиля «TOYOTA RAV4», номерной знак  , VIN  .

 Истица Сузанне Киндеркнехт является супругой Киндеркнехт Е. В..

 Согласно копии свидетельства (оригинал обозревался в судебном заседании), серия СС №, выданного 11.11.2013г., Киндеркнехт Е. В. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в графе «сведения о членах семьи» истец Киндеркнехт С., заявлена как жена (л.д. 10-11).

 <дата> Киндеркнехт С. в Калужский акцизный таможенный пост Калужской области Российской Федерации в отношении транспортного средства автомобиля «TOYOTA RAV4», номерной знак  , VIN  , ввезенного в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была подана пассажирская таможенная декларация (л.д. 7).

 <дата> на таможенный пост поступило заявление Киндеркнехт С. на имя заместителя начальника таможенного поста с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль «TOYOTA RAV4», номерной знак  , VIN  .

 Письмом от 24.02.2014 № 43-16/0050 КАТП, исходя из информации, находящейся в распоряжении таможенного поста, информировал Киндеркнехт С. о несоответствии экологического класса транспортного средства TOYOTA RAV4  , VIN  , требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609.

 Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты.

 Не соглашаясь с отказом Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС), истица ссылается на то, что отказ не основан на законе, так как согласно нормативным правовым актам, регулирующим порядок добровольного переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, я вправе ввезти принадлежащий мне автомобиль без указанных таможней ограничений. Из содержания норм Положения о паспортах транспортных средств, Технического регламента, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе. Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, Доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки. Указанное также согласуется с положениями, содержащимися в Соглашении между Правительством РФ, Правительством республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 18.06.2010г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», относящимися к физическим лицам, пребывающим (переселяющимся) в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства, и имеющим право на освобождение от уплаты таможенных платежей (п.24 приложения №3 Соглашения). Следовательно, довод таможни о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи, необоснован.

 Суд не может согласиться с доводами истицы и ее представителя по следующим основаниям.

 В п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П отражено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных в таможенную территорию РФ, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений тарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).

 Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

 В целях содействия в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в РФ, Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

 В соответствии с подп. «а» п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Иные освобождения, в том числе в области технического регулирования, данным нормативным актом не предусмотрены.

 Понятия участника Государственной программы и членов семьи участника Государственной программы закреплены в пункте 6 Государственной программы.

 Условия, соблюдение которых необходимо для получения льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении автомобиля, ввозимого на территорию Таможенного союза лицом, переселяющимся на постоянное место жительство в государство-член Таможенного союза, установлены пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению.

 Таким образом, при соблюдении условий, установленных п. 24 Приложения 3 к Соглашению, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются как участникам Государственной программы, так и членам их семьи.

 Порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 496/192/134.

 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена дополнительная функция по выдаче паспортов транспортных средств.

 В соответствии с п. 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами, в том числе после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

 Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях.

 В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2009 года № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609», оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года № 609.

 Пунктом 14 Технического регламента установлено, что с 1 января 2014 года на территории Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 5.

 Согласно п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, паспорта не выдаются.

 Однако в соответствии с пунктом 71 Положения требования по экологическому классу не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Технического регламента, в том числе, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

 Следовательно, исходя из положений Технического регламента, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется исключительно участнику Государственной программы. При этом льготы по уплате таможенных платежей предоставляются обеим категориям лиц.

 Учитывая пункт 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств (шасси) требованиям Технического регламента ПТС не выдаются.

 При этом Государственной программой предусмотрены права как участника Государственной программы, так и членов его семьи.

 Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы так и членов его семьи.

 Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п.19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.

 Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

 Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

 В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими соблюдение требований по экологическому классу автомобилей, а также по порядку уплаты утилизационного сбора, участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства.

 Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не содержит положений относительно отсутствия необходимости подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства экологическому классу 5, а также уплаты утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы.

 На основании изложенного, в связи с тем, что автомобиль принадлежит не Киндеркнехт  Е.В., как участнику Государственной программы, а его супруге - Киндеркнехт С. - члену семьи участника Государственной программы, должностными лицами таможенного поста правомерно отказано в выдаче ПТС на данное транспортное средство.

 В подпунктах «а» - «г» пункта 4 Технического регламента указан исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых не применяются требования Технического регламента.

 Технический регламент утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.

 Таможенный орган при выдаче ПТС на транспортные средства руководствуется, в том числе нормативно-правовыми актами в области технического регулирования.

 Соответственно, при непредставлении документов, подтверждающих соблюдение условий, установленных п.п. 70, 71 Положения, основания для выдачи ПТС на транспортное средство, несоответствующее требованиям экологического класса, установленных Техническим регламентом, отсутствуют.

 Учитывая, что в пункте 4 Технического регламента не поименованы члены семьи участника Государственной программы, соответственно выдача ПТС на транспортные средства, принадлежащие на праве собственности данной категории лиц, возможна только на автомобили, соответствующие требованиям Технического регламента.

 Также суд отклоняет доводы истицы о том, что в силу того, что автомобиль является совместной собственностью истицы и ее супруга, и фактически 1/2 доля в праве собственности на данный автомобиль принадлежит Киндеркнехт  Е.В., ПТС на автомобиль должен быть выдан без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту, как не законные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, поскольку собственником автомобиля является истец Киндеркнехт С., раздел совместно нажитого имущества истцами не произведен, а кроме того, автомобиль является неделимым имуществом, его собственником может быть только одно лицо (при разделе совместно нажитого имущества с выплатой компенсации доли другому сособственнику).

 В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения. Доказательства представляются сторонами.

 Вместе с тем, иных доказательств в обоснование заявленных исковых требований истицей суду не представлено, а судом в ходе рассмотрения дела добыто не было.

 Таким образом, из анализа указанных выше норм и фактических обстоятельств, установленных судом в ходе судебного разбирательства, следует, что действия Центральной акцизной таможни являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Киндеркнехт С. к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства суд не находит, и отказывает в удовлетворении исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении иска Киндеркнехт С. к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства – отказать.

 Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Московского городского суда через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья: