Таганрогский городской суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Таганрогский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-7617-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Исаева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заявлению ФИО1 об обжаловании действий (бездействия) Таганрогской таможни,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) Таганрогской таможни. В обоснование заявления указал, что 22 октября 2009 года на основании договора купли-продажи транспортного средства приобрел в личную собственность в у Н.А. автомашину марки .
Право собственности Н.А. подтверждено справкой-счетом Серия №, выданной ООО .
При обращении в МРЭО ОГИБДД при УВД по г. Таганрогу ему было отказано в регистрации транспортного средства и ему стало известно о том, что приобретенная им автомашина уже 06 мая 1998 года была поставлена на первичный учет (регистрацию) в ТО МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону на основании справки-счета Серия №, выданной ООО от 24 апреля 1998 года, где в качестве владельца отражена Н.А.
06 мая 1998 года Н.А. был выдан государственный регистрационный знак №, свидетельство о регистрации Серия № согласно записи в ПТС серия №.
04 июля 2000 года по результатам рассмотрения материала № установлено, что идентификационные номера вышеуказанной автомашины изменениям не подвергались, а также то, что справка-счет Серия № действительна и выдана ООО .
При совершении им сделки - купли-продажи автомашины о не знал и не мог знать о том, что Н.А. ранее, в период с 1998 по 2000 года, совершила регистрационные действия в отношении приобретенной мною автомашины.
О данных обстоятельствах ему стало известно только в октябре 2009 года, при его обращении в МРЭО ОГИБДД при УВД по гор. Таганрогу, по месту моего жительства.
Автомашина , в розыске не находится, что указывает на правомерность действий Н.А., как собственника, по распоряжению приобретенной ею автомашиной (ст.209 Гражданского кодекса РФ).
В настоящее время ему стало известно о том, что в отношении вышеуказанной автомашины не завершено таможенное оформление, что является основанием к ограничению в использовании данного транспортного средства.
Не смотря на тот факт, что он не участвовал при перемещении автомобиля через таможенную границу РФ, о лицах, которые фактически ввезли автомобиль, ничего не знает, приобретал автомобиль в ходе гражданского оборота на территории РФ, то есть не является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, он решил воспользоваться правом, предусмотренным приказом ГТК России от 25.12.2002 №1404, а именно правом добровольной уплаты таможенных платежей, в связи с чем, обратился в Таганрогскую таможню с заявлением о применении в отношении приобретенного мною автомобиля норм «Инструкции о порядке снятия ограничений на Использование и распоряжение транспортными средствами» (далее - Инструкция), утвержденной вышеназванным приказом.
05.04.2010 в Таганрогскую таможню было подано заявление (вх. № 04294 от 05.04.2010) о добровольной уплате таможенных платежей в отношении приобретенного автомобиля, в котором подробно изложил все обстоятельства его приобретения. К заявлению были приложены копии документов, подтверждающих факт приобретения автомобиля на территории Российской Федерации, а так же копии документов, подтверждающих факт ввоза автомобиля до начала 2009 года.
12.05.2010, несмотря на положения пункта 5 Инструкции, согласно которому начальник таможенного органа, рассмотрев все имеющиеся документы и материалы, должен принять решение о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства с учетом всех обстоятельств его ввоза на территорию Российской Федерации, из Таганрогской таможни за подписью заместителя начальника таможни по таможенному контролю поступило письмо от 12.05.2010 № 21-18/07959, в котором таможенный орган банально процитировал нормы вышеназванной Инструкции.
Полагая, что письмо Таганрогской таможни от 12.05.2010 № 21-18/07959 является промежуточным ответом, им, в целях получения дополнительной информации о конкретных ставках, которые будут применены в отношении приобретенного автомобиля при уплате таможенных платежей, 20.05.2010 было подано заявление о разъяснении добровольного порядка уплаты таможенных платежей, при этом особо было указано, что данное заявление является повторным.
16.06.2010 из Таганрогской таможни поступила письменная консультация, согласно которой таможенные платежи в отношении приобретенного им автомобиля будут применяться в соответствии с Постановлением Правительства № 718 от 29.11.2003 с учетом даты фактического ввоза на территорию Российской Федерации.
В последующем, каких либо иных ответов, из Таганрогской таможни не поступило.
Посчитав, что данные раннее разъяснения Таганрогской таможни, с учетом отсутствия в последующем какого-либо ответа о возможности добровольной уплаты таможенных платежей, являются отказом в применении в отношении приобретенного им автомобиля положений приказа ГТК России от 25.12.2002 №1404, 21.06.2010 он обратился в Таганрогский городской суд с исковым заявлением о признании незаконным отказов Таганрогской таможни в принятии от него добровольной уплаты таможенных платежей и выдаче ПТС.
Решением Таганрогского городского суда от 12.08.2010, оставленного определением Ростовского областного суда от 11.10.2010 без изменения, ему было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что суды не нашли обоснованным доводов иска о том, что таможней на день обращения было отказано в уплате таможенных платежей. Суды пришли к выводу, что в данном случае предметом обжалования должны быть не отказы, а бездействие таможенного органа.
С учетом вышеуказанного решения Таганрогского городского суда, 26.08.2010 в Южное таможенное управление была направлена соответствующая жалоба, в которой он просил вышестоящий орган признать незаконными бездействие Таганрогской таможни,выражающееся в непринятии решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении приобретенного им автомобиля, и обязать Таганрогскую таможню рассмотреть поданное 05.04.2010 заявление о добровольной уплате таможенных платежей в отношении указанного автомобиля, принять таможенные платежи исходя из ставок в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя (с учетом информации о факте ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации до 11.01.2009) и выдать паспорт транспортного средства.
Решением Южного таможенного управления от 01.10.2010 № 13.3-12/41 жалоба была удовлетворена в полном объеме, бездействие должностных лиц признано незаконным, Таганрогской таможне указано на необходимость рассмотрения его обращения от 05.04.2010 о добровольной уплате таможенных платежей. При этом было указано, что на момент обращения таможенные пошлины должны были исчисляться по ставкам, установленным пунктом 11.1. Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (далее - Положение).
Таким образом, вышестоящим в порядке подчиненности органом государственной власти был установлен по состоянию на 01.10.2010 факт незаконного бездействия Таганрогской таможни.
19.10.2010 из Таганрогской таможни поступило уведомление (исх. от 14.10.2010 № 21-18/0593) о том, что для принятия решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в соответствии с приказом ГТК России от 25.12.2002 № 1404, ему необходимо предоставить, транспортное средство и имеющиеся к нему документы по адресу: .
20.10.2010 он прибыл по указанному Таможенным органом адресу, был произведен осмотр транспортного средства, о чем был составлен соответствующий акт таможенного осмотра автотранспортного средства. Однако каких-либо документов, в которых имелись бы сведения о сумме денежных средств, которые он должен внести в качестве таможенных платежей, на руки ему выданы не были. В этот же день он письменно обратился в Таганрогскую таможню с обращением о предоставлении информации о размерах и порядке исчисления таможенных платежей в отношении его автомобиля (вх. от 20.10.2010 № 14638), а так же с обращением о необходимости применения таможенных ставок, предусмотренных п. 11.1 Положения в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. При этом в Обращении он нормативно обосновал основания для применения указанной ставки, а так же отметил необходимость исполнения решения вышестоящего органа, в котором было указано на достаточность предоставленных им в Таганрогскую таможню сведений для исчисления таможенных платежей по ставкам, предусмотренных п. 11.1 Положения - 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
02.11.2010 из Таганрогской таможни поступило письмо (исх. от 29.10.2010 № 01-18/18515) из которого следовало, что 20.10.2010 должностными лицами таможенного органа для оплаты таможенных платежей был оформлен таможенный приходный ордер ВБ-5795746 на сумму 406157,62 рублей, исходя из ставок таможенных пошлин и курсов валют, действующих на день заполнения ТПО (то есть 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя). При этом было указано, что для возможности применения ставок в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя ему необходимо предоставить документальное подтверждение фактической даты пересечения автомобилем таможенной границы РФ (хотя данные документы были предоставлены 05.04 2010 вместе с Заявлением).
19.11.2010 из Таганрогской таможни поступило письмо (исх. от 29.10.2010 № 01 -18/18515) указывающее, что размер таможенных платежей исчисляется исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения ТПО, в связи с чем, по состоянию на 12.11.2010 сумма таможенных платежей по моему заявлению будет исчисляться исходя из ставок 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя и составляет 403362,63 рублей. То есть, Таганрогская таможня применила ставки, предусмотренные приложением 4 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», а не ставки, предусмотренные п. 11.1 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования).
Данное обстоятельство и послужило основанием для написания данного заявления.
В результате незаконного бездействия Таганрогской таможни, выразившегося в непринятий в период с 04.05.2010 по 01.10.2010 решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении приобретенного им автомобиля, что прямо предусмотрено приказом ГТК России от 25.12.2002 №1404 «О снятии ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами», он, как собственник автомобиля, не смог получить установленным порядком паспорт транспортного средства, который необходим для участия в дорожном движении. В результате бездействия Таганрогской таможни нарушено его право собственности на автомобиль, приобретенный на законных основаниях, т.к. согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Незаконное бездействие Таганрогской таможни повлекло за собой следующее нарушение его прав - после 01.10.2010 на него незаконно возложена обязанность уплаты таможенных платежей по ставкам, действующим в настоящее время (4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя), которые значительно превышают ставки, имевшим место на дату подачи заявления и по которым он должен был оплачивать таможенные платежи в случае надлежащего рассмотрения заявления (2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя).
Фактически, в результате необоснованных и незаконных действий (бездействия) Таганрогской таможни, он не может использовать автомобиль по его назначению.
Незаконность принятого Таганрогской таможней решения об уплате таможенных платежей по ставкам, предусмотренным приложением 4 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», а не по ставкам, предусмотренным п. 11.1 Положения, подтверждается следующим.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Заявление о добровольной уплате таможенных платежей в отношении приобретенного автомобиля было подано 05.04.2010, то есть до вступления Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и сопряженных с ним правовых актов в силу. Согласно ст. 366 ТК ТС данный документ применяется к отношениям, возникшим со дня вступления его в силу. В соответствии с п. 4 ст. 368 ТК ТС товары, таможенная декларация (в настоящем случае мое заявление о добровольной уплате таможенных платежей должно рассматриваться именно как декларация) на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу ТК ТС, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации.
Таким образом, Таганрогской таможней при расчете таможенных платежей в отношении приобретенного им автомобиля должны применяться нормы, предусмотренные Постановлением Правительства № 718 от 29.11.2003 (который до настоящего времени не утратил силу). Пунктом 11.1. указанного Постановления установлено, что в отношении автотранспортных средств, ввезенных до 11.01.2009, применяются ставки в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема.
Факт ввоза автомобиля до 11.01.2009 подтверждается следующими документами: решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29.06.2007 по делу № 2-г 1197/2007, справка эксперта от 16.02.2000 №32/512, регистрационная карточка ТО МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону, заключение ст. инспектора по розыску ТО МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону, письмо начальника ТО МРЭО УВД от 02.08.2005 № Г-22 6800, письмо начальника ТО МРЭО УВД от 01.07.2009 № 8853, ответы ГНИВЦ ФТС России от 16.11.2009 № 27-09/10515, от 01.12.2009 № 27-09/11088, 16.12.2009 № 27-I 09/11734. Из перечисленных документов следует, что автомобиль . Следовательно, какие-либо препятствия для принятия решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей у Таганрогской таможни отсутствовали.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений», предельный срок рассмотрения поданного им, заявления истекал 06.05.2010. Следовательно, 06.05.2010 является крайней датой, на которую Таганрогская таможня должна была принять решение о возможности добровольной уплаты таможенных платежей и при отсутствии оснований для отказа принять таможенные платежи и выдать паспорт транспортного средства на автомобиль.
По состоянию на 06.05.2010 курс евро, установленный Центральным банком Российской Федерации в 2010 году, составлял 38,5143 рубля за 1 евро.
Следовательно, сумма таможенных платежей должна составлять: 1998 куб. см х 2,0€ х 385143 руб. = 153903,14 руб.
То обстоятельство, что рассмотрение данного заявления должно производиться с учетом законодательства, действующего по состоянию на дату подачи заявления о добровольной уплате таможенных платежей, подтверждено и обширнейшей судебной практикой: см. Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 по делу № А76-2421/2009-51-90, Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2006 по делу№ A40-60890/05-50-553, Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2008 по делу № А40-20236/07-53-145, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2008 по делу № А82-8648/2007-29, и др.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 25 ГПК РФ, просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Таганрогской таможни в период с 04.05.2010 по 01.10.2010, выразившееся в непринятии решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении приобретенного мною автомобиля марки ;
2. Признать незаконными действия Таганрогской таможни, выразившееся в принятии решения о возложении на меня незаконной обязанности уплаты таможенных платежей по ставкам, предусмотренным приложением 4 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;
3. Восстановить его нарушенные законные права и интересы собственника автотранспортного средства, обязав Таганрогскую таможню принять таможенные платежи исходя из ставок, предусмотренных п. 11.1 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718, в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, исходя из курса евро, действующего на 06.05.2010, и выдать паспорт транспортного средства на указанный автомобиль.
В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержал и просил его удовлетворить.
Представители Таганрогской таможни возражали против удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом заявитель является собственником транспортного средства марки .
Таганрогской таможней представлены в суд возражения на заявление ФИО1, которые сводятся к следующему.
ФИО1 в соответствии с п. 3 Инструкции о порядке снятия ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, утвержденной Приказом ГТК России от 25.12.2002 № 1404 (далее - Инструкция), обратился в Таганрогскую таможню с заявлением от 02.04.2010 о добровольной уплате таможенных платежей в отношении автомобиля . В данном заявлении заявитель ссылался на код ТН ВЭД
Письмом Таганрогской таможни от 12.05.2010 №21-18/07959 «О направлении информации» заявителю была направлена информация о порядке снятия ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, а именно были разъяснены положения п.п. 8-10 Инструкции.
Согласно Инструкции, приобретатель подает в таможенный орган заявление в произвольной форме о добровольной уплате таможенных платежей в отношении находящегося в его фактическом владении транспортного средства с приложением документов на транспортное средство, а также документов, связанных с его ввозом на таможенную территорию Российской Федерации (если имеются). Приобретатель в назначенное таможенным органом время представляет транспортное средство для досмотра в зону таможенного контроля без помещения его на временное хранение.
В соответствии с п. 4 Инструкции Гончаров помимо предоставления указанного заявления обязан был представить транспортное средство для досмотра в зону таможенного контроля, чего им сделано не было.
Так же указанное заявление содержало ряд недостатков, а именно:
- ссылка на недействующее с 16.09.1999 Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»;
- указание кода ТН ВЭД 870323110 с наименованием товара как транспортного средства, оборудованного для проживания, нового, в то время как согласно иным заявленным сведениям автомобиль является не новым, а выпущенным в 1998 г., а также не оборудован для проживания.
Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее), рассмотрев все имеющиеся документы и материалы, принимает решение о возможности добровольной уплаты таможенных платежей и применения других норм настоящей Инструкции в отношении каждого транспортного средства отдельно с учетом всех обстоятельств его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.
В связи с изложенным решение по заявлению ФИО1 от 02.04.2010 принято не было.
ФИО1 обратился в Таганрогскую таможню с заявлением от 20.05.2010 о разъяснении порядка добровольной уплаты таможенных платежей в отношении находящегося в фактическом владении транспортного средства. Указанное заявление было рассмотрено Таганрогской таможней в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного Приказом ФТС России от 24.05.2006 № 469. ФИО1 письмом Таганрогской таможни от 17.06.2010 №01-18/16079 была направлена письменная консультация от 16.06.2010 №10319/160610/0043К.
Заявитель в заявлении от 20.05.2010 о разъяснении порядка добровольной уплаты таможенных платежей в отношении находящегося в фактическом владении транспортного средства указывает на то, что из вышеуказанного письма таможни от 12.05.2010 следует, что ему предоставлено право добровольной уплаты таможенных платежей, т.е. истец сам осознает, что указанное письмо не являлось отказом в совершении действий, предусмотренных Инструкцией.
Заявление от 20.05.2010 обладало признаками письменного запроса о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела, предусмотренными ст. 25 ТК РФ, п. 59 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного Приказом ФТС России от 24.05.2006 № 469 (далее -Административный регламент), в связи с чем в порядке, установленном Административным регламентом ФИО1 была дана письменная консультация от
16.06.2010 №10319/160610/0043К, которая была направлена ему сопроводительным письмом от 17.06.2010 №01-18/16079. В указанной консультации ФИО1 был указан порядок добровольной уплаты таможенных платежей, нормативно-правовой акт, подлежащий применению при определении ставок таможенных платежей, а также указаны ставки таможенных платежей, установленные п. 11 и п. 11.1. Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 (далее - Положение).
Таким образом, консультация от 17.06.2010 полностью соответствует требованиям ст. 25 ТК РФ и Административного регламента.
Также необходимо отметить, что заявитель обращался в Таганрогский городской суд с заявление о признании незаконными отказов Таганрогской таможни в принятии от него добровольной уплаты таможенных платежей в размере 4000€ и выдаче ПТС на автомашину Тойота RAV-4, с отражением сведений о снятии ограничения на пользование и на распоряжение, с признанием выпущенной для свободного обращения, а также обязании Таганрогскую таможню принять от заявителя добровольную уплату таможенных платежей в размере 4000 евро и выдать ПТС на автомашину Тойота RAV-4, с отражением сведений о снятии ограничения на пользование и на распоряжение, с признанием выпущенной для свободного обращения.
Решением Таганрогского городского суда от 12.08.2010, оставленным без изменения определением Ростовского областного суда от 11.10.2010, ФИО1 было отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя о применении единой ставки таможенной пошлины в размере 2 евро на за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя (€/см3) противоречат п. 10 Инструкции, п. 1 ст. 327 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
П. 9 Инструкции установлено, что таможенная пошлина и налоги уплачиваются в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими перемещение через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами.
Так, согласно п. 10 Инструкции, добровольная уплата таможенных платежей производится по таможенному приходному ордеру (ТПО), исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения ТПО.
В соответствии с п.1 ст. 327 ТК РФ в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров.
Единые ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые в случае ввоза автомобилей физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации, в период до 01.07.2010 установлены п. 11 и п. 11.1 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 (далее - Положение).
Применение ставок, зависит от даты фактического пересечения автомобилем таможенной границы Российской Федерации. В данном случае заявителем были предоставлены:
- справка эксперта от 16.02.2000 №32/512, свидетельствующая, что автомобиль 15.02.2000 находился в г. Ростове-на-Дону (физически предъявлен для проведения экспертизы), т.е. в 2000 году автомобиль уже находился на таможенной территории Российской Федерации,
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.07.2000, регистрационные карточки ТО МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону с указанием о первичной регистрации автомобиля 06.05.1998, а также об аннулировании регистрации 28.07.2005, также указывающие на то, что автомобиль находился на таможенной территории Российской Федерации до 11.01.2009.
На момент обращения ФИО1 с заявлением от 02.04.2010 в отношении рассматриваемого автомобиля действовала единая ставка таможенной пошлины в размере 4,8 €/см3, установленная подп. «в» п. 11 Положения.
Ставки, установленные п. 11.1. Положения к рассматриваемой ситуации не применимы, поскольку они применяются только в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей, фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации которыми осуществлено до 11.01.2009 включительно.
Ст. 11 ТК РФ установлены основные понятия, используемые в ТК РФ. Так, под ввозом ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
В данном случае автомобиль был ввезен на таможенную территорию РФ незаконно, т.е. помимо таможенного контроля и без осуществления предусмотренных ТК РФ действий с ним, следовательно, нахождение автомобиля на таможенной территории РФ дл 11.01.2009 не имеет правового значения, поскольку вышеуказанное пересечение таможенной границы являлось незаконным.
Более того, в данном случае отсутствуют доказательства фактического перемещения данного автомобиля на территорию РФ до 11.01.2009.
Документы, предоставленные истцом (справка эксперта от 16.02.2000 №32/512, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.07.2000, регистрационные карточки ТО МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону с указанием о первичной регистрации автомобиля 06.05.1998, а также об аннулировании регистрации 28.07.2005) могут свидетельствовать о нахождении автомобиля на территории РФ только в указанную в них дату. При этом данные документы никоим образом не свидетельствуют о том, что данное средство не покидало территорию РФ после указанных дат, например, после осуществления" производства экспертизы 16.02.2000.
Данный автомобиль мог покинуть территорию РФ и быть фактически перемещен через таможенную границу на территорию РФ после 11.01.2009 так же, как он был перемещен на территорию Российской Федерации в 1998 году.
При отсутствии документального подтверждения того факта, что автомобиль был фактически перемещен через таможенную границу на территорию РФ п. 11.1 Положения не применим. В период до 01.07.2010 применению подлежали ставки пошлин, установленные п. 11 Положения, т.е. 4,8 €/см3, что составит: 4,8*2000=9600 евро.
Более того, с 01.07.2010 в отношении автомобилей применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные Приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 (далее - Соглашение). Приказом ФТС России от 04.06.2010 № 1062, вступившим в силу 31.07.2010, признан утратившим силу Приказ ГТК России от 25.12.2002 № 1404.
Положения ст.ст. 366, 368 ТК ТС, на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции о применимости с 01.07.2010 ставок, установленных Положением, не имеют отношения к вопросу определения размера ставок в силу следующего.
Ст. 366 ТК ТС установлено, что ТК ТС применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. По отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, ТК ТС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
В рассматриваемом случае речь идет про отношения по оплате физическим лицом таможенных платежей за неоформленное в таможенном отношении транспортное средство, ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации (таможенного союза) с нарушениями требований и условий, установленных таможенным законодательством.
Ни ТК РФ ни ТК ТС не предусматривают возможности выдачи ПТС на транспортное средство, незаконное ввезенное на таможенную территорию таможенного союза. Единственным документом, устанавливающим такую возможность являлась Инструкция.
Руководствуясь положениями ст.ст. 366, 268 ТК ТС, таможня имеет возможность применить положения указанной Инструкции для рассмотрения заявления ФИО1 от 02.04.2010. Однако Инструкция не определяет размер ставок подлежащих уплате таможенных платежей, содержит отсылочную норму, изложенную в п. 10: уплата таможенных платежей производится исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения ТПО.
Таким образом, в части определения размеров ставЪк таможенных платежей (как и курсов иностранных валют) указанная норма отсылает к иным правовым актам, действующим в момент заполнения ТПО.
В связи с тем, что в момент заполнения ТПО нормы Положения уже не действовали, поскольку действовало Соглашение, соответственно, его нормы не применимы для определения ставок таможенных платежей при рассмотрении заявления ФИО1.
Довод заявителя о тождественности поданного им заявления и таможенной декларации не основано на какой-либо правовой норме и является ошибочным, поскольку указанное заявление не удовлетворяет определению таможенной Декларации, нормативно определенному в подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС. В связи с вышеуказанным, при рассмотрении заявления ФИО1 не могли и не могут быть применены ставки, установленные ст. 11.1 Постановления в размере 2 евро/см3, поскольку действуют ставки, установленные Приложением 5 к Соглашению в размере 4,8 евро/см3.
Также необходимо отметить пропуск срока на обжалование бездействия таганрогской таможни по не рассмотрению заявления ФИО1, поскольку п. 1 ст. 256 ГПК РФ, установлено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявитель 21.06.2010 обращался в суд с заявлением хоть и формально отличным по предмету спора, но полностью идентичным как по сути, так и по основаниям. Следовательно, на 21.06.2010 заявитель точно знал о предполагаемом им нарушении его права в виде бездействия таможни. С указанной даты прошло более 5 месяцев. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявитель не заявлял, уважительные причины пропуска указанного срока отсутствуют, в связи с чем заявитель лишен возможность оспаривать заявлено им бездействие таможни.
На основании вышеизложенного, просили суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ознакомившись с доводами заявителя и Таганрогской таможни, суд приходит к следующему.
05.04.2010 в Таганрогскую таможню ФИО1 было подано заявление (вх. № 04294 от 05.04.2010) о добровольной уплате таможенных платежей в отношении приобретенного автомобиля К заявлению были приложены копии документов, подтверждающих факт приобретения автомобиля на территории Российской Федерации, а так же копии документов, подтверждающих факт ввоза автомобиля до начала 2009 года.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений», предельный срок рассмотрения поданного им 05.04.2010 г. заявления истекал 06.05.2010. Следовательно, 06.05.2010 является крайней датой, на которую Таганрогская таможня должна была принять решение о возможности добровольной уплаты таможенных платежей и при отсутствии оснований для отказа принять таможенные платежи и выдать паспорт транспортного средства на автомобиль.
Письмом Таганрогской таможни от 12.05.2010 №21-18/07959 «О направлении информации» заявителю была направлена информация о порядке снятия ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами, а именно были разъяснены положения п.п. 8-10 Инструкции.
ФИО1 обратился в Таганрогскую таможню с заявлением от 20.05.2010 о разъяснении порядка добровольной уплаты таможенных платежей в отношении находящегося в фактическом владении транспортного средства. Указанное заявление было рассмотрено Таганрогской таможней в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного Приказом ФТС России от 24.05.2006 № 469. ФИО1 письмом Таганрогской таможни от 17.06.2010 №01-18/16079 была направлена письменная консультация от 16.06.2010 №10319/160610/0043К.
В последствие ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с исковым заявлением о признании незаконным отказов Таганрогской таможни в принятии от него добровольной уплаты таможенных платежей и выдаче ПТС.
Решением Таганрогского городского суда от 12.08.2010, оставленного определением Ростовского областного суда от 11.10.2010 без изменения, ему было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что суды не нашли обоснованным доводов иска о том, что таможней на день обращения было отказано в уплате таможенных платежей. Суды пришли к выводу, что в данном случае предметом обжалования должны быть не отказы, а бездействие таможенного органа.
С учетом вышеуказанного решения Таганрогского городского суда, 26.08.2010 в Южное таможенное управление ФИО1 была направлена соответствующая жалоба, в которой он просил вышестоящий орган признать незаконными бездействие Таганрогской таможни,выражающееся в непринятии решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении приобретенного им автомобиля, и обязать Таганрогскую таможню рассмотреть поданное 05.04.2010 заявление о добровольной уплате таможенных платежей в отношении указанного автомобиля, принять таможенные платежи исходя из ставок в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя (с учетом информации о факте ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации до 11.01.2009) и выдать паспорт транспортного средства.
Решением Южного таможенного управления от 01.10.2010 № 13.3-12/41 жалоба была удовлетворена в полном объеме, бездействие должностных лиц признано незаконным, Таганрогской таможне указано на необходимость рассмотрения обращения ФИО1 от 05.04.2010 о добровольной уплате таможенных платежей. При этом было указано, что на момент обращения таможенные пошлины должны были исчисляться по ставкам, установленным пунктом 11.1. Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (далее - Положение).
19.10.2010 из Таганрогской таможни поступило уведомление (исх. от 14.10.2010 № 21-18/0593) о том, что для принятия решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в соответствии с приказом ГТК России от 25.12.2002 № 1404, ему необходимо предоставить, транспортное средство и имеющиеся к нему документы по адресу: .
20.10.2010 ФИО1 прибыл по указанному Таможенным органом адресу, был произведен осмотр транспортного средства, о чем был составлен соответствующий акт таможенного осмотра автотранспортного средства.
02.11.2010 из Таганрогской таможни поступило письмо (исх. от 29.10.2010 № 01-18/18515) из которого следовало, что 20.10.2010 должностными лицами таможенного органа для оплаты таможенных платежей был оформлен таможенный приходный ордер ВБ-5795746 на сумму 406157,62 рублей, исходя из ставок таможенных пошлин и курсов валют, действующих на день заполнения ТПО (то есть 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя). При этом было указано, что для возможности применения ставок в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя ему необходимо предоставить документальное подтверждение фактической даты пересечения автомобилем таможенной границы РФ.
19.11.2010 из Таганрогской таможни поступило письмо (исх. от 29.10.2010 № 01 -18/18515) указывающее, что размер таможенных платежей исчисляется исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курсов иностранных валют, действующих на день заполнения ТПО, в связи с чем, по состоянию на 12.11.2010 сумма таможенных платежей по моему заявлению будет исчисляться исходя из ставок 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя и составляет 403362,63 рублей. То есть, Таганрогская таможня применила ставки, предусмотренные приложением 4 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», а не ставки, предусмотренные п. 11.1 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования).
Суд находит, что бездействие Таганрогской таможни, которое было установлено Решением Южного таможенного управления от 01.10.2010 г. не позволило заявителю уплатить таможенные платежи при его обращении от 05.04.2010 г. В итоге заявление от 05.04.2010 г. было рассмотрено по существу лишь в ноябре 2010 г., когда уже действовали новые ставки таможенных платежей.
Поскольку на момент обращения (05.04.2010 г.) действовали ставки таможенных платежей 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, то неприменение данных ставок при рассмотрении заявления и применение новых ставок, которые начали действовать уже после подачи заявления, являются, по мнению суда, незаконными и нарушающими права ФИО1, так как единственным препятствием к уплате таможенных платежей явилось бездействие Таганрогской таможни на момент обращения ФИО1 с соответствующим заявлением.
В результате рассмотрения заявления ФИО1 о добровольной уплате таможенных платежей в ноябре 2010 г. было принято решение о возложении на него обязанности уплаты таможенных платежей по ставке - 4 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя, что говорит о том, что поданное ФИО1 заявление от 04.05.2010 г. и документы приложенные к нему соответствовали и были достаточны для принятия соответствующего решения на момент его обращения - 04.05.2010 г. Однако решение принято не было, а последующее решение с установлением новой ставки уже было принято незаконно.
Довод о том, что заявителем пропущен срок на обжалование несостоятелен, поскольку решение о возложении на ФИО1 ставок в размере 4 евро за 1 куб.см рабочего объема двигателя принят в ноябре 2010 г., а заявление об обжаловании действий (бездействия) Таганрогской таможни подано 06.12.2010 г., то есть в установленный законом трехмесячный срок.
Нарушение прав ФИО1 и незаконное бездействие Таганрогской таможни за период с 04.05.2010 г. по 01.10.2010 г. установлено. Для устранения нарушений прав ФИО1 суд считает необходимым возложить на Таганрогскую таможню обязанность по принятию от ФИО1 таможенные платежи в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, исходя из курса евро, действующего на 06.05.2010 г. и выдаче ему паспорта транспортного средства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об обжаловании действий (бездействия) Таганрогской таможни - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Таганрогской таможни в период с 04.05.2010 г. по 01.10.2010 г., выразившееся в непринятии решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей в отношении приобретенного ФИО1 автомобиля марки .
Признать незаконными действия Таганрогской таможни, выразившееся в принятии решения о возложении на ФИО1 обязанности уплаты таможенных платежей по ставкам, предусмотренным приложением 4 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
Обязать Таганрогскую таможню принять от ФИО1 таможенные платежи исходя из ставок, предусмотренных п. 11.1 Постановления Правительства РФ от 29.11.2003 г. N 718, в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, исходя из курса евро, действующего на 06.05.2010 г., и выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль марки .
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 28.12.2010 г.
Председательствующий: