НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Таганрогского городского суда (Ростовская область) от 18.06.2020 № 12-218/20

к делу № 12-218/2020

61RS0022-01-2020-002194-08

Р Е Ш Е Н И Е

18 июня 2020 года г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Чернобай Ю.А.,

с участием защитника лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Чернощекова А.В., действующего на основании доверенности № <адрес>7 от <дата>;

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области Шимковой Н.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. на постановление от 12.03.2020 года государственного инспектора труда в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № от 12.03.2020 года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО3 должностное лицо директор ООО «Компания КПИ» Харитонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На указанное постановление директором ООО «Компания КПИ» Харитоновым А.Ю. подана жалоба. В обосновании доводов жалобы указано следующее: предложение о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате было опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области <данные изъяты> 26.11.2019 года. После рассмотрения указанного предложения, ООО «Компания КПИ», директором которого является Харитонов А.Ю. было принято решение об отказе в присоединении к Ростовскому областному трехстороннему (региональному) соглашению между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской Области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы. В связи с чем, почтовым отправлением от <дата> в Администрацию города Таганрога было направлено письмо исх. № 131 от 19.12.2019 года в котором ООО «Компания КПИ» и ее директор сообщили об отказе в присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате. Данное обстоятельство подтверждается кассовым чеком от 26.12.2019 года, а также журналом регистрации исходящих документов, в котором было зарегистрировано письмо исх. от 19.12.2019 года. Харитонов А.Ю. считает, что государственным инспектором труда не была дана надлежащая оценка предоставленным доказательствам, что в свою очередь повлекло за собой нарушение положений ст. ст.24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку ООО «Компания КПИ» и ее директор Харитонов А.Ю. отказались от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате, действия последнего не распространяются на ООО «Компания КПИ» и его директора. Соответственно какие-либо обязательства по исполнению регионального соглашения о минимальной заработной плате у ООО «Компания КПИ» и у ее директора отсутствуют. В связи с чем, расчет заработной платы в отношении работников в должности секретарь - референт, техник по учету в энергохозяйстве, делопроизводитель, табельщик произведен в полном размере в соответствии с требованиями действующего законодательствам РФ, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. отсутствует.

Заявитель просит суд постановление № от 12.03.2020 года государственного инспектора труда в Ростовской области отменить, производство по делу прекратить, в случае признания директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании защитник лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. -Чернощеков А.В. представил письменное дополнение к доводам жалобы, указав, что действие Соглашения распространяется на органы исполнительной власти Ростовской области, органы местного самоуправления, работодателей, работников и профсоюзы, действующие на территории Ростовской области, уполномочившие стороны разработать и подписать настоящее Соглашение. ООО «Компания КПИ» не участвовало в заключении Соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, не брало на себя обязательств по его выполнению. Поэтому действие Соглашения не распространяются на ООО «Компания КПИ», директором которого является Харитонов А.Ю. Присоединение к соглашению осуществляется посредством направления на имя координатора соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений письменного уведомления о присоединении к соглашению. Даже если применить к Соглашению п. 4 ст. 4 Областного закона от 24.12.2012 № 1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области», датой опубликования предложения о присоединении к Соглашению будет являться — 26.05.2020 года, то есть дата письма Администрации г. Таганрога № , адресованного руководителю предприятия (по списку рассылки). Сведения об иной дате опубликования предложения о присоединении к Соглашению в материалах дела отсутствуют. Просил суд постановление № от 12.03.2020 года государственного инспектора труда в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ростовской области Шимкова Н.В. возражала относительно доводов жалобы, пояснила, что директор ООО «Компания КПИ» Харитонов А.Ю. не направил мотивированный письменный отказ присоединиться к Ростовскому областному трехстороннему (региональному) соглашению, в связи с чем, указанное соглашение считается распространенным на директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению им. Письмо Администрации г. Таганрога от 26.05.2020 года не является предложением присоединится к Соглашению, поскольку не было официально опубликовано. До настоящего времени со стороны ООО «Компания КПИ» продолжает иметь место нарушение трудового законодательства. Просила суд постановление № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему:

Согласно ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается: организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением. В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях. Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

21.11.2019 года за № 13 Правительство Ростовской области в лице Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева, действующего на основании Устава Ростовской области, Союз Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской Области" в лице Председателя А.В. Лозыченко, действующего на основании Устава, Союз работодателей Ростовской области в лице Президента В.Ю. Лакунина, действующего на основании Устава, заключили «Ростовское областное трехстороннее (региональное) Соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы», устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений Ростовской области на 2020 - 2022 годы (далее - Соглашение).

Присоединение к Соглашению сторон социального партнерства в Ростовской области, обеспечение контроля за выполнением Соглашения осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Областными законами от 24.12.2012 N 1013-ЗС "О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области" и от 16.12.2009 N 345-ЗС "Об органах социального партнерства в Ростовской области".

Судом установлено, что «Ростовское областное трехстороннее (региональное) Соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы» было опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru - 26.11.2019 года.

В соответствии со ст. 4 Областного закона Ростовской области от 24.12.2012 № 1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области» профсоюзные органы и их объединения, работодатели и их объединения, не участвовавшие в заключении областного трехстороннего соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, могут присоединиться к ним в любой момент до окончания срока их действия. Присоединение к соглашению осуществляется посредством направления на имя координатора соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений письменного уведомления о присоединении к соглашению. Присоединившиеся к соответствующему соглашению добровольно принимают на себя обеспечение в полном объеме условий соглашения и приобретают право контроля за его выполнением. В случаях, когда в сферу действия областного отраслевого (межотраслевого) соглашения включено не менее 50 процентов работников данной отрасли (данных отраслей), по предложению координатора соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководитель областного органа исполнительной власти в сфере труда предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение публикуется в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ростовской области, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте областного органа исполнительной власти в сфере труда. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к областному отраслевому (межотраслевому) соглашению не представили в областной орган исполнительной власти в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанные соглашения считаются распространенными на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежат обязательному исполнению ими. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к областному отраслевому (межотраслевому) соглашению руководитель областного органа исполнительной власти в сфере труда имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.

Как следует из материалов дела, директором ООО «Компания КПИ» Харитоновым А.Ю. в нарушение требований ч. 1 ст. 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, «Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы» от 21.11.2019 № 13 в 2020 году работникам в должности секретарь-референт, техник по учету в энергохозяйстве, делопроизводитель, табельшик не обеспечена выплата заработной платы в размере 1,2 минимального размера оплаты труда.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. подтверждены доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от <дата> года; распоряжением Государственной инспекции труда в Ростовской области о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица ООО «Компания КПИ» от 11.02.2020 года № 61/7 – 559-20-ОБ/12 – 2990-И/34-272; актом проверки № 3.1.7/10/2 от 11.03.2020 года в отношении ООО «Компания КПИ».

На основании указанных доказательств вывод государственного инспектора труда Шимковой Н.В. о наличии в действиях директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. о направлении в установленный срок мотивированного отказа от присоединения к «Ростовскому областному трехстороннему (региональному) Соглашению между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы», не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Представленные директором ООО «Компания КПИ» Харитоновым А.Ю. в обосновании указанных доводов копии кассового чека и журнала регистрации исходящих документов ООО «Компания КПИ», достоверно не подтверждают факт направления мотивированного отказа от присоединения к Соглашению.

Доводы жалобы директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. о том, что срок для предоставления мотивированного отказа следует исчислять с даты письма Администрации г. Таганрога № 60.1.2/1243 от 26.05.2020 года направленного в адрес руководителей предприятий г. Таганрога с просьбой присоединиться к Соглашению, являются несостоятельными, поскольку как следует из положений ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 4 Областного закона Ростовской области от 24.12.2012 № 1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области» предложение работодателям, не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему публикуется в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ростовской области, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте областного органа исполнительной власти в сфере труда.

При таких обстоятельствах, письмо Администрации г. Таганрога № 60.1.2/1243 от 26.05.2020 года нельзя отнести к предложению присоединиться к Соглашению, о котором идет речь в вышеуказанных правовых нормах.

Таким образом, учитывая, что директор ООО «Компания КПИ» Харитонов А.Ю. не направил мотивированный письменный отказ присоединиться к «Ростовскому областному трехстороннему (региональному) Соглашению между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2020 - 2022 годы», указанное Соглашение считается распространенным на директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. со дня официального опубликования этого предложения - 26.11.2019 года и подлежит обязательному исполнению директором.

Жалоба директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено директору ООО «Компания КПИ» Харитонову А.Ю. в пределах, установленных санкцией ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Вид наказания – административный штраф определен с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конкретных обстоятельств и характера совершенного деяния, объектом которого являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единого порядка регулирования отношений между работником и работодателем.

Учитывая, что допущенное нарушение трудовых прав работников, которым в силу трудового законодательства гарантирована своевременная и в полном объеме выплата заработной платы, до настоящего времени не устранено, судья считает, что данное обстоятельство исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № от <дата> года государственного инспектора труда в Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Компания КПИ» Харитонова А.Ю. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Чернобай Ю.А.