2-3095-2021
61RS0022-01-2021-004190-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2021 года г. Таганрог РО
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ерошенко Е.В.
при секретаре Мартыновой В.В.
с участием истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.И.К., Х.А.А., Х.М.А. к УСЗН г. Таганрога третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье. В обоснование иска указала, что <дата> истец обратилась с заявлением в отдел МФЦ по г. Таганрогу за предоставлением услуги – адресной социальной помощи малоимущей семье. При оформлении адресной социальной помощи в заявлении было указано, что семья нуждается в покупке одежды для ребенка, необходимого питания, оплате задолженности услуг ЖКХ.
<дата>, а в последствии истцу отказано в получении адресной социальной помощи малоимущей семье, в связи с тем, что не представлено доказательств тому, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации. Истец считает отказ незаконным.
Просит признать право на получение адресной социальной помощи малоимущей семье по заявлению в УСЗН г. Таганрога дело № от <дата>. Признать незаконным отказ в назначении адресной социальной помощи по делу № от <дата>. Признать право на назначение адресной социальной помощи на основании п.5 ст. 7 Областного закона № 174-ЗС от 22.10.2004 года на шесть месяцев в размере <данные изъяты>. Просит обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи малоимущей семье в размере <данные изъяты>.
В порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила требования, просила признать отказ в назначении адресной социальной помощи от <дата> незаконным. Взыскать с УСЗН г. Таганрога адресную социальную помощь в размере <данные изъяты>. Взыскать понесенные по делу судебные расходы.
Определением Таганрогского городского суда Ростовской области к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития РО.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения по иску.
В судебное заседание представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст.8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В целях реализации вышеуказанного Федерального закона «О государственной социальной помощи» Законодательным собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 22.10.2004г. №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (далее – Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области»).
В силу ст. 7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» предусмотрено:
Право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан:
1) малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
2) малоимущие семьи, состоящие только из неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, или малоимущие одиноко проживающие граждане из их числа, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
3) малоимущие семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума для детей в Ростовской области.
1.1. Право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
1.2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.
2. При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума, указанного в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, установленная на день подачи заявления гражданином.
3. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, определяется как разница между величиной прожиточного минимума, указанной в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленной на день подачи заявления.
4. Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
5. Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы. Постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. №588 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области (далее – Порядок), который устанавливает порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия (далее – социальное пособие), предоставляемого в соответствии со статьей 8 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области.
Предоставление социального пособия осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (п. 2 Порядка).
В силу п. 3 Порядка оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (далее - органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (далее - МФЦ).
С письменным заявлением, в котором указываются совместно проживающие члены семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению граждане могут обратиться в: орган социальной защиты населения; МФЦ, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.
Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003г. №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Подпунктом «д» пункта 1 Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.
Пунктом 2 вышеуказанного Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Как установлено в судебном заседании, <дата> истец обратилась с заявлением на выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия, указав состав проживающей с ней семьи – сын З.М.А., <дата> года рождения, сын- Х.М.А., <дата> года рождения, дочь – Х.А.А., <дата> года рождения, среднедушевой доход семьи согласно заявления №/01 (л.д. 18) – <данные изъяты>., средняя величина 1 прожиточного минимума для семьи – <данные изъяты>. Просила назначить адресную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» по следующим причинам: в связи с тяжелым материальным положением, оплатой за коммунальные услуги, покупки необходимой одежды для детей.
На основании протокола № от <дата> истцу было отказано в назначении адресного социального пособия по причине отсутствия объективных обстоятельств, подтверждающих, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации, последствия которой, не может преодолеть самостоятельно. Для улучшения материального положения семьи рекомендовано решить вопрос о взыскании алиментов на детей.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что семья ФИО1 является малоимущей, имеет право на получение адресной социальной помощи, был предоставлен полный пакет документов, позволяющей ответчику принять решение о назначении их малоимущей семье, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию, адресной социальной помощи. Отказ ответчика в назначении семье ФИО1 адресной социальной помощи со ссылкой на то, что первоначально ФИО1 необходимо решить вопрос о взыскании алиментов несостоятелен.
Суд полагает необходимым отметить, что в данному случае, УСЗН г. Таганрога, рассматривая заявление ФИО1 не приняло во внимание нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, которые не допускают отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума.
При установленных судом обстоятельствах, согласно которым среднедушевой доход семьи истца составил – <данные изъяты>, в то время как средняя величина 1 прожиточного минимума для семьи составляет <данные изъяты>, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика являются несостоятельными.
При рассмотрении заявления истца, ответчиком не учтены положения норм федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в их системной взаимосвязи, не допускающие отказ в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума.
В связи с чем, суд признает незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от <дата>№ по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1, признав за ней право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО1 от <дата>, обязав УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи.
При определении периода назначения адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1 в виде социального пособия суд руководствуется п. 5 ст. 7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», согласно которому адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы и с учетом подачи ФИО1 заявления <дата> считает необходимым обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи единовременно за 2 месяца, учитывая обстоятельства, указанные истцом для назначения адресной социальной помощи, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> (1 прожиточный минимум)- <данные изъяты> (среднедушевой доход семьи истца) = <данные изъяты> * 2 месяца = <данные изъяты>. В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З.И.К., Х.А.А., Х.М.А. к УСЗН <адрес> третье лицо – Министерство труда и социального развития <адрес> об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье– удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ УСЗН г. Таганрога по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1, признав за ними право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО1 от <дата>.
Обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1 в виде социального пособия на срок 2 месяца в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с УСЗН г. Таганрога в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 16.07.2021 года.