НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Таганрогского городского суда (Ростовская область) от 13.07.2021 № 2-3175-2021

2-3175 -2021

61RS0022-01-2021-004434-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2021 года г. Таганрог РО

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Ерошенко Е.В.

при секретаре Мартыновой В.В.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к УСЗН г. Таганрога третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье. В обоснование иска указала, что <дата> и <дата> истец обратилась с заявлением в отдел МФЦ по г. Таганрогу за предоставлением услуги – адресной социальной помощи малоимущей семье. При оформлении адресной социальной помощи в заявлении было указано, что семья нуждается в покупке одежды для детей и необходимого питания, оплате задолженности услуг ЖКХ.

<дата>, а в последствии <дата> истцу отказано в получении адресной социальной помощи малоимущей семье, в связи с тем, что не представлено доказательств тому, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации. Истец считает отказ незаконным.

Просит признать право на получение адресной социальной помощи малоимущей семье по заявлению в УСЗН г. Таганрога дело от <дата>. Признать незаконным отказ в назначении адресной социальной помощи по делу от <дата>, а также заявления от <дата> дело . Признать право на назначение адресной социальной помощи на основании п.5 ст. 7 Областного закона № 174-ЗСот 22.10.2004 года на шесть месяцев в размере <данные изъяты>. Просит обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи малоимущей семье в размере <данные изъяты>.

В порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила требования, просила признать отказ в назначении адресной социальной помощи от <дата> незаконным. Взыскать с УСЗН г. Таганрога адресную социальную помощь в размере <данные изъяты>. Взыскать понесенные по делу судебные расходы.

Определением Таганрогского городского суда Ростовской области к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития РО.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения по иску.

В судебное заседание представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст.8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз.4 ч.2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В целях реализации вышеуказанного Федерального закона «О государственной социальной помощи» Законодательным собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 22.10.2004г. №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (далее – Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области»).

В силу ст. 7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» предусмотрено:

Право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан:

1) малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;

2) малоимущие семьи, состоящие только из неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, или малоимущие одиноко проживающие граждане из их числа, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;

3) малоимущие семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума для детей в Ростовской области.

1.1. Право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

1.2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

2. При предоставлении адресной социальной помощи используется величина прожиточного минимума, указанного в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, установленная на день подачи заявления гражданином.

3. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, определяется как разница между величиной прожиточного минимума, указанной в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленной на день подачи заявления.

4. Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.

5. Адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

Постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. №588 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи в Ростовской области (далее – Порядок), который устанавливает порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия (далее – социальное пособие), предоставляемого в соответствии со статьей 8 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ростовской области.

Предоставление социального пособия осуществляет министерство труда и социального развития Ростовской области (п. 2 Порядка).

В силу п. 3 Порядка оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (далее - органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (далее - МФЦ).

С письменным заявлением, в котором указываются совместно проживающие члены семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению граждане могут обратиться в: орган социальной защиты населения; МФЦ, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения.

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003г. №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Подпунктом «д» пункта 1 Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

Пунктом 2 вышеуказанного Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Как установлено в судебном заседании, <дата> истец обратилась с заявлением на выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия, указав состав проживающей с ним семьи – сын Ш.Т.Е., <дата> года рождения, дочь Ш.М.Е., <дата> года рождения, среднедушевой доход семьи – <данные изъяты>., средняя величина 1 прожиточного минимума для семьи – <данные изъяты>. Просила назначить адресную социальную помощь в виде социального пособия в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» по следующим причинам: в связи с тяжелым материальным положением, оплатой за коммунальные услуги, покупки необходимой одежды для детей.

На основании протокола от <дата> истцу было отказано в назначении адресного социального пособия по причине отсутствия объективных обстоятельств, подтверждающих, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации, последствия которой, не может преодолеть самостоятельно. Для улучшения материального положения семьи рекомендовано решить вопрос с оформлением жилищной субсидии.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что семья ФИО1 является малоимущей, имеет право на получение адресной социальной помощи, был предоставлен полный пакет документов, позволяющей ответчику принять решение о назначении их малоимущей семье, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию, адресной социальной помощи. Отказ ответчика в назначении семье ФИО1 адресной социальной помощи со ссылкой на то, что первоначально ФИО5 необходимо решить вопрос об оформлении жилищной субсидии, является незаконным.

Понятие субсидии, используемое в Федеральном законе «О государственной социальной помощи», не равнозначно понятию субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной ст. 159 ЖК РФ.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не является видом государственной социальной помощи и включается в расчет среднедушевого дохода в соответствии с последним абзацем подпункта «д» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи - как иная социальная выплата, установленная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Суд полагает необходимым отметить, что в данному случае, УСЗН г. Таганрога, рассматривая заявление ФИО1 не приняло во внимание нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, которые не допускают отказ в предоставлении указанной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума.

При установленных судом обстоятельствах, согласно которым среднедушевой доход семьи истца составил – <данные изъяты>, в то время как средняя величина 1 прожиточного минимума для семьи составляет <данные изъяты>, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика являются несостоятельными.

При рассмотрении заявления истца, ответчиком не учтены положения норм федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в их системной взаимосвязи, не допускающие отказ в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае, если малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума.

В связи с чем, суд признает незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от <дата> по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1, признав за ней право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО1 от <дата>, обязав УСЗН <адрес> назначить и произвести выплату адресной социальной помощи.

При определении периода назначения адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1 в виде социального пособия суд руководствуется п. 5 ст. 7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», согласно которому адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы и с учетом подачи ФИО1 заявления <дата> считает необходимым обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи единовременно за 2 месяца, учитывая обстоятельства, указанные истцом для назначения адресной социальной помощи, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> (1 прожиточный минимум)- <данные изъяты> (среднедушевой доход семьи истца) = <данные изъяты> * 2 месяца = <данные изъяты>. В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.

В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к УСЗН г. Таганрога третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области об оспаривании отказа в предоставлении адресной социальной помощи малоимущей семье – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от <дата> по оказанию адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1, признав за ней право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению ФИО1 от <дата>.

Обязать УСЗН г. Таганрога назначить и произвести выплату адресной социальной помощи малоимущей семье ФИО1 в виде социального пособия сроком на 2 месяца в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с УСЗН г. Таганрога в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Решение в окончательной форме изготовлено 16 июля 2021 года.