К делу № 2-966/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 марта 2020 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полиевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Яценко Т.О.,
с участием прокурора Ищенко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Дыбко Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Ростовской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах Дыбко Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Таганрога по обращению Дыбко Ю.Н. проведена проверка соблюдения Управлением социальной защиты населения г. Таганрога (далее - УСЗН) требований действующего законодательства РФ. Установлено, что Дыбко Ю.Н. с 28.08.2007 состоит на учете в УСЗН по категории «Ветеран труда». В соответствии с Областным законом от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» ему предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемая ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов.
С 01.09.2010 расчет льготных выплат Дыбко Ю.Н. производился как одиноко проживающему ветерану труда. Однако 11.10.2011 по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО2, <дата> г.р., <дата> – ФИО3, <дата> г.р., <дата> – ФИО4, <дата> г.р. Дыбко Ю.Н. не сообщил об изменении состава семьи, в этой связи образовалась переплата мер социальной поддержки.
С 01.02.2012 в УСЗН изменилась программа, на основании которой производится расчет льгот. С этого момента мероприятия по учету мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в УСЗН производятся на платформе программного комплекса «Отраслевой региональный социальный регистр населения Ростовской области» (далее – ОРСРН РО). Собственником банка данных, обрабатываемых средствами программного комплекса, является Министерство труда и социального развития Ростовской области. Программный комплекс разработан и сопровождается Минтрудом. Размер переплаты рассчитывается программным комплексом автоматически. В этой связи размер переплаты рассчитан не с момента изменения состава семьи Дыбко Ю.Н. (11.10.2011), а с 01.02.2012, т.е. с момента перехода на указанный программный комплекс. Сумма переплаты составила <данные изъяты> руб. за период времени с 01.02.2012 по 16.06.2018. По состоянию на 31.07.2019 остаток суммы удержания составил <данные изъяты> руб.
Указанная сумма переплаты удерживается УСЗН с вновь назначенных Дыбко Ю.Н. мер социальной поддержки. Об удержании переплаты Дыбко Ю.Н. уведомлен УСЗН в устной форме на личном приеме у специалиста УСЗН 16.06.2018.
Таким образом, меры социальной поддержки Дыбко Ю.Н. на протяжении длительного периода времени не предоставляются вовсе в связи с удержанием с этих сумм излишне выплаченной ЕДВ, при этом право на их получение по категории «ветеран труда» Дыбко Ю.Н. не утратил.
Такие действия УСЗН г. Таганрога нарушают принадлежащие Дыбко Ю.Н. права на получение указанных мер социальной поддержки как ветерану труда.
Удержание Управлением социальной защиты населения г. Таганрога с Дыбко Ю.Н. полученных им за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 сумм ежемесячной денежной компенсации в полном объеме и в связи с этим неполучение им с 16.06.2018 по настоящее время причитающихся ежемесячных денежных выплат можно расценивать как фактический отказ УСЗН в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных ему федеральным законом и нормативными правовыми актами Ростовской области как ветерану труда. Более того, УСЗН пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты.
Ссылаясь на п. 1 ст. 7, ст.ст. 8, 9, пп. 4 п. 1 ст. 13, ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, с. 5 ч. 2 ст. 1 Закона Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления», прокурор г. Таганрога просит признать незаконными действия УСЗН г. Таганрога, выразившиеся в удержании у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты; применить последствия пропуска УСЗН срока исковой давности для удержания у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты; обязать УСЗН г. Таганрога прекратить удержание у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной с 01.12.2018 ежемесячной денежной выплаты.
В судебном заседании прокурор Ищенко И.П., исковые требования поддержал, пояснил, что добровольного согласия на удержание сумм с Дыбко Ю.Н. специалисты УСЗН г. Таганрога не брали, не смотря на то, что это предусмотрено законом, и в случае отказа, эти средства могут быть взысканы. Отказа не было, согласия также не было. УСЗН г. Таганрога приняло решение об удержании денежных средств, таким образом, Дыбко Ю.Н. полностью утратил право на получение льгот. Даже несвоевременное информирование не может быть основанием для лишения мер социальной поддержки. Аналогичная ситуация рассматривалась Верховным судом РФ. Верховный суд РФ указал, что в данном случае нарушаются права гражданина. УСЗН имело возможность узнать, направить запросы о том, сколько лиц зарегистрировано по месту жительства гражданина-получателя пособий, но этого сделано не было.
Истец Дыбко Ю.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что изначально он не сам обращался в УСЗН г. Таганрога, обращалась его покойная супруга. Его не уведомляли, и он не знал о том, что нужно информировать об изменении состава семьи. Указанные в иске лица проживали в другом месте, но были прописаны у него. Жена умерла в 2009 году, дочь вышла замуж. Он не мог знать о необходимости извещения. Но на момент обращения его семья состояла из него, жены, дочки. Почему потом ему стали начислять как проживающему одному, он не понимает. В 2018 г. ему от УСЗН г. Таганрога пришло извещение с приглашением его на собеседование. Он представил все документы, квитанции об оплате. На приеме в УСЗН г. Таганрога он общался со специалистом, ему сказали, что в связи с изменениями в законодательстве от марта 2017 г. меры социальной поддержки будут рассчитываться по нормам потребления. Ему пояснили, что мера социальной поддержки понизится. Его проинформировали, что если изменится состав семьи, он должен об этом оповестить. Только тогда он об этом услышал. Через три недели ему позвонили и попросили принести копию домовой книги. Больше с УСЗН г. Таганрога он не общался, и денежные средства ему больше не приходили. Он позвонил, ему пояснили об удержании и переплате. Он попросил применить срок исковой давности, на что ему было извещение о том, что между ним и УСЗН г. Таганрога императивные отношения, они могут назначить удержание с него самостоятельно. Он не согласен с тем, что ему переплачена сумма. Указанные в иске лица постоянно с ним не жили, жили там, где прописан зять.
Представитель УСЗН г. Таганрога Дубовской С.С., действующий по доверенности от <дата>№, против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что Дыбко Ю.Н. было назначено пособие с 2007 г. по заявлению от 27.08.2007. С сентября 2007 г. выплачивались льготы по оплате ЖКУ, имеется заявление с подписью Дыбко Ю.Н., то есть, именно он обращался за выплатой пособия. В том случае, если обращалась его жена, это не принципиально, поскольку заявление было от него как от льготника. С 2007 г. истцу назначили пособие, исходя из трех членов семьи - он, его супруга и дочь. Выплата менялась, когда умерла супруга, дочь выписалась с этого места жительства в каком-то году. Выплата ему шла как на одного зарегистрированного с 2012 г. Из ЗАГСа г. Таганрога поступает информация по умершим. Адресное дает информацию только на то лицо, в отношении кого сделан запрос. Сведения о том, кто проживает по конкретному адресу, им не предоставляется. Истцу были назначены льготы как ветерану труда; истец подтвердил, что он понимает, что льгота рассчитывается из количества прописанных лиц. В п.6.7 постановления № 232 Правительства Ростовской области во втором предложении написано об утрате права, а третье предложении – это продолжение второго. В нем говорится, что в случае отказа недополученные суммы могут быть взысканы УСЗН. УСЗН удерживает в безусловном порядке. 16.06.2018, когда истец пришел на личный прием, было установлено, что состав семьи изменился. Об этом истец УСЗН не уведомил. В постановлении № 232, в этой же статье указано, что граждане обязаны извещать, не позднее чем в 10-дневный срок с момента указанных обстоятельств. Дыбко Ю.Н. живет в ТСЖ, Председатель ТСЖ решил не давать информацию по фактическим платежам граждан. Когда истец принес в УСЗН свои платежки, обнаружилось, что количество зарегистрированных граждан 4, а не 1. В УСЗН г. Таганрога 80 000 граждан получателей пособий, за изменением состава семьи всех граждан УСЗН не может уследить. Основанием в данном случае, является факт неуведомления гражданином УСЗН. Ни у УСЗН, ни у Министерства труда Ростовской области нет средств контроля за расходованием этих средств. УСЗН не брало у Дыбко Ю.Н. согласие на добровольную выплату переплаты. Его согласие было бы нужно, если бы он утратил право. До перехода в 2018 году на расчет выплат по новому порядку, когда была выплата по региональным стандартам, выделялась доля льготника, исходя из общей площади жилья, и льгота шла на долю. Количество членов семьи всегда влияло. С применением последствий пропуска исковой давности не согласны, в данном случае УСЗН является ответчиком, а не истцом. О переплате узнали 16.06.2018 и в течение одного дня назначили удержание. Удерживается не вся выплаченная сумма, а только часть, всего было выплачено <данные изъяты> руб., а удерживается из них <данные изъяты> руб., а на <данные изъяты> руб. истец имел право. Просил отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области, привлеченного к участию в деле в ходе рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что исковые требования незаконны и необоснованны, изложили позицию, аналогичную возражениям ответчика. Сумма переплаты за период времени с 01.02.2012 по 16.06.201080 составила <данные изъяты> руб. (фактически Дыбко Ю.Н. выплачено <данные изъяты> руб., тогда как с учетом состава семьи полагалось выплатить <данные изъяты> руб.).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В Ростовской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулируются: Законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда»; постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» утверждено Положение с таким же наименованием, устанавливающее порядок расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении ряду категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области, в том числе ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 6.1.2 Положения при назначении гражданину мер социальной поддержки учитываются также члены его семьи при наличии у них права на меры социальной поддержки в соответствии с действующим областным законодательством.
При первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение.
Граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце пятьдесят третьем настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств (абзац 55 подпункта 6.1.2 Положения).
Предоставление мер социальной поддержки гражданам прекращается с 1 числа месяца, следующего за датой наступления обстоятельств, служащих основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки (снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, пансионат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дом инвалидов, детский дом-интернат для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками), лишение свободы по приговору суда, смерть гражданина и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации) (абзац 56 подпункта 6.1.2 Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Дыбко Ю.Н. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения г. Таганрога как ветеран труда с 28.08.2007. На основании Закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» Дыбко Ю.Н. предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки были назначены Дыбко Ю.Н. как ветерану труда на основании поданного заявления от 28.08.2007. Из указанного заявления, а также приложенной к нему справки о составе семьи следовало, что семья состоит из трех человек: Дыбко Ю.Н., ФИО7 (супруга), ФИО3 (дочь).
С 01.09.2010 расчет льготных выплат производился Дыбко Ю.Н. как одиноко проживающему ветерану труда, поскольку ФИО7 умерла в сентябре 2009 г., ФИО3 снята с регистрационного учета с 24.08.2010.
16.06.2018 при обращении Дыбко Ю.Н. в УСЗН г. Таганрога было установлено, что совместно с ним зарегистрированы: с 11.10.2011 ФИО3 (<дата> г.р.), с <дата>ФИО2 (<дата> г.р.), с <дата>ФИО4 (<дата> г.р.). В связи с этим с 16.06.2018 компенсация на оплату ЖКУ была назначена Дыбко Ю.Н. исходя из четырех зарегистрированных граждан. При этом до 16.06.2018 Дыбко Ю.Н. не уведомлял УСЗН об изменении состава семьи.
В связи с несвоевременным сообщением об изменении состава семьи за период с 11.10.2011 образовалась переплата, которая за период с 01.02.2012 по 16.06.2017 составила <данные изъяты> руб.
В соответствии с абз. 20, 21 п. 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. В случае утраты права на предоставление компенсации на ЖКУ возмещаются гражданином-получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 20).
Граждане, получающие компенсацию на ЖКУ, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце двадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств (абз. 21).
На основании указанных норм УСЗН приняло решение об удержании указанной суммы из последующих выплат, о чем 16.06.2018 УСЗН г. Таганрога уведомило Дыбко Ю.Н. в устной форме.
Из-за удержания названной переплаты с 01.07.2018 Дыбко Ю.Н. ежемесячную денежную выплату не получает.
Согласно приведенным нормативным положениям право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих, в частности, статус ветерана труда, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Ростовской области. В этих нормативных правовых актах названы в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
Вместе с тем, как следует из норм абзаца 20 подпункта 6.7 и абзаца 56 подпункта 6.1.2 Положения в их системном единстве и взаимосвязи, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи в связи с регистрацией по месту жительства гражданина-получателя ежемесячной денежной выплаты иных членов семьи и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи.
Ввиду изложенного доводы ответчика о наличии у него оснований для удержания с Дыбко Ю.Н. в отсутствие его согласия излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 из сумм последующих ежемесячных денежных выплат, назначенных Дыбко Ю.Н. с 01.12.2018, сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов.
Удержание Управлением социальной защиты населения г. Таганрога с Дыбко Ю.Н. полученных им за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 сумм ежемесячной денежной компенсации и в связи с этим неполучение им с 01.07.2018 причитающихся ежемесячных денежных выплат можно расценивать как фактический отказ Управления социальной защиты населения г. Таганрога в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за спорный период, гарантированных ему федеральным законом и нормативными правовыми актами Ростовской области как ветерану труда.
Принимая во внимание правовой статус Дыбко Ю.Н. (ветеран труда), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для невыплаты Управлением социальной защиты населения г. Таганрога ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.07.2018 Дыбко Ю.Н. и, соответственно, о незаконности действий Управления социальной защиты населения г. Таганрога по удержанию с Дыбко Ю.Н. излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Разрешая вопрос о применении последствия пропуска УСЗН срока исковой давности для удержания у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки за ЖКУ за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела. Из изложенных положений следует, что о применении срока исковой давности вправе заявить лишь ответчик при обращении лица, чье право нарушено, за судебной защитой.
Между тем, Управление социальной защиты населения г. Таганрога не обращалось в суд с требованием о взыскании с Дыбко Ю.Н. излишне выплаченных мер социальной поддержки, УСЗН г. Таганрога не является истцом в рамках данного дела, следовательно, оснований для обращения с ходатайством о применении последствий пропуска срока исковой давности для удержания излишне выплаченных мер социальной поддержки у прокурора не имелось.
По изложенным основаниям исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Дыбко Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Дыбко Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты, – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия УСЗН г. Таганрога, выразившиеся в удержании у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты.
Обязать УСЗН г. Таганрога прекратить удержание у Дыбко Ю.Н. суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012 по 16.06.2018 в размере <данные изъяты> руб. с вновь назначенной с 01.12.2018 ежемесячной денежной выплаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 10.03.2020 г.