НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сызранского районного суда (Самарская область) от 14.05.2020 № 2А-262/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2020 года г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бормотовой И.Е.

при секретаре Карпушкиной О.И.

рассмотрев административное дело №2а-262/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Хафизовой У.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Хафизовой У.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа.

В обоснование заявленных требований указала, что Хафизовой У.Д. в МРИФНС России №3 по Самарской области представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в связи с тем, что налогоплательщиком был получен доход. По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в соответствии со ст.88 НК РФ, вынесено решение №12381 от 12.10.2018 о привлечении Хафизовой У.Д. к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления ей налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 119588 рублей; привлечения её к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ к штрафу в сумме 7544,75 рублей; начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в сумме 7062,16 рублей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога №24656 по состоянию на 22.03.2019. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к Мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Хафизовой У.Д. задолженности по налогам, пени и штрафа. 10.09.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Ссылаясь на положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст.125-126, 286-287 КАС РФ просит восстановить срок для обращения в суд в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов и взыскать с Хафизовой У.Д. задолженность (недоимку) по налогу на доходы физических лиц (в соответствии с п.1 ст.227 НК РФ) за 2015 год в размере 29588 рублей, пени в размере 7544,75 рублей, штраф в размере 7062,16 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Административный ответчик Хафизова У.Д., в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, административный иск не признала, просила отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, требования оставить без удовлетворения.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Исходя из положений пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые не являются членами семьи и (или) близкими родственниками.

При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 названного кодекса).

Согласно статье 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

При этом согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1) (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ, от 27.07.2006 №137-ФЗ, от 27.11.2010 №306-ФЗ, от 03.07.2016 №243).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

Судом установлено, что физическим лицом Хафизовой У.Д. в налоговый орган 22.02.2018 представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой отражен доход, полученный в сумме 77177,77 рублей в порядке дарения <данные изъяты> доли в праве на земельный участок, <данные изъяты> доли в праве на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, также заявлен стандартный налоговый вычет на троих детей в сумме 69600 рублей.

Решением №12381 от 12.10.2018 Хафизова У.Д. привлечена к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст. 119 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 7544,75 рублей, ей доначислен налог на доходы физических лиц за 2015 год в размере 29588 рублей; начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в сумме 7062,16 рублей (л.д.17-24).

Вышеуказанное решение направлено в адрес административного ответчика 19.10.2018 (л.д.25).

Привлечение ответчика к ответственности в виде штрафа по п.1 ст.119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ является законным и обоснованным.

В связи с выявленной недоимкой по уплате налога в соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени и административному ответчику направлено требование:

- №24656 об уплате налоговой задолженности, пени, штрафа по состоянию на 22.03.2019 (на сумму недоимки по налогам 29588 рублей, пени в размере 7062,16 рублей, и штрафа в размере 7544,75 рублей) в срок до 16.04.2019.

Определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 10.09.2019 по заявлению Хафизовой У.Д. отменен судебный приказ № 2а-1506/2019, выданный 19.08.2019 о взыскании задолженности в общей сумме 44194,91 рублей.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Из материалов дела следует, что МРИ ФНС №3 в установленный срок обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, по заявлению должника судебный приказ отменен 10.09.2019, следовательно в суд в порядке искового производства МРИ ФНС №3 должен был обратиться в срок до 10.03.2020.

В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась 16.04.2020, то есть по истечении срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.

В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административным истцом при подаче административного иска заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. В качестве причины пропуска срока истец ссылается на большой объем документооборота и загруженность специалистов.

По мнению суда, приведенная административным истцом причина пропуска процессуального срока, не является уважительной, поскольку к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст.ст. 32, 33 Налогового кодекса РФ).

Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, ИФНС не представлено. При установленных обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, судья

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области к Хафизовой У.Д. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2020.

Судья -