Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Панцевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1095/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области к Белову В.Г. о взыскании обязательных платежей,
У с т а н о в и л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Белову В.Г. о взыскании задолженности (недоимки) по земельному налогу за 2015 год в размере 356 197 руб., за 2016 год в размере 356 197 руб., пени в размере 5 681,34 руб., ссылаясь в обоснование иска на то, что в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Белов В.Г. является налогоплательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты указанных сумм, однако, в установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных налогов, в связи с чем налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Также на основании ст.ст. 31, 69 НК РФ ответчику было направлены требования об оплате налогов и пени.
За налогоплательщиком числится задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 356 197 руб., за 2016 год в размере 356 197 руб., пени в размере 5 681,34 руб.
В связи не исполнением Беловым В.Г. в установленный срок требования об уплате налога, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 78 судебного района г.Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Белова В.Г. задолженности по налогам и пени. <дата> мировым судьей судебного участка № 80 выдан приказ о взыскании с Белова В.Г. задолженности по уплате налога. Определением мирового судьи судебного участка № 78 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области в лице представителя по доверенности Гуленкова И.Н. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении исковые требования поддержал и просил о рассмотрении дела без его участия по имеющимся в деле доказательствам.
Административный ответчик Белов В.Г. и также его финансовый управляющий Телешенин А.И. в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены, что в силу ст.289 ч.2 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного дела, поскольку судом не была признан их явка обязательной.
Ранее от административного ответчика Белова В.Г. поступили возражения, из которых следует, что налоговым органом ему неоднократно направлялись налоговые уведомления об оплате земельного налога на несуществующие земельные участки. Налоговым органом ошибочно направлялись уведомления об оплате налога на земельные участки, которые были преобразованы и составляли часть другого участка.
Белов В.Г. действительно владеет на праве собственности земельным участком кадастровый № ***, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, садоводство «Нефтехиммонтаж», участок 2, в районе <адрес>.
В феврале 2018 года им получено налоговое уведомление № *** от <дата> об оплате земельного налога по вышеуказанному земельному участку за 2015 и 2016 годы. Ранее налоговые уведомления и требования на данный участок не получал. В налоговом уведомлении указано на необходимость уплаты налога не позднее <дата>.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового
уведомления.
Таким образом, обязанность по уплате налога возникла на основании налогового уведомления от <дата>, а обязанность по оплате возникла <дата>. При расчете налога должны применяться нормы законодательства по состоянию на <дата>, а расчет пени должен вестись с <дата>.
При этом отмечает, что налоговым органом неверно указана кадастровая стоимость земельного участка в 2016 году, следовательно, неверно рассчитан и земельный налог.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <дата>№ *** кадастровая стоимость составляет 3085454,16 руб. Земельный налог составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости, что составляет 46281,81 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка изменена вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка. Точными сведениями о дате изменения кадастровой стоимости земельного участка Белов В.Г. не располагает.
Но даже в случае, если кадастровая стоимость изменена в день получения выписки - <дата>, то есть уже в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка исчисление суммы налога в отношении земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Следовательно, изменение кадастровой стоимости в любой день 2016 года до даты получения кадастровой выписки о земельном участке от <дата>№ *** ведет к необходимости расчета земельного налога из кадастровой стоимости 3085454,16 руб.
Расчет пени также должен проводиться исходя из размера налога 46281,81 руб.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 03.04.2019 по делу А55-3836/2019 Белов В.Г. признан несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и применение иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.
Указанная норма должна быть учтена при начислении пени.
После ознакомления с названными возражениями административный истец представил письменные пояснения по иску, из которых устанавливается следующее:
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками: признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный валет (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков- физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Согласно п. 4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно представленным в порядке электронного документа оборота сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за Беловым В.Г. зарегистрирован: земельный участок, кадастровый № ***, адрес места нахождения: 446012, Россия, <адрес>, г.Сызрань, садоводство "Нефтехиммонтаж", кадастровая стоимость 23746472 руб.
Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими липами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, (п. 2).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4).
В связи с чем в 2018 году Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области Белову В.Г. произведен расчет (перерасчет) земельного налога за 2015-2016гг., с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления от <дата>.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму
налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). |
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст.. 69 НК РФ).
Руководствуясь вышеуказанными статьями Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено требование № *** по состоянию на <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, где налогоплательщику разъяснялось, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до <дата>, налоговый орган примет все меры, предусмотренные налоговым законодательством по взысканию налогов, пени в судебном порядке.
В соответствии со ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей |в спорный период) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового (периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих, налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24,18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло в течение налогового периода в связи с изменением его категории или разрешенного использования, то новая кадастровая стоимость может применяться для целей исчисления земельного налога только со следующего налогового периода.
Таким образом, доводы Белова В.Г. о необходимости расчета земельного налога из измененной в 2016г. кадастровой стоимости являются несостоятельными.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства и возражения, находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Белов Владимир Геннадьевич является налогоплательщиком налогов, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
Налоговой инспекцией в отношении Белова В.Г. исчислен к уплате земельный налог за 2015 год в размере 356 197 руб., за 2016 год в размере 356 197 руб., в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от <дата>№ *** о необходимости уплаты вышеуказанного налога, установив срок оплаты налога на имущество до <дата>.
Указанное налоговое уведомление получено налогоплательщиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ.
В связи с неисполнением налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, налоговым органом в адрес Белова В.Г. направлено требование об уплате налога № *** по состоянию на <дата> на сумму общей задолженности в размере 712 394 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 5 681,34 руб. со сроком исполнения до <дата>.
В установленный срок налогоплательщик указанное требование об уплате налога в полном объеме не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
<дата> мировым судьей судебного участка № 78 судебного района г. Сызрани Самарской области выдан судебный приказ N 2а-1099/2018 о взыскании с Белова В.Г. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области задолженности по налогам и пени в общем размере 718 075,34 руб.
<дата> от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем определением мирового судьи судебного участка № 78 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> судебный приказ № ***а-1099/18 от <дата> был отменен на основании статьи 123.7 КАС РФ.
С административным иском административный истец обратился в суд <дата>.
До настоящего времени доказательств оплаты указанных выше налогов ответчиком суду не представлено.
Суд соглашается с расчетом задолженности Белова В.Г. по недоимке, произведенным налоговым органом, и не оспоренным административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Таким образом, административный иск Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Самарской области подлежит удовлетворению, с Белова В.Г. следует взыскать задолженность (недоимку) по земельному налогу за 2015 год в размере 356 197 руб., за 2016 год в размере 356 197 руб., пени в размере 5 681,34 руб.
При этом суд находит несостоятельным довод административного ответчика Белова В.Г. о необходимости расчета земельного налога и пени из кадастровой стоимости 3 085 454,16 руб., которая была изменена в 2016 году вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Названный довод основан на неверном толковании закона.
Так, Министерством финансов Российской Федерации на вопрос об определении налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода, в письме от 29.03.2017 N 03-05-05-02/18237 дано следующее разъяснение: в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Следовательно, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло в течение налогового периода в связи с изменением его категории или разрешенного использования, то новая кадастровая стоимость может применяться для целей исчисления земельного налога только со следующего налогового периода.
В данном случае, Белов В.Г. вправе рассчитывать на расчет земельного налога и пени из кадастровой стоимости 3 085 454,16 руб. лишь с 2017 года - со следующего налогового периода.
Далее, судом установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от <дата> по делу № А55-3836\2019 Белов В.Г. признан несостоятельным (банкротом). В отношении Белова В.Г. введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим утвержден Телешенин А.И.
Названное решение на момент рассмотрения дела не вступило в законную силу.
Административный ответчик Белов В.Г. полагает, что данное решение является основанием к отсутствию права на взыскание налоговых платежей.
Между тем, по мнению суда, данный довод не основан на законе, поскольку введение процедуры реализации имущества сроком на шесть месяцев в отношении административного ответчика, не может рассматриваться в качестве основания для освобождения Белова В.Г. от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате земельного налога и пени.
В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с Белова В.Г. следует взыскать государственную пошлину в размере 10 380,75 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 290, 293 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области к Белову В.Г. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Белова В.Г., проживающего по адресу: г. Сызрань, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области задолженность (недоимку) по земельному налогу за 2015 год в размере 356 197 руб., за 2016 год - в размере 356 197 руб., пени в размере 5 681,34 руб., а всего взыскать 718 075 ( семьсот восемнадцать тысяч семьдесят пять) рублей 34 копейки.
Взыскать с Белова В.Г. в доход государства государственную пошлину в размере 10 380,75 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Сапего О.В.