НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сызранского городского суда (Самарская область) от 08.06.2017 № 12-256/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

8 июня 2017 года г.Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
рассмотрев жалобу юридического лица – ООО «НЕФТЕМАШ», на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 юридическое лицо – ООО «НЕФТЕМАШ», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

ООО «НЕФТЕМАШ» обратилось в Сызранский городской суд с жалобой на указанное выше постановление, просит его отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что по результатам проверки, проведенной в период с 12 по <дата>, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 в отношении ООО «НЕФТЕМАШ» составлен протокол об административном правонарушении от <дата>№ ***-ПВ/412/1/5 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, согласно которому генеральный директор названного выше Общества – ФИО2, прошел аттестацию в НОУ «Учебный центр профсоюзов» по проверке знаний требований охраны труда работников и организаций, что подтверждается протоколом от <дата>№ ***-СР. Однако, на <дата> срок действия обучения по охране труда, закончился, чем нарушено требование ст.ст. 212 и 225 ТК РФ, п. 3.2. «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от <дата>№ ***. В последующем постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 ООО «НЕФТЕМАШ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей. Заявитель полагает, что указанное выше постановление по делу об административном правонарушении вынесено незаконно и необоснованно, поскольку, в силу ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном законодательством РФ. Во исполнение данного положения закона ООО «НЕФТЕМАШ» заключило договор от <дата> № ССО-009, согласно которому Обществу в период с 25 по <дата> частным учреждением «Самарский институт профсоюзного движения» оказывались услуги по обучению по охране труда сотрудников, обозначенных в приложении № *** к договору, о чем свидетельствует акт от <дата>№ ***-Сыз. Положения ст.ст. 76 и 212 ТК РФ обязывают работодателя отстранить (не допускать) до работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда. Принимая во внимание указанную обязанность, ООО «НЕФТЕМАШ» направило ФИО2 на обучение по охране труда, решением единственного участника названного выше Общества от <дата> он был отстранен от работы на период обучения с 25 по <дата>. Согласно протоколу заседания квалификационной комиссии по проверке знаний, требований охраны труда работников организаций и учреждений от <дата>№ ***-СР ФИО2 успешно прошел обучение по охране труда, имеется отметка «сдал». Таким образом, по состоянию на <дата> ФИО2 не осуществлял свои трудовые функции, а проходил обучение и очередную проверку знаний требовании охраны труда, как это предусмотрено п. 3.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от <дата>№ ***. При таких обстоятельствах, ООО «НЕФТЕМАШ» полагает, что в его действиях отсутствует вина, в связи с чем у главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 отсутствовали основания для привлечения названного юридического лица к административной ответственности в связи с отсутствием вины и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В судебном заседании представитель ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО3 жалобу поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше, и дополнила, что на момент проведения проверки у Общества имелся надлежаще оформленный и пописанный всеми членами комиссии протокол заседания квалификационной комиссии по проверке знаний, требований охраны труда работников организаций и учреждений от <дата>№ ***-СР, который находился в бухгалтерии. При этом, вследствие неопытности работников ООО «НЕФТЕМАШ» при проведении проверки главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 был предоставлен не надлежаще оформленный протокол. Приказ ООО «НЕФТЕМАШ» от <дата>№ ***/к и решение единственного участника ООО «НЕФТЕМАШ» от <дата> об отстранении генерального директора ФИО2 от работы на период прохождения очередного обучения и проверки знаний требований по охране труда с 25 по <дата> также не были предоставлены государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку такие документы им не запрашивались.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 в письменном отзыве просит суд рассмотреть жалобу ООО «НЕФТЕМАШ» на постановление о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 без его участия, оставить данную жалобу без удовлетворения, и указывает, что, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области (по охране труда) ФИО4 от <дата>№ ***-ПВ/412/1/1, в связи с тяжелым несчастным случаем на производстве, <дата> была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «НЕФТЕМАШ» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства. Так, было установлено, что в 2014 году генеральный директор ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО2 прошел аттестацию в НОУ «Учебный центр профсоюзов» по проверке знаний требований охраны труда работников предприятий и организаций, что подтверждается протоколом от <дата>№ ***-СР. Однако, по состоянию на <дата> срок действия обучения по охране труда закончился, чем нарушено требование ст.ст. 212 и 225 ТК РФ, а также п. 3.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от <дата>№ ***. В ходе проверки ООО «НЕФТЕМАШ» предоставило протокол организации СамИПД от <дата>№ ***-СР, который не был подписан всеми членами комиссии. Абзацами 2-9 п. 2.3.2 названного выше «Порядка…» определен перечень руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, который проходят обучение по охране труда в обучающих организациях. В связи с этим, <дата> в отношении ООО «НЕФТЕМАШ» был составлен протокол об административном правонарушении № ***-ПВ/412/1/5 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. За допущенные нарушения требований трудового законодательства постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 ООО «НЕФТЕМАШ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Заслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Судом установлено, что <дата>, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области (по охране труда) ФИО4 от <дата>№ ***-ПВ/412/1/1, в связи с произошедшим <дата> тяжелым несчастным случаем на производстве, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «НЕФТЕМАШ» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки выявлены нарушения юридическим лицом – ООО «НЕФТЕМАШ», трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно, установлено, что согласно протоколу от <дата>№ ***-СР генеральный директор ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО2 прошел аттестацию в НОУ «Учебный центр профсоюзов» по проверке знаний требований охраны труда работников предприятий и организаций. Однако, по состоянию на <дата> срок действия обучения по охране труда закончился.

В подтверждение прохождения генеральным директором ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО2 обучения по охране труда работников предприятий и организаций заявителем был представлен протокол заседания квалификационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от <дата>№ ***-СР. Однако, данный протокол не был надлежаще оформлен, а именно, он не был подписан всеми членами квалификационной комиссии. Так, на протоколе отсутствовала подпись члена комиссии – главного специалиста по охране труда Администрации г.о. Сызрань ФИО5

За данные нарушения, <дата> главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № ***-ПВ/412/1/5 в отношении юридического лица – ООО «НЕФТЕМАШ», по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 юридическое лицо – ООО «НЕФТЕМАШ», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, указанному юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

…обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;..

…предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;…

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений…

В силу п.п. 2.3.1, 2.3.2, 3.2 и 3.6 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охрану труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года…

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;…

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № *** к Порядку.

Таким образом, вина ООО «НЕФТЕМАШ» в допуске работника – генерального директора ФИО2, к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от <дата>№ ***-ПВ/412/1/2, протоколом об административном правонарушении от <дата>№ ***-ПВ/412/1/5, протоколом заседания комиссии по расследованию тяжелого несчастного случая от <дата>, протоколами заседания квалификационной комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от <дата>№ ***-СР и от <дата>№ ***-СР, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Приведенные выше доказательства являются достоверными, согласуются между собой, а потому у суда нет оснований не доверять им. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Доводы представителя ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО3 о том, что на момент проведения проверки у указанного выше Общества имелся надлежаще оформленный и пописанный всеми членами комиссии протокол заседания квалификационной комиссии по проверке знаний, требований охраны труда работников организаций и учреждений от <дата>№ ***-СР, который находился в бухгалтерии, однако, вследствие неопытности работников ООО «НЕФТЕМАШ» главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 был предоставлен не надлежаще оформленный протокол, суд полагает несостоятельными, поскольку они опровергаются приведенными выше доказательствами, из которых следует, что при проведении проверки заявителем был представлен протокол заседания квалификационной комиссии по проверке знаний, требований охраны труда работников организаций и учреждений от <дата>№ ***-СР не подписанный всеми членами квалификационной комиссии. Так, на протоколе отсутствовала подпись члена комиссии – главного специалиста по охране труда Администрации г.о. Сызрань ФИО5 Более того, данные доводы представителя заявителя не подтверждены в совокупности какими-либо объективными доказательствами.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ООО «НЕФТЕМАШ» ФИО3 о том, что в момент проверки у Общества имелись приказ ООО «НЕФТЕМАШ» от <дата>№ ***/к и решение единственного участника ООО «НЕФТЕМАШ» от <дата> об отстранении генерального директора ФИО2 от работы на период прохождения очередного обучения и проверки знаний требований по охране труда с 25 по <дата>, однако, названные документы не были предоставлены государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1, т.к. они им не запрашивались, поскольку данные доводы также не подтверждены в совокупности какими-либо объективными доказательствами.

Вместе с тем, судом установлено, что указанные выше допущенные ООО «НЕФТЕМАШ» нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, не состоят в причинно-следственной связи с произошедшим <дата> тяжелым несчастным случаем на производстве, фактически не повлекли за собой каких-либо вредных последствий и не влекут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а потому суд полагает возможным признать совершенное юридическим лицом – ООО «НЕФТЕМАШ», административное правонарушение малозначительным.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, суд полагает возможным освободить юридическое лицо – ООО «НЕФТЕМАШ», от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 о назначении административного наказания от <дата>№ ***-ПВ/412/1/9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «НЕФТЕМАШ», отменить.

Освободить юридическое лицо – ООО «НЕФТЕМАШ», от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «НЕФТЕМАШ», прекратить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения.

Судья Непопалов Г.Г.