НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сызранского городского суда (Самарская область) от 04.10.2016 № 12-376/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сызрань 04 октября 2016 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Узбекова Г.М.

С участием представителей должностного лица директора ООО * * * ФИО3 ФИО12 - по доверенности ФИО1, ФИО2

При секретаре Грапп Л.М.

рассмотрев жалобу должностного лица – директора ООО * * * ФИО3 ФИО14 на постановление № ***-№ *** вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 26 июля 2016 года о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 от 26 июля 2016 года должностное лицо – директор ООО «* * ** * * ФИО3 ФИО15 была привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, за нарушение требований трудового законодательства РФ, выявленных в ходе внеплановой документарной проверки 15 июля 2016 года, проведенной на основании распоряжения вр.и.о. заместителя руководителя инспекции № *** от 06 июня 2016 года.

Должностное лицо – директор ООО * * *» ФИО3 обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с жалобой на указанное постановление и просит отменить его в части назначения наказания, ссылаясь на то, что вынося указанное решение, государственный орган не в полной мере дал оценку смягчающим обстоятельствам, имеющимся в материалах дела, что не дало возможность назначить более мягкие финансовые санкции.

Из указанной жалобы следует, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В силу положений законодательства Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей кодекса. Смягчающими ее ответственность обстоятельствами являются совершение правонарушения впервые. Указанные смягчающие обстоятельства дают возможность снизить размер подлежащего уплате штрафа.

Согласно ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Однако, органом, вынесшим постановление, данная возможность, при вынесении наказания не исследована.

В соответствии с положениями ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, ее служебные обязанности должны были быть исследованы в ходе разбирательства по делу. Однако, органом вынесшим постановление, этого сделано не было. Какие должностные обязанности она не исполнила или исполнила ненадлежащим образом в постановлении не указано. Необходимые данные о днях выплаты заработной платы содержатся и содержались на момент проверки в коллективном договоре. Задержек в выплате заработной платы работнику не было. Количество работников общества полностью совпадает со штатным расписанием. В соотвествии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства РФ от 20.08.204 г. № 15 в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю-экспедитору необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Таким образом, права работника не нарушены, должностные обязанности были исполнены в полном объеме и надлежащим образом, и были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства РФ.

Так же, в своем ходатайстве, она указала, что данное постановление ею было обжаловано в срок в Сызранский городской суд, однако поскольку в одной жалобе обжаловалось два постановления, а именно постановление о назначении административного наказания * * * от 26 июля 2016 года о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ и постановление о назначении административного наказания * * * от 26 июля 2016 года о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27 ч.3 КоАП РФ ей было отказано в принятии жалобы к рассмотрению. Постановление Сызранского городского суда от 30 августа 2016 года ею было получено 06 сентября 2016 года. Просит суд восстановить пропущенный срок для подачи жалобы по уважительной причине.

Учитывая, что первоначальная жалоба была подана ФИО3 в установленный законом срок, и ей было разъяснено, что за ней остается право обжалования вышеуказанного постановления в суд после устранения причин, препятствующих принятию жалобы к рассмотрению, следует считать настоящую жалобу поданной в установленный законом срок и подлежащей рассмотрению.

Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 суду было предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы директора ООО * * * ФИО3 в ее отсутствие, суду доверяет.

Жалоба с согласия сторон была рассмотрена без участия представителя Государственной инспекции труда в соответствии с заявленным ходатайством.

В судебном заседании представитель правонарушителя ФИО2 доводы жалобы в части освобождения ФИО3 от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ или уменьшении штрафа не поддержала, и просила отменить постановление от 26 июля 2016 года в отношении ФИО3 по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, пояснив, что Коллективным договором на 2014-2016 г.г. ООО * * * установлены дни выплаты заработной платы не реже, чем каждые полмесяца - 14 и 29 числа месяца. Необходимые данные о днях выплаты заработной платы содержатся и содержались на момент проверки в коллективном договоре. Задержек в выплате заработной платы не было. Конкретные даты выплаты заработной платы устанавливаются правилами внутреннего распорядка, коллективным договором или трудовым договором, что следует из Письма от 06 марта 2012 года №ПГ/1004-6-1 и ФЗ №272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Количество работников общества полностью совпадает со штатным расписанием.

Требование о включении положений об индексации в коллективный договор не является обязательным требованием трудового законодательства, так как они должны быть предусмотрены либо коллективным договором, либо иными локальными актами. На предприятии имеются приказы по индексации. В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства РФ от 20.08.204 г. № 15 в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю-экспедитору необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Превышения свыше 12 часов не было.

Таким образом, должностные обязанности ФИО3 были исполнены в полном объеме и надлежащим образом, и были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства РФ, следовательно состав административного правонарушения в её действиях отсутствует.

Судья, рассмотрев жалобу, исследовав материалы административного дела, заслушав представителя заявителя, полагает, что постановление * * * от 26 июля 2016 года о назначении должностному лицу – директору ООО * * * ФИО3 административного наказания по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей вынесено законно и обоснованно, в связи с чем жалоба ФИО3 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на основании распоряжения вр.и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО * * ** * * от 06 июня 2016 года, была проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ООО * * *, расположенного по адресу: <адрес>, в период времени с 20 июня 2016 года по 15 июля 2016 года, в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки установлено, что в период с 2014 года по 15 июля 2016 года Общество, находясь по адресу<адрес> совершило административное правонарушение - коллективным договором дни выплаты заработной платы установлены реже, чем каждые полмесяца, правилами внутреннего трудового распорядка дни выплаты заработной платы не установлены; не установлен порядок индексации заработной платы; нарушен режим рабочего времени и времени отдыха водителей-экспедиторов; водителям-экспедиторам не оплачена сверхурочная работа.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ, п. 2.3.4 Коллективного договора на 2014-2016 г.г. дни выплаты заработной платы установлены реже, чем каждые полмесяца: 14 и 29 числа каждого месяца, следующего за расчетным; Правилами внутреннего трудового распорядка дни выплаты заработной платы не установлены.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В нарушение ст. 134 ТК РФ, коллективным договором, локальными нормативными актами порядок индексации заработной платы не установлен.

В соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым кодексом.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей определены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 13.10.2015).Так, согласно п. 9 Положения, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.

В нарушение п. 9 Положения, графиком работы водителей-экспедиторов установлена продолжительность ежедневной смены, превышающая 10 часов. Продолжительность рабочей смены водителей-экспедиторов, превышающая 10 часов, подтверждается также табелями учета рабочего времени за январь - май 2016 года,

В соответствии с ч. 1 ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Пунктом 8 Положения определено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Согласно графику работы водителей-экспедиторов, им установлен учетный период 1 месяц.

Из представленных табелей учета рабочего времени следует, что количество рабочих часов у водителей-экспедиторов превышает нормальную продолжительность рабочего времени за учетный период. Так, ФИО6 в январе 2016 года отработано 167 часов при норме 120, в феврале при норме 159 часов ФИО11 отработано 160 часов, ФИО7 -174 часа, ФИО8 - 171 час, ФИО6 - 165 часов; в марте при норме 168 часов ФИО9 отработано 182 часа, ФИО10 - 179 часов, ФИО8 - 178 часов, ФИО6 -180 часов; в апреле при норме 168 часов ФИО11 отработано 178 часов, ФИО8 -171 час; в мае при норме 152 часа ФИО11 отработано 180 часов, ФИО6 - 174 часа.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

В нарушение ч. 1 ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа водителям-экспедиторам не оплачена, в представленных расчетных ведомостях отсутствуют сведения о начислении оплаты за сверхурочную работу.

В соответствии с Уставом Общества, единоличным исполнительным органом является директор, наделенный полномочиями работодателя.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания участников Общества от 09.10.2015 № 29 на должность директора переизбрана ФИО3 ФИО16, то есть она выступает по отношению к работникам Общества работодателем и на нее законом возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Таким образом, директор ФИО3 ФИО17 ненадлежаще выполняла свои обязанности, нарушила нормы трудового законодательства, а именно требования ст. ст. 22, 134, 136, 152 ТК РФ, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, тем самым совершила нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 ст. 5.27 и статьей 5.27.1 КоАП РФ, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По данному факту начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 15 июля 2016 года был составлен протокол * * * об административном правонарушении в отношении директора ООО * * * ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 от 26 июля 2016 года должностное лицо – директор ООО * * * ФИО3 была привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Таким образом, начальник отдела Государственной инспекции труда в Самарской области обоснованно пришла к выводу о том, что директором ООО * * * ФИО3 нарушены нормы трудового законодательства, и в действиях должностного лица – директора ООО * * * ФИО3 правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ и ей наказание назначено в пределах санкции данной статьи.

Доводы, изложенные в письменной жалобе об освобождении ФИО3 от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения суд считает несостоятельными.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Поскольку действиями директора ООО «* * * ФИО3 совершено правонарушение в области трудового законодательства, что существенно нарушает охраняемые общественные отношения, она не может быть освобождена от административной ответственности по малозначительности.

Также суд считает несостоятельными доводы, изложенные в письменной жалобе в части того, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей кодекса, поскольку в соответствии со ст. 4.1 ч. 2.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Не состоятельны доводы ФИО3 и её представителя о том, что должностные обязанности ФИО3 были исполнены в полном объеме и надлежащим образом, и в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в нарушение ст. 136 ч.6 ТК РФ, пунктом 2.3.4 Коллективного договора дни выплаты заработной платы установлены реже, чем каждые полмесяца, 14 и 29 числа каждого месяца, следующего за расчетным, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами работников дни выплаты заработной платы не установлены.

В нарушение ст. 134 ТК РФ порядок индексации заработной платы не установлен, вместе с тем в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), механизм индексации определяется при заключении трудового или коллективного договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Продолжительность ежедневного рабочего времени водителей-экспедиторов на предприятии превышает 10 часов. Учетный период времени для водителей-экспедиторов установлен в один месяц (при суммированном учете рабочего времени), однако количество рабочих часов у водителей-экспедиторов превышает нормальную продолжительность рабочего времени за учетный период, что изложено выше.

В нарушение ст. 152 ч.1 ТК РФ сверхурочная работа им не оплачена.

В соответствии со ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Оснований для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей суд не усматривает.

При назначении наказания были учтены характер правонарушения, смягчающие обстоятельства, обстоятельств, отягчающих ответственность не установлено.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих обязательную отмену постановления, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление * * *, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4 26 июля 2016 года о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «* * * ФИО3 ФИО19, которым ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей – оставить без изменения, жалобу должностного лица – директора ООО * * * ФИО3 – без удовлетворения.

Копию решения в срок до трех суток после его вынесения вручить (направить) ФИО3, её представителям ФИО1, ФИО2, руководителю Государственной инспекции труда в Самарской области, начальнику отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО4

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии настоящего решения.

Судья: подпись Узбекова Г.М.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: Узбекова Г.М.

Секретарь: Грапп Л.М.

Решение вступило в законную силу «_____» ________________ 2016г.

Секретарь