Р Е Ш Е Н И Е
г. Сызрань 04 августа 2014 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Узбекова Г.М.
С участием прокурора Ковалевой З.С.
Представителя юридического лица ЗАО «Ремстрой» ФИО1 по доверенности №00 от **.**.**** г.
Потерпевшего ФИО10
рассмотрев жалобу представителя юридического лица ЗАО «Ремстрой» генерального директора Гринько на постановление № №00 вынесенное государственным инспектором труда Самарской области ФИО3 **.**.**** г. о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда Самарской области ФИО3 № №00 от **.**.**** г. юридическое лицо ЗАО «Ремстрой» было привлечено к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей, за нарушение требований трудового законодательства РФ, выявленных в ходе внеплановой документарной проверки с **.**.**** г. по **.**.**** г. в рамках соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Представитель юридического лица ЗАО «Ремстрой» генеральный директор Гринько обратился в Сызранский городской суд Самарской области с жалобой на указанное постановление и просил отменить его, ссылаясь на то, что протокол № №00 об административном правонарушении от **.**.**** г. и постановление № №00 вынесенное государственным инспектором труда Самарской области ФИО3 **.**.**** г. о назначении административного наказания были составлены на основании проведенной государственным инспектором ФИО3 внеплановой документарной проверки ЗАО «Ремстрой» с **.**.**** г. по **.**.**** г. (Распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица от **.**.**** г. № №00). Проверка была с грубыми нарушениями требований действующего законодательства, а именно:
**.**.**** г. в отношении ЗАО «Ремстрой» было вынесено предписание № 7-1965-14-ОБ/370/32/3 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подписанное Государственным инспектором труда ФИО3
В указанном Предписание закрытому акционерному обществу «Ремстрой» предписывается:
- установить дни выплаты заработной платы правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами Общества, соблюдая условия периодичности выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Основание ст. 136 ч.6 ТК РФ.
- выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца, в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами Общества. Основание - ст. 136 ч.6 ТК РФ
- разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий порядок индексации заработной платы. Основание ст.ст. 22, 134 ТК РФ
- указывать в трудовых договорах Общества трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Основание - ст. 57 ТК РФ.
- оплату отпуска производить не позднее, чем за три дня до его начала. Основание - ст. 136 ч.9 ТК РФ
- произвести ФИО10 оплату ученического отпуска на время подготовки и защиты квалификационной работы в период с **.**.**** г. по **.**.**** г.. Основание - ст. 173 ТК РФ.
- начислить и выплатить ФИО10 денежную компенсацию за несвоевременную выплату ученического отпуска. Основание - ст. 236 ТК РФ. О выполнении предписания следует сообщить в срок до **.**.**** г..
**.**.**** г. в ЗАО «Ремстрой» поступил запрос (без проведения внеплановой проверки и без обязательного предоставления заверенной копии распоряжения либо приказа о назначении проверки) от **.**.**** г. № №00 о предоставлении в Государственную инспекцию труда в Самарской области **.**.**** г. в 11.00 часов документов: Устав, свидетельства (ИНН/ОГРН), протокол/приказ о назначении директора., доверенность (представлять интересы директора (Общества) в Гос. Инспекции труда в Самарской области (с правом подписи), справку о соблюдении законодательства об оплате труда на предприятии (на дату предоставления документов) (форма прилагается), правила внутреннего трудового распорядка., положение об оплате труда и премировании, расчетные документы Общества за февраль, март 2014 года, платежные документы Общества за февраль март 2014 года, трудовой договор ФИО10 и дополнительные соглашения к нему (если заключались), приказы о приеме/увольнении ФИО10 на работу, личная карточка Т-2 ФИО10, справка-вызов выданная ФИО10
Основанием для запроса от **.**.**** г. № №00 послужило обращение работника о нарушении трудовых прав ЗАО «Ремстрой». По истечении 32 рабочих дней со дня издания запроса от **.**.**** г. № №00, т.е. **.**.**** г. в ЗАО «Ремстрой» с использованием факсимильной связи было направлено письмо от **.**.**** г. № №00 с требованием явиться **.**.**** г. в 10.30 часов в Государственную инспекцию труда по адресу: ул. ХХХ для оформления результатов проверки в ЗАО «Ремстрой», а также с требованием предоставить **.**.**** г. заверенные копии коллективного договора, расчетные и платежные документы о выплате заработной платы работникам ЗАО «Ремстрой» за апрель, май 2014 года (без проведения внеплановой проверки и без обязательного предоставления заверенной копии распоряжения).
**.**.**** г. представителю ЗАО «Ремстрой», действующему на основании доверенности №00 от **.**.**** г. ФИО13 под подпись были вручены: Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от **.**.**** г. № 7№00 Акт проверки органом государственного надзора юридического лица от **.**.**** г. № 7№00, Протокол № №00 об административном правонарушении от **.**.**** г., Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от **.**.**** г. Государственной инспекции труда.
Предписание № №00 от **.**.**** г., а также Акт проверки органом государственного надзора юридического лица от **.**.**** г. № №00 считают незаконными и подлежащим отмене.
Предписание № №00 от **.**.**** г. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе, при осуществлении задач по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства. В силу ст. 353, 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами. Как следует из положений ст. 357 ТК РФ, в числе основных прав государственных инспекторов труда в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с иными, предусмотрены следующие: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. При этом в силу ст. 358 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций). Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами. Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц в настоящее время регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом положения настоящего Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в случаях, предусмотренных ч. 3. ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, к каковым рассматриваемый по данному делу случай не относится. В силу ст. 27 указанного Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, он вступил в законную силу с 01.05.2009 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления их в силу. Положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, вступили в силу с 01.08.2011 года (п. 12 ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 27 закона). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др. Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. установлено право органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), на проведение как плановых (не чаще чем один раз в три года - ч. 2 ст. 9), так и внеплановых проверок (ст. 10 закона). Поскольку данных о включении ЗАО «Ремстрой» в план проверок Государственной инспекцией труда в Самарской области на 2014 год не имеется, истребование документов имело место в рамках внеплановой документарной проверки. В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований (ч. 1 ст. 11, 14 Федерального закона № 294-ФЗ). Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ (ч. 2 ст. 11 закона). Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе. В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ). Данное положение согласуется с требованиями ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающими в качестве гарантии прав работодателей запрет на истребование у юридического лица сведений, информации и документов, не относящихся к предмету документарной проверки. В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки. Поводом для истребования документов явилось обращение работника о нарушении трудовых прав ЗАО «Ремстрой». Исходя из выше изложенных положений Федерального закона № 294-ФЗ. действия государственного инспектора ФИО3 могли осуществляться посредством проверки поступившего обращения работника и в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008. Иной способ реализации Государственной инспекцией труда в Самарской области предоставленных законодательством полномочий, в данном случае, не предусмотрен. При этом ст. 360 ТК РФ каких-либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе, проводимой на основании обращений и заявлений граждан, профессиональных союзов о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает. Предварительное уведомление работодателя, в силу указанной нормы права, не требуется лишь при проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце 4 или 5 части 7 ст. 360 ТК РФ. С Распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от **.**.**** г. № №00 ЗАО «Ремстрой» представитель ЗАО «Ремстрой» ознакомлен **.**.**** г.. Распоряжение на день издания запроса от **.**.**** г. № №00 в адрес ЗАО «Ремстрой» не направлялось. Аналогичная ситуация и с направленным с использованием факсимильной связи **.**.**** г. письмом № 10-5768-14-ИСХ. При отсутствии на день издания запроса от **.**.**** г. № №00, а также от **.**.**** г. № №00 распоряжения либо приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) требование государственным инспектором ФИО3 предоставить документы ЗАО «Ремстрой» в Государственную инспекцию труда, является требованием документов, не являющимися предметом проверки. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, указывается в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Если предположить, что действие государственного инспектора труда ФИО3 по направлению в адрес ЗАО «Ремстрой» запроса от **.**.**** г. № №00 о предоставлении документов было в рамках документарной проверки, то срок проведения документарной проверки ЗАО «Ремстрой» составляет 32 рабочих дня. Что противоречит ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ). Установленный в письме от **.**.**** г. № №00 государственным инспектором ФИО3 для представления документов двухдневный срок не соответствует положениям ст. 11 федерального закона № 294-ФЗ и безосновательно ограничивает ЗАО «Ремстрой» во времени направления документов в адрес Государственной инспекции труда. Согласно п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится. Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), требования документов, не относящихся к предмету проверки п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора). С учетом изложенного действия, результаты проверки государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 по проведению внеплановой документарной проверки и истребованию у ЗАО «Ремстрой» документов при отсутствии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора); по установлению произвольного срока их представления, без обязательного направления в адрес ЗАО «Ремстрой» надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда либо приказа о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения внеплановой документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом № 294-ФЗ права ЗАО «Ремстрой». Положения ст. ст. 353. 355. 356, 357 ТК РФ, содержащие общий перечень полномочий государственной инспекции труда, не могут рассматриваться без их взаимосвязи с иными положениями законодательства и расцениваться, как позволяющие государственному инспектору труда истребовать документы у юридического лица независимо от наличия правовых оснований и предусмотренного законом порядка истребования. Данные доводы подтверждены Определением от **.**.**** г. по делу №00 Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда.
В Предписании № №00 от **.**.**** г. перечнем требований об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственным инспектором труда ФИО3 установлены нарушения: Не установлены дни выплаты заработной платы правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами Общества, соблюдать условия периодичности выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Основание - ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Дни выплаты заработной платы установлены Коллективным договором ЗАО «Ремстрой». Правила внутреннего трудового распорядка ЗАО «Ремстрой» являются приложением к коллективному договору, т.е. является единым документом, о чем свидетельствует отметка в Приложении в правом верхнем углу Правил внутреннего трудового распорядка.
Выплачивать работникам заработную плату не реже чем каждые полмесяца, в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами Общества. Основание - ч. 6 ст. 136 ТК РФ. В Предписании не указано кому именно не выплачивается заработная плата каждые полмесяца. Данное нарушение безосновательно. Указывать в трудовых договорах Общества трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) Основание - ст. 57 ТК РФ. В трудовых договорах, заключенных между работником и работодателем, в ст. 3. Обязанности Работника указано, что работник исполняет свои трудовые обязательства, предусмотренные профессиональной инструкцией. Отметка об ознакомлении с профессиональной инструкцией работника имеется.
Оплату отпуска производить не позднее, чем затри дня до его начала. Основание - ч. 9 ст. 136 ТК РФ. Не указано кому именно не производилась оплата отпуска в установленный трудовым законодательством срок. Данное нарушение безосновательно.
Произвести ФИО10 оплату ученического отпуска на время подготовки и зашиты квалификационной работы в период с **.**.**** г. по **.**.**** г.. Основание - ст. 173 ТК РФ. **.**.**** г., т. е. в день получения справки-вызова и начала учебного отпуска работником ФИО10 была предоставлена справка-вызов №00 одновременно с заявлением на имя генерального директора ЗАО «Ремстрой» о предоставлении учебного отпуска с **.**.**** г.. С **.**.**** г. ФИО10 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по следующим основаниям: Учебный отпуск, являющийся, по сути, временем, свободным от исполнения трудовых обязанностей, имеет особое целевое назначение: он предоставляется работникам, обучающимся в определенных образовательных учреждениях, для участия в образовательном процессе. В связи с этим применение правовых норм, устанавливающих обязанность работодателя предоставить работнику учебный отпуск, должно осуществляться во взаимосвязи с нормами, регулирующими образовательные отношения. В соответствии с законодательством об образовании, к компетенции образовательного учреждения отнесены значительные полномочия по организации и осуществлению образовательного процесса. Так, согласно п.п. 6 и 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательного учреждения относятся, в частности, разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, годовых календарных учебных графиков. Несмотря на то, что использование учебного отпуска является правом работника, который самостоятельно решает, использовать или не использовать такой отпуск, продолжительность и конкретный период предоставления учебного отпуска не зависят от усмотрения ни работника, ни работодателя. Даты начала и окончания учебного отпуска определяются исключительно учебным заведением. Согласно п. 4 ст. 17 от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основанием предоставления учебного отпуска является справка-вызов, выдаваемая образовательным учреждением. Форма справки-вызова утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1368. Согласно указанной форме в справке-вызове обязательно должен быть указан конкретный период, в течение которого учащийся должен будет проходить обучение в образовательном учреждении. На этот период работодатель должен предоставить работнику учебный отпуск. Ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не предусматривают права работодателя самостоятельно определять, на какие дни может быть предоставлен учебный отпуск, и не устанавливают порядок такого распределения. Работодатель должен руководствоваться исключительно датами, указанными в справке-вызове. Как сказано в п. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», справка-вызов дает право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других гарантий, связанных с обучением в высшем учебном заведении. В справке-вызове указываются конкретные даты и конкретное количество дней, и права не подчиниться справке или предоставить отпуск не полностью, у работодателя нет - это будет нарушением трудового законодательства. Возможность предоставления работнику части учебного отпуска в пределах периода, указанного в справке-вызове, должна быть предусмотрена законодательством. До внесения соответствующих изменений в законодательство такая возможность исключается. Таким образом, учебный отпуск предоставляется на основании справки-вызова, выдаваемой образовательным учреждением и строго в соответствии с ней. Никаких исключений из данного порядка не предусмотрено. Если учебный отпуск и может быть использован по частям, то данный вопрос должен быть согласован с образовательным учреждением, которое в каждом случае выдает соответствующую справку-вызов. **.**.**** г. и **.**.**** г. ФИО6 находился на работе и эти дни ему были оплачены как рабочие дни.
Федеральной службой по труду и занятости в письме от **.**.**** г. №00 поясняет, что «предоставление отпуска меньшей продолжительности, которая указана в справке-вызове даже при условии, что об этом просит работник будет не в полной мере соответствовать требованиям действующего законодательства». Порядок предоставления учебного отпуска трудовым законодательством не определен. Сроки и порядок оплаты учебного отпуска регулируются ст. 136 ТК РФ, согласно которой, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Если отпускные не будут выплачены вовремя, то согласно ст. 236 ТК РФ ЗАО «Ремстрой» обязано будет выплатить их с уплатой процентов. Нарушение сроков выплат отпускных по вине работника, ответственности с подателя не снимает. Представление работодателю справки-вызова до наступления указанного в ней периода учебного отпуска является необходимым условием для предоставления работнику учебного отпуска. В справке-вызове 100/46 указано, что дополнительный отпуск предоставляется для подготовки и зашиты выпускной квалификационной работы. Ч. 1 ст. 173 ТК РФ определено предоставление дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации до четырех месяцев. Ст. 173 ТК РФ является императивной и разночтения и отсылки не содержит. Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Новый приказ Минобразования России (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1368), отменивший применявшиеся с 2003 года формы справок (утвержденные приказом Минобразования России от 13.05.2003 № 2057) - действует с **.**.**** г. ФИО7 был осведомлен о предоставлении справки-вызова №00 не установленной формы. Ему было предложено обратиться в учебное заведение и требовать справку-вызов по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1368. Справка-вызов по новой форме до настоящего времени не предоставлена.
Учитывая, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от **.**.**** г. была подана юридическим лицом ЗАО «Ремстрой» в Октябрьский районный суд ул. ХХХ **.**.**** г., постановление о направлении её по подведомственности было вынесено судьей Октябрьского районного суда ул. ХХХ ФИО8 **.**.**** г., направлена она была в Сызранский городской суд Самарской области согласно сопроводительного письма **.**.**** г., а не в течение трех суток, как того требуют положения ст. 32.2 ч.4 КоАП РФ, и поступила в Сызранский городской суд лишь **.**.**** г., следует считать её поданной в установленный законом десятидневный срок и подлежащей рассмотрению Сызранским городским судом Самарской области.
И.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда ФИО9 суду было предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы ЗАО «Ремстрой» в отсутствие их представителя, а также предоставлен отзыв на жалобу, согласно которого они просят постановление о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Жалоба с согласия сторон была рассмотрена без участия представителя Государственной инспекции труда в соответствии с заявленным ходатайством.
В судебном заседании представитель юридического лица ЗАО «Ремстрой» ФИО1 поддержала изложенные в жалобе доводы в полном объеме и пояснила, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, так как они не произвели оплату ученического отпуска ФИО10 в течение трех дней из-за того, что он не предоставил справку.
Государственным инспектором ФИО3 была проведена внеплановая документарная проверка ЗАО «Ремстрой» с **.**.**** г. по **.**.**** г. на основании Распоряжения о проведении внеплановой проверки юридического лица от **.**.**** г.. Данная проверка была проведена с грубыми нарушениями требований действующего законодательства, изложенными в жалобе.
С результатами проверки они были ознакомлены **.**.**** г.. Она ездила в ул. ХХХ в инспекцию, где ей вручили Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от **.**.**** г., Акт проверки органом государственного надзора юридического лица от **.**.**** г., Протокол об административном правонарушении от **.**.**** г., Предписание об устранении нарушений трудового законодательства от **.**.**** г., Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на **.**.**** г.. На рассмотрение дела **.**.**** г. они не ездили. Постановление о назначении административного наказания от **.**.**** г. по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ они получили факсом в этот же день, а затем по почте, и **.**.**** г. написали жалобу, которую подали **.**.**** г. в Октябрьский районный суд ул. ХХХ, а также подали заявление о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Самарской области от **.**.**** г.. Заявление было рассмотрено и **.**.**** г. по нему вынесено решение Октябрьским районным судом ул. ХХХ, согласно которому их заявление удовлетворено частично, признан незаконным п.5 Предписания – о проведении оплаты отпуска не позднее, чем за три дня до его начала, в остальном в удовлетворении заявления было отказано. Решение от **.**.**** г. они обжаловали **.**.**** г. в Самарский областной суд. Жалоба на постановление об административном правонарушении была направлена для рассмотрения в Сызранский городской суд по месту совершения правонарушения.
Юридическое лицо было привлечено к ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 45 000 рублей, с чем они не согласны.
ФИО6 работал у них монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций. **.**.**** г. он написал заявление о предоставлении ему ученического отпуска с **.**.**** г. по **.**.**** г. для написания диплома. Ученический отпуск ему не предоставили, а издали приказ о предоставлении ФИО10 с **.**.**** г. по **.**.**** г. долгосрочного отпуска без сохранения заработной платы. Приказ получается незаконный. Выплаты ему соответственно по данному приказу не производились и не произведены до настоящего времени, так как ученический отпуск ему не предоставляли. А не предоставили ученический отпуск ввиду того, что он поздно принес справку-вызов. Он должен был обратиться в Университет и взять другую справку. ФИО6 должен был предоставить справку-вызов за три дня до начала отпуска, а он предоставил её **.**.**** г., хотя должен был предоставить её заблаговременно. После этого ФИО6 обратился в инспекцию труда, в связи с чем и состоялась проверка. Денежная компенсация в соответствии со ст. 236 ТК РФ ему также не выплачивалась.
Состава правонарушения в действиях юридического лица нет, так как отпуск устанавливает учебное заведение, и никто не может менять эти сроки. С **.**.**** г. они не могли ему предоставить отпуск, так как в этот день он работал, а предоставили с **.**.**** г. как он и попросил, о чем написал заявление.
В настоящее время ФИО6 уволен за прогулы, так как с **.**.**** г. на работу не выходил. **.**.**** г. он пришел на работу, сказал, что он находится на больничном, а **.**.**** г. сказал, что больничный ему не дали.
Потерпевший ФИО6 показал, что **.**.**** г. он получил диплом о высшем техническом образовании.
С **.**.**** г. он работал в ЗАО «Ремстрой» монтажником, до этого работал электромонтером два года, переводился на ОАО «№00» и снова в ЗАО «Ремстрой». С 2006 года он являлся студентом №00 по вечерней форме обучения. Раньше никакие ученические отпуска он не брал, а брал отпуск без содержания для сдачи сессии, так как он принес справку-вызов, но ему в отделе кадров сказали, что они не оплачивают ученические отпуска и предложили брать отпуск без содержания или в счёт отпуска. Поскольку сессия всегда была две недели, он брал отпуск без содержания и больше со справкой-вызовом не обращался.
Справку-вызов для написания диплома он получил **.**.**** г., а до этого брал отпуск без содержания для досдачи экзаменов. Сдав все экзамены и зачеты, получил справку-вызов. Если бы экзамены он не сдал, то справку-вызов он бы не получил. У всех студентов были разные сроки ученических отпусков. Ученический отпуск с **.**.**** г. ему установили на кафедре. **.**.**** г. он принес справку-вызов в отдел кадров, написал заявление на ученический отпуск с **.**.**** г., начальник цеха подписал и сказал, чтобы он шел к директору. **.**.**** г. директор его не принял, сказал, что занят и ему некогда. **.**.**** г. вечером директор его принял, и сказал, чтобы он сходил к главному механику и к энергетику, узнал, возьмут ли его на работу, сказал, что он подпишет отпуск, а он уволиться. Потом он заявление он все-таки подписал, и он отнес его в отдел кадров. У него приняли справку-вызов и заявление, сказав, чтобы он исправил дату с **.**.**** г. на **.**.**** г., что он и сделал. 25 и **.**.**** г. он работал, и бегал к директору с заявлением. **.**.**** г. он пришел в отдел кадров, ему сказали, что приказа пока нет, всё оформляется, и он ушел домой, с приказом не знакомился. Через неделю ему позвонили и попросили прийти, сказали, что денег нет. Он пошел к юристу, она сказала, что ему выплата не положена, попросили написать заявление на отпуск без содержания, он отказался и обратился в инспекцию труда. Инспектору он позвонил, объяснил ситуацию и спросил, писать ли ему заявление на отпуск без содержания, она сказала, что не писать и предложила подать обращение, которое он отправил на сайт инспекции труда примерно 5-**.**.**** г.. Деньги он так и не получил, больше его никто не вызывал, только приезжали домой начальник цеха и мастер и возили подписать заявление, но он отказался. Заявление о предоставлении отпуска без сохранения средней заработной платы он не писал, с приказом от **.**.**** г. не знакомился. Ему предлагали забрать документы, чтобы уйти без статьи, а потом уволили за прогулы.
В заключении прокурор пояснила, что в рамках рассмотрения жалобы ЗАО «Ремстрой» на постановление о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г., установлено, что указанное постановление вынесено государственным инспектором труда Государственной инспекции труда по Самарской области ФИО3 по результатам документарной проверки, проведенной в рамках рассмотрения обращения ФИО10
На основании ч. 1 ст. 23.12 КоАП Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.12 КоАП Российской Федерации, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, государственные инспектора труда.
Согласно ст. 356 Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
На основании ст. 357 Трудового Кодекса Российской Федерации, Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г., вынесено надлежащим лицом в рамках предоставленных полномочий.
Согласно указанного постановления, в ЗАО «Ремстрой» выявлены нарушения трудового законодательства при предоставлении ФИО10 ученического отпуска на время подготовки и защиты квалификационной работы.
На основании ст. 173 Трудового Кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.
При этом трудовым законодательством не определено, в какой срок работник должен предоставить работодателю документ, дающий право на предоставление ученического отпуска.
В рамках рассмотрения жалобы ЗАО «Ремстрой» установлено, что ФИО10 справка-вызов, дающая ему право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы на срок с **.**.**** г. по **.**.**** г. предоставлена работодателю **.**.**** г.
Однако, на момент проверки государственной инспекцией труда по Самарской области, приказ о предоставлении ФИО10 ученического отпуска не издан, фактически работнику предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
Данное нарушение, отраженное в постановлении о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г. на момент рассмотрения настоящей жалобы работодателем не устранено.
При этом согласно ст. 128 Трудового Кодекса Российской Федерации, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Однако, как установлено в рамках рассмотрения жалобы, ФИО6 заявления о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы не писал, с приказом № №00 от **.**.**** г. о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы на период с **.**.**** г. до **.**.**** г. ознакомлен не был.
В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Однако, на момент проверки государственной инспекцией труда оплата ученического отпуска ФИО10, согласно постановления о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г. не произведена.
На основании изложенного, в рамках рассмотрения жалобы ЗАО «Ремстрой» и изучения административного материала, установлено, что событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, имело место.
Также установлено, что в действиях работодателя ЗАО «Ремстрой» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27, а именно нарушение законодательства о труде.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г., вынесено обоснованно.
Одновременно в рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что по состоянию на **.**.**** г. приказ о предоставлении ФИО10 ученического отпуска не издан, оплата ученического отпуска ФИО10 с учетом компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, фактически не произведена, что свидетельствует о неисполнении работодателем требований трудового законодательства и неустранении выявленных федеральным органом исполнительной власти нарушений.
На основании изложенного полагает, что постановление о назначении административного наказания № №00 от **.**.**** г., вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Рассмотрев жалобу, исследовав материалы административного дела, заслушав представителя юридического лица, потерпевшего, а также заключение прокурора, которая просила оставить постановление без изменений, а жалобу юридического лица без удовлетворения, судья считает, что постановление № №00 от **.**.**** г.
**.**.**** г. о назначении юридическому лицу ЗАО «Ремстрой» административного наказания по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей должно быть оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
На основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки юридического лица от **.**.**** г. № №00 была проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ЗАО «Ремстрой» (№00), расположенного по адресу: ул. ХХХ в период времени с **.**.**** г. по **.**.**** г., в рамках соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан, в ходе которой выявлено, что ФИО10 не произведена оплата ученического отпуска на время подготовки и защиты квалификационной работы в период с **.**.**** г. по **.**.**** г.; не установлен порядок индексации заработной платы; правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами не установлены дни выплаты заработной платы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающихся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца. В соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
**.**.**** г. ФИО6 написал заявление о предоставлении ему ученического отпуска на период с 27 марта по **.**.**** г. для подготовки и защиты квалификационной работы с приложением справки-вызова. Согласно справке-вызову № №00, выданной Филиалом ФГБОУ ВПО «№00» в г. Сызрани студенту ФИО10 о предоставлении ему дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для подготовки и зашиты квалификационной работы в период с ул. ХХХ по **.**.**** г. продолжительностью-98 календарных дней.
Приказом от **.**.**** г. № №00 ФИО10 вместо дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов согласно заявления последнего и справки-вызова ему был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (долгосрочный) на 93 календарных дня с **.**.**** г. по **.**.**** г.. Заявления на указанный отпуск ФИО6 не писал, с приказом ознакомлен не был.
Расчетно-платежные документы о начислении и выплате отпускных сумм ФИО10 по настоящее время отсутствуют.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В нарушение указанных требований, локальными нормативными актами Общества, а именно коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников работников не установлен порядок индексации заработной платы.
Согласно ст. 136 п.6 ТК РФ заработная плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего договором, коллективным трудовым договором.
В нарушение указанных требований правилами внутреннего распорядка, а также трудовыми договорами Общества не установлены дни выплаты заработной платы.
ЗАО «Ремстрой», выступает по отношению к работникам Общества работодателем, т.е. на него законом возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства.
По данным фактам был составлен Акт проверки № №00 от **.**.**** г. и протокол об административном правонарушении № №00 от **.**.**** г..
С целью устранения выявленных нарушений государственным инспектором труда Самарской области ФИО3 представителю ЗАО «Ремстрой» ФИО11, действующей по доверенности, было выдано предписание, где установлен срок выполнения каждого требования **.**.**** г..
Решением Октябрьского районного суда ул. ХХХ от **.**.**** г. заявление юридического лица ЗАО «Ремстрой» о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Самарской области от **.**.**** г. удовлетворено частично, признан незаконным п.5 Предписания – о проведении оплаты отпуска не позднее чем за три дня до его начала, в остальном в удовлетворении заявления было отказано.
Постановлением государственного инспектора труда Самарской области ФИО3 № №00 от **.**.**** г. юридическое лицо ЗАО «Ремстрой» (№00) было привлечено к административной ответственности по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей за нарушение трудового законодательства.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, действия юридического лица ЗАО «Ремстрой» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным, доводы представителя юридического лица являются необоснованными.
В силу ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену обжалованного постановления, по делу не уставлено. Постановление вынесено надлежащим лицом в рамках предоставленных полномочий. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст.4.1, 4.2 и 4.4 КоАП РФ, т.е. с учетом совершенного правонарушения, и других обстоятельств, влияющих на административную ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь п.1, ч.1, ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № №00 от **.**.**** г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО «Ремстрой» - оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ЗАО «Ремстрой»- генерального директора Гринько - без удовлетворения.
Копию решения в срок до трех суток после его вынесения вручить (направить) представителю юридического лица, государственному инспектору труда в Самарской области ФИО3, потерпевшему ФИО2 , прокурору г. Сызрани.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии настоящего решения.
Судья: Узбекова Г.М.