НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сысольского районного суда (Республика Коми) от 22.01.2016 № 2А-35/2016

Дело №2а-35/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Визинга 22 января 2016 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Пыстине Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС №1 по Республике Коми к Дмитриенко Л.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС №1 по Республике Коми обратилась в суд с иском к Дмитриенко Л.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в общей сумме ,,, рублей, в том числе задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за 2010 год в размере ,,, рубля, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2010-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2009 год, в размере ,,, рублей, единый социальный налог, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2009 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2009 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по денежным взысканиям (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по денежным взысканиям (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, за 2011 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за 2011-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц за 2009-2010 годы, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2009-2010 годы, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2009 год, в размере ,,, рублей.

Уведомленная о явке в суд надлежащим образом, административный истец Межрайонная ИФНС №1 по Республике Коми в судебное заседание представителя не направила, просила рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя налогового органа.

Административный ответчик Дмитриенко Л.С., надлежаще извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, до разбирательства дела по существу представила заявление, в котором иск не признала, заявила о пропуске представителем административного истца срока исковой давности. Просит применить последствия пропуска срока исковой давности и в удовлетворении требований отказать.

Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии надлежаще извещенных сторон, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего:

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов (сборов).

Подпунктом 1 пункта 1 ст. 23 Кодекса установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 2 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В подпунктах 9 и 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, а также право предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данной обязанности корреспондирует пункт 1 статьи 45 Кодекса, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как было установлено в судебном заседании, в Сысольский районный суд, в порядке административного судопроизводства, 24.11.2015 обратилась Межрайонная ИФНС России № 1 по РК с исковым заявлением, к Дмитриенко Л.С. о взыскании с неё обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Дмитриенко Л.С. была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем ****, ей присвоен ИНН №__. **** Дмитриенко Л.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения ****.

В результате неуплаты налогов, пени и штрафов у Дмитриенко Л.С. образовалась задолженность в размере общей сумме ,,, рублей, в том числе задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за 2010 год в размере ,,, рубля, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2010-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), за 2009 год, в размере ,,, рублей, единый социальный налог, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2009 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу (работодатель), за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу (работодатель), за 2009 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу (работодатель), за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по денежным взысканиям (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по денежным взысканиям (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, за 2011 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за 2011-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц за 2009-2010 годы, в размере ,,, рублей, пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированные. в качестве инд. предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, и других лиц, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2009-2010 годы, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, налог по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу, за 2010 год, в размере ,,, рублей, пени по единому социальному налогу, за 2009-2012 годы, в размере ,,, рублей, штраф по единому социальному налогу за 2009 год, в размере ,,, рублей.

В административном исковом заявлении указано, что задолженность подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 22.10.2015 года

Из материалов дела следует, что между Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми и Дмитриенко Л.С. подписан акт сверки взаимных расчетов по налогам по состоянию на 22.10.2015, в котором Дмитриенко Л.С. указал, что сумма просроченной задолженности свыше трех лет срока исковой давности.

Для добровольной уплаты указанной задолженности административному ответчику Дмитриенко Л.С. было направлено требование об уплате задолженности по налогам от 23.10.2015 № 589, в срок до 01.11.2015.

При этом, из представленных истцом расчетов не представляется возможным сделать вывод о том, кем, каким образом и когда была выявлена недоимка и с какого времени производится начисление пеней.

В административном исковом заявлении указано, что ранее 23.10.2015 меры принудительного взыскания налогов, пени, штрафов в соответствии со статьями 46,47 НК в отношении Дмитриенко Л.С. не принимались, требования об уплате в адрес налогоплательщика не выставлялись и не направлялись

Доказательств исполнения ответчиком указанного требования в добровольном порядке суду не представлено, административный ответчик в представленном суду отзыве заявляет о пропуске истцом срока обращения в суд.

В соответствии со ст.57Конституции РФ каждый обязан платить законно установленныеналогии сборы.

Абзацем 2 ч. 2 ст.52НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммыналогавозлагается наналоговыйорган, налоговыйорган не позднее 30 дней до наступления срокаплатежанаправляет налогоплательщикуналоговоеуведомление.

В силу положений ч. 4 ст.397НК РФ направлениеналоговогоуведомления допускается не более чем за триналоговыхпериода, предшествующих календарному году его направления. Обязанность поуплатеналогадолжна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности поуплатеналогаявляется основанием для направленияналоговыморганом налогоплательщику требования об уплатеналогав порядке ст. ст.69и70НК РФ.

Согласно ч. 1 ст.70НК РФ требование обуплатеналогадолжно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с абз. 4 ч. 4 ст.69НК РФ требование обуплатеналогадолжно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения, указанного требования, если более продолжительный период времени дляуплатыналогане указан в этом требовании.

Между тем, в соответствии со статьей48НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности поуплатеналога, сбора, пеней, штрафовналоговыйорган (таможенный орган), направивший требование обуплатеналога, сбора, пеней, штрафов (налоговыйорган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговоморгане, направившем требование обуплатеналога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средствплатежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании обуплатеналога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление овзысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований обуплатеналога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачиналоговыморганом (таможенным органом) заявления овзысканиив суд.

Указанное заявление овзысканииподаетсяналоговыморганом в суд, если общая сумманалога, сбора, пеней, штрафов, подлежащаявзысканиюс физического лица, превышает 3 000 рублей.

Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из положения п. 20 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ" следует, что при рассмотрении дел овзысканиисанкций заналоговое правонарушение либо овзысканииналога(сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица илиналогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли сроки для обращенияналоговыхорганов в суд. В данном случае неприменимы положения ГК РФ обисковойдавностив 3 года, поскольку ГК РФ в силу требований ст. 2 не регулирует властные отношения по установлению и взиманиюналогови сборов и не входит в систему законодательства РФ. Действующееналоговое законодательство также не содержит требования об отказеналоговомуоргану вискев связи спропускомсрока только при наличии заявления ответчика. По смыслу положений ст.48НК РФпропускналоговыморганом срока на предъявление требований служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворенииискапри отсутствии уважительных причин к его восстановлению.

Согласно части 1 статьи286КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатойобязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением овзысканиис физических лиц денежных сумм в счетуплатыустановленных законом обязательныхплатежейисанкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательнымплатежам, требование контрольного органа обуплате взыскиваемойденежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срокуплатыденежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взысканияобязательныхплатежейисанкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст.60КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.176КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

С учетом вышеизложенных норм права, а также доказательств, имеющихся в материалах дела, административным истцом пропущен предельный срок для обращения в суд с заявлением овзысканиизадолженности поналогами пеням, истец обратился в суд только 24.11.2015 года, то естьпо истечению срока, установленногоналоговымзаконодательством, с заявлением о восстановлении пропущенного срока административный истец в суд не обращался.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовалиналоговомуоргану обратиться в суд сискомв течение установленного законом срока. При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС №1 по Республике Коми к Дмитриенко Л.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере ,,,, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.

Судья – Г.Д. Фомина