НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сысольского районного суда (Республика Коми) от 08.08.2022 № 2А-295/2022

УИД – 11RS0017-01-2022-000591-59

Дело № 2а-295/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Устюжаниновой Е.А.,

при секретаре Сумкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района Республики Коми 08 августа 2022 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми к Каракчиевой Д.И. в лице законных представителей Каракчиева Игоря Владимировича и Каракчиевой Марии Васильевны, о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Каракчиевой Д.И., (дата) г.р., о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 – 2020 годы и пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 – 2020 годы и пени за просрочку обязанности по уплате налога, всего в общей сумме 943,48 руб., указав, что обязательства по уплате налогов надлежащим образом не были исполнены. В связи с образовавшейся задолженностью административный истец обращался с заявлением о выдаче судебного приказа в Сысольский судебный участок Республики Коми, однако определением мирового судьи от 19.05.2022 в выдаче судебного приказа было отказано в связи с имеющимся спором о праве, т.к. административный ответчик Каракчиева Д.И. не достигла совершеннолетия. В связи с этим административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями о взыскании налоговой задолженности с законных представителей административного ответчика - родителей Каракчиева И.В. и Каракчиевой М.В. Кроме того, административный истец просил взыскать с ответчика государственную пошлину за рассмотрение административного дела.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Административный ответчик Каракчиева Д.И. и ее законные представители Каракчиев И.В. и Каракчиева М.В. извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились.

Поскольку явка сторон не признана судом обязательной, на основании ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 57Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленныеналогии сборы.

По смыслу ст. 58 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

За нарушение сроков уплаты налогов ст. 75 НК РФ предусмотрена пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что с (дата) за Каракчиевой Д.И., (дата) года рождения, зарегистрировано право собственности на 1/3 доли квартиры с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

На основании п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом, в соответствии со ст. 405 НК РФ, является календарный год.

Кроме того, Каракчиева Д.И. с (дата) является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Соответственно, Каракчиева Д.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые должны были быть ею уплачены в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно представленным административным истцом доказательствам, налоговым органом направлялись в адрес административного ответчика налоговые уведомления с расчетом налога:

№ 59095742 от 12.09.2016 об уплате земельного налога за 2015 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 75 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 (налоговое уведомление направлено 23.09.2016);

№ 58799962 от 20.09.2017 об уплате земельного налога за 2016 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 75 руб. по сроку уплаты 01.12.2017 (налоговое уведомление направлено 12.12.2019 через личный кабинет налогоплательщика);

№ 46838210 от 28.08.2018 об уплате земельного налога за 2017 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 83 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 (налоговое уведомление направлено 08.09.2019 через личный кабинет налогоплательщика);

№ 48743515 от 25.07.2019 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 168 руб. по сроку уплаты 02.12.2019 (налоговое уведомление направлено 12.12.2019 через личный кабинет налогоплательщика);

№ 56937338 от 01.09.2020 об уплате земельного налога за 2019 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 185 руб. по сроку уплаты 01.12.2020 (налоговое уведомление направлено 22.09.2020 через личный кабинет налогоплательщика);

№ 54379958 от 01.09.2021 об уплате земельного налога за 2020 год в размере 27 руб.; об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 203 руб. по сроку уплаты 01.12.2021 (налоговое уведомление направлено 22.09.2021 через личный кабинет налогоплательщика).

Между тем в сроки, установленные п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ, обязанность по уплате начисленных налогов исполнена не была. Задолженность по налоговому уведомлению № 59095742 от 12.09.2016 взыскана в рамках исполнительного производства: по земельному налогу 16.12.2018, по налогу на имущество физических лиц 11.12.2018.

В связи с неуплатой налогов по сроку уплаты, административным истцом в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени за просрочку, в адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налогов и пени: № 9293 от 20.11.2018 со сроком исполнения не позднее 09.01.2019; № 12558 от 05.07.2019 со сроком исполнения не позднее 01.11.2019; № 19719 от 10.07.2019 со сроком исполнения не позднее 01.11.2019; № 35337 от 27.12.2019 со сроком исполнения не позднее 28.01.2020; № 18553 от 26.06.2020 со сроком исполнения не позднее 10.11.2020; № 29850 от 08.12.2020 со сроком исполнения не позднее 12.01.2021; № 16710 от 15.12.2021 со сроком исполнения не позднее 30.12.2021.

По настоящее время административным ответчиком задолженность по налогу и пени не уплачены. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.03.2008 N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой", несовершеннолетние дети, как участники отношений общей долевой собственности, обязаны в силу Гражданского кодекса Российской Федерации нести бремя содержания принадлежащего им имущества (статья 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ); ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов; защита прав и законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь родителями (п. 1 ст. 56 СК РФ); родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 64 СК РФ). Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (п. 1 ст. 61 СК РФ).

В силу ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Согласно записи акта о рождении от (дата), сведения о которой представлены ТО ЗАГСА Сысольского района Министерства юстиции Республики Коми, родителями Каракчиевой Д.И., (дата) года рождения, являются отец Каракчиев И.В. и мать Каракчиева М.В.

Таким образом, обязанность по уплате налогов несовершеннолетней Каракчиевой Д.И. возлагается в равной мере на его родителей Каракчиева И.В. и Каракчиеву М.В.

Поскольку доказательств своевременной уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 - 2020 годы, пени по указанным налогам суду не представлено, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Срок, установленный ст. 48 НК РФ для обращения административного истца в суд с указанными требованиями, учитывая обращение административного истца в Сысольский судебный участок Республики Коми с заявлением о взыскании задолженности по налогам, не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права (ст. 114 КАС РФ) и положениями Бюджетного кодекса РФ необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Исходя из разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что Каракчиев И.В. и Каракчиева М.В. несут равные права и обязанности по отношению к дочери Каракчиевой Д.И., а также с учетом положений п.п 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с законных представителей несовершеннолетнего административного ответчика Каракчиевой Д.И. Каракчиева И.В. и Каракчиевой М.В. подлежит взысканию в солидарном порядке государственная пошлина в доход муниципального района в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Каракчиевой Д.И., (дата) года рождения, уроженки <данные изъяты>, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, в лице законных представителей Каракчиева Игоря Владимировича, (дата) года рождения, ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес>, и Каракчиевой Марии Васильевны, (дата) года рождения, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми, ИНН 1101482803, ОГРН 1041130401070, задолженность по обязательным платежам(налогами пени) в размере 943(девятьсот сорок три) рубля 48 копеек, в том числе,задолженность по земельному налогу в размере 135 (сто тридцать пять) рублей,пени по земельному налогу в размере 17 (семнадцать) рублей 10 копеек,задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 714 (семьсот четырнадцать) рублей,пени по налогу на имущество физических лиц в размере 77 (семьдесят семь) рублей 38 копеек.

Взыскать солидарно с Каракчиева Игоря Владимировича и Каракчиевой Марии Васильевны в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми путем подачи жалобы через Сысольский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Устюжанинова Е.А.

Мотивированное решение составлено 08.08.2022.