НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 30.11.2020 № 2А-7011/20

УИД:11RS0001-01-2020-011256-17 Дело № 2а-7011/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Юшковой И.С.,

при секретаре Малоземовой О.А., с участием:

представителя административного истца Степичевой О.В.,

представителя административного ответчика Порошкина М.В.

рассмотрев 30 ноября 2020 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к законным представителям несовершеннолетнего М.А. Екишевой Анастасии Ивановне и Екишеву Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее ИФНС России по г. Сыктывкару) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ... М.А. в лице его законного представителя Екишевой А.И. о взыскании задолженности в общем размере 65332,53 руб., в том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 10226 руб. и за 2018 год в размере 54815 руб., а также пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в размере 291,53 руб., из них- 45,84 руб.- за неуплату налога за 2016 год и 245,69 руб.- за неуплату налога за 2018 год.

В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетний Екишев М.А. владел на праве собственности несколькими транспортными средствами, за которые был исчислен транспортный налог, о чём был направлено налоговое уведомление № 48775092 от 25.07.2019 с указанием срока уплаты налога. В налоговый орган налогоплательщиком Екишевым М.А. 14.01.2020 представлено заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и отчёт 8705336 по системе уплаты «Платона» за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в отношении транспортного средства «...» (грузовой), г/н №.... В связи с предоставленной льготой налоговым органом 15.01.2020 произведён перерасчёт по транспортному налогу за 2018 год, а именно Екишеву М.А. произведено уменьшение налога на 35710 руб. Общий размер исчисленного налога за 2018 год составил 54815 руб. (90525 руб. ранее исчисленного налога -35710 руб. предоставленной льготы).

Кроме того, налоговым органов в 2019 году произведён перерасчёт по транспортному налогу за 2016 год в отношении транспортного средства «...» (грузовой), г/н №..., о чём было сообщено налогоплательщику налоговым уведомлением № 934504 от 21.03.2019. Налоговым органом доначислен налог за 2016 год в размере 10226 руб. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019. При этом ... М.А. отказано в предоставлении льготы за 2016 год на сумму 10226 руб., поскольку оплата в сумме 10226,49 руб. произведена иным лицом, а именно Екишевым А.Ю. Непосредственно сам налогоплательщик ... М.А. в установленные в налоговых уведомления сроки суммы транспортного налога за 2016 и 2018 годы не уплатил, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ начислены пени.

На основании определения суда от 01.10.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечён законный представитель несовершеннолетнего ... М.А.- Екишев А.Ю.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивала. Пояснила, что льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщику транспортного налога в связи с уплатой им платы в счёт возмещения вреда в отношении ТС, имеющих разрешённую массу свыше 12 тонн, и при этом правом уменьшения суммы налога на сумму платы за вред автомобильным дорогам могут воспользоваться только налогоплательщики, которыми такие расходы понесены. В настоящем случае ТС «...» (грузовой), г/н №... зарегистрировано на имя несовершеннолетнего ... М.А., а плата в систему «Платон» произведена иным лицом, а именно Екишевым А.Ю., в связи с чем налоговым органом перерасчёт на сумму 10226 руб. по налогу за 2016 год произведён не правомерно. Таким образом, обязанность налогоплательщиком ... М.А. по уплате налога за 2016 год не исполнена, и налоговым органом ... М.А. было направлено новое уведомление № 934504 от 21.03.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.

Административные ответчики Екишевы извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие с участием их представителя, представили письменные отзывы на иск.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании с требованиями в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 10226 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 45,84 рублей не согласился, против удовлетворения требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени за просрочку не возражал. В обоснование указал, что 10226 рублей является суммой предоставленной льготы по налогу за 2016 год. По системе уплаты «Платона» указанная сумма уплачена не каким-либо посторонним лицом, а отцом и законным представителем несовершеннолетнего налогоплательщика ... М.А.- Екишевым А.Ю. Ранее в системе не возможно было сделать оплату по персональным данным несовершеннолетнего лица, поэтому оплата была произведена Екишевым А.Ю.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, материалы административного дела мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара № 2а-335/2020, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что за несовершеннолетним ... М.А. в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2016-2018 годах были зарегистрированы транспортные средства, в том числе грузовое ТС «...» (грузовой), г/н №..., признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем налоговым органом исчислены транспортный налог в размере 10226 руб. за 2016 год, о чём в адрес ... М.А. направлено налоговое уведомление № 934504 от 21.03.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019, и транспортный налог в размере 90525 руб. за 2018 год, о чём в адрес ... М.А. направлено налоговое уведомление № 48775092 от 25.07.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 НК РФ, законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ч. 1 ст. 28 ГК РФ).

Статьей 64 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсюда, при наличии в собственности несовершеннолетнего ребёнка имущества, являющегося объектом налогообложения, полномочиями по управлению таковым имуществом, в т.ч. по уплате обязательных платежей, наделены родители, как законные представители.

С учётом приведённых норм, а также статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года N 5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.

Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Из представленной суду копии записи акта о рождении № 2136 от 08 ноября 2006 года следует, что матерью (законным представителем) несовершеннолетнего ... М.А., ** ** ** года рождения, является Екишева А.И., отцом (законным представителем) несовершеннолетнего ... М.А. является Екишев А.Ю.

Как видно из материалов дела, законный представитель несовершеннолетнего налогоплательщика Екишев А.Ю. ** ** ** обратился в ИФНС России по г. Сыктывкару с заявлением о предоставлении льготы налогоплательщику ... М.А. в связи с перечислением 01.09.2017 через систему «Платон» в качестве платы за вред, причиняемый автомобильным дорогам, 10226 руб.

Таким образом, Екишев А.Ю., произведший уплату в систему «Платон» в счёт возмещения вреда автомобильным дорогам при эксплуатации ТС «...» (грузовой), г/н №..., зарегистрированного на имя несовершеннолетнего, по отношению к нему выступает законным представителем.

Следовательно, требование административного истца о взыскании с административного ответчика ... М.А. транспортного налога за 2016 год в отношении ТС ...» (грузовой), г/н №... и пени за несвоевременную уплату указанного налога в размере 45,84 руб. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Из представленных суду документов следует, что налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 54815 руб., а также пени за неуплату налога за 2018 год в пределах сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчёт задолженности произведён правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность предшествующая обращению в суд соблюдена.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В судебном заседании представитель административных ответчиков указал о том, что он признаёт в полном объёме исковые требования ИФНС России по г. Сыктывкару в части взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 54815 руб., а также пени за неуплату налога за 2018 год. Из письменных отзывов Екишевой А.И. и Екишева А.Ю. также следует о признании ими в полном объёме исковых требований ИФНС России по г. Сыктывкару в части взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 54815 руб. и пени за неуплату налога за 2018 год.

Суд принимает это признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки и пени произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюдён, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца в части взыскания с несовершеннолетнего ... М.А. в лице его законных представителей задолженности по транспортному налогу за 2018 год и пени за неуплату данного налога.

В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Екишева А.Ю. и Екишевой А.И., как законных представителей административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в размере по 925,91 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к законным представителям несовершеннолетнего М.А.- Екишевой Анастасии Ивановне и Екишеву Алексею Юрьевичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару с несовершеннолетнего М.А. в лице его законных представителей Екишева Алексея Юрьевича и Екишевой Анастасии Ивановны, задолженность перед бюджетом в общем размере 55060 рублей 69 копеек, в том числе:

- транспортный налог с физических лиц за 2018 год в сумме 54815 рублей;

- пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 за несвоевременную уплату налога за 2018 годы в размере 245,69 рублей.

Взыскать с Екишева Алексея Юрьевича в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 925,91 рублей.

Взыскать с Екишевой Анастасии Ивановны в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 925,91 рублей.

В удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к М.А. в лице его законных представителей Екишева Алексея Юрьевича и Екишевой Анастасии Ивановне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в сумме 10226 рублей и пени за несвоевременную уплату налога за 2016 год в размере 45,84 рублей- отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.

Решение суда в окончательной форме принято 07 декабря 2020 года.

Судья И.С. Юшкова