НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 30.01.2024 № 2-10231/2023

УИД 11RS0001-01-2023-012309-10 дело № 2-595/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Мусс Д.А.,

с участием:

представителя истца Кузивановой Т.М. – Черных С.А.,

представителя ответчика Хомченко С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

30 января 2024 г. гражданское дело по иску Кузивановой Татьяны Михайловны к УФНС России по Республике Коми об освобождении от занимаемой должности, взыскании денежного содержания при увольнении, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кузиванова Т.М. обратилась в суд с иском к УФНС России по Республике Коми и с учетом уточнений просила признать увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным, признать приказ от ** ** **№... об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» неправильным, признать уволенной по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязании исправления основания увольнения в приказе об увольнении на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», взыскании четырехмесячного заработка, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что ** ** ** с ней заключен служебный контракт, согласно которому она обязуется исполнять обязанности по должности ... отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми. ** ** ** Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к УФНС по Республике Коми. ** ** ** ей вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы с ** ** **. ** ** ** ей вручено предложение о замещении должности государственной гражданской службы. ** ** ** ей направлен образец заявления о расторжении служебного контракта. В этот же день она написала заявление об увольнении ** ** ** с государственной гражданской службы с сокращением должности гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. ** ** ** ей вручено письмо о том, что врученное ей ранее уведомление о сокращении должности отзывается, как ошибочно направленное. После этого ей вручили уведомление об изменении существенных условий служебного контракта и предложено продолжить государственную гражданскую службу в должности ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по Республике Коми. Данное уведомление вручено ей незаконно, неуполномоченным лицом, с целью невыплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в связи с сокращением должности. Приказом УФНС России по Республике Коми от ** ** ** служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с гражданской службы ** ** ** в связи с отказом гражданского служащего от предложенной иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Однако ответчик незаконно применил основание для увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми, как юридическое лицо, прекратила деятельность, все должности государственной гражданской службы исключены из штатного расписания, в УФНС России по Республике Коми образованы новые отделы и введены новые должности. Она согласие работать в УФНС России по Республике Коми не давала, с Управлением служебный контракт не заключала, с ** ** ** служебную деятельность не продолжила.

В судебном заседании, начавшемся ** ** ** и продолжившемся ** ** **, представитель истца требования поддержала.

Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных отзывах.

Истец в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ** ** ** между Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми и Кузивановой Т.М. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы.

По условиям контракта Кузиванова Т.М. обязалась исполнять должностные обязанности по должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.

** ** ** ФНС России издан приказ о реорганизации налоговых служб, в т.ч. Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми путем присоединения к УФНС России по Республике Коми. Установлено, что УФНС России по Республике Коми является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности налоговых служб, в т.ч. Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.

Данным приказом утверждена структура УФНС России по Республике Коми.

** ** ** начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми Кузивановой Т.М. вручено предупреждение о сокращении ее должности ** ** **.

** ** ** Кузивановой Т.М. вручено предложение о замещении должности государственной гражданской службы согласно приложенному перечню.

От всех вакантных должностей Кузиванова Т.М. отказалась.

** ** ** Кузивановой Т.М. вручено уведомление о том, что врученное ей ранее предупреждение о сокращении должности от ** ** ** отзывается, как ошибочно направленное.

В этот же день Кузивановой Т.М. вручено уведомление об изменении существенных условий служебного контракта: «наименование государственного органа, наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа» с ** ** **, ей предложено продолжить государственную гражданскую службу в должности специалиста 1 разряда отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по Республике Коми. В случае отказа от продолжения государственной гражданской службы в предложенной должности, она подлежит увольнению по истечению двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кузиванова Т.М. с данным уведомлением не согласилась, указав, что она подлежит увольнению по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

** ** ** Кузиванова Т.М. в адрес начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми написала заявление, что в связи с расторжением служебного контракта и освобождением от занимаемой должности ** ** ** на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, просит произвести окончательный расчет, выдать на руки трудовую книжку, расчетные листки, копию личного дела.

На данное обращение руководителем УФНС России по Республике Коми Кузивановой Т.М. был дан ответ, согласно которому принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми не ликвидируется, а реорганизуется путем присоединения к УФНС России по Республике Коми. Руководством УФНС России по Республике Коми принимаются все возможные меры для сохранения кадрового состава реорганизуемых налоговых органов, поддержки сотрудников, сбережения кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий. Поскольку сокращение замещаемой ею штатной единицы по должности ... не осуществляется, ей необходимо продолжить исполнение должностных обязанностей. Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми не имела правовых оснований для ее увольнения по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

В период с ** ** ** по ** ** ** Кузиванова Т.М. находилась на листке временной нетрудоспособности.

Приказом от ** ** **№... Кузиванова Т.М. уволена с гражданской службы ** ** ** в связи с отказом гражданского служащего от предложенной иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Не согласившись с действиями ответчика, истец обратилась в суд.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Согласно ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 названного федерального закона.

Приказом ФНС России от ** ** ** вместе с Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми были реорганизованы путем присоединения к УФНС России по Республике Коми ИНФС по г.Сыктывкару, ИФНС по г.Воркуте, ИФНС по г.Усинску, Межрайонная ИФНС № 2 по Республике Коми, Межрайонная ИФНС № 3 по Республике Коми, Межрайонная ИФНС № 5 по Республике Коми, Межрайонная ИФНС № 8 по Республике Коми.

В штатном расписании Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми было предусмотрено две должности ... отдела камеральных проверок № 2.

В остальных инспекциях налоговой службы Республики Коми ... в отделе камеральных проверок № 2 в штатном расписании не было предусмотрено.

В соответствии с Положением основными задачами отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми были: контроль (проведение проверок, контрольных мероприятий) за соблюдением налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, регулярные платежи за пользование недрами, сбор за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).

В соответствии с должностным регламентом видом профессиональной служебной деятельности ... отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми являлись: администрирование и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты имущественных налогов физических и юридических лиц; осуществление налогового контроля посредством проведения камеральных проверок.

После завершения реорганизации и присоединения к УФНС России по Республике Коми инспекций налоговой службы Республики Коми, штатная структура УФНС России по Республике Коми предусматривала отдел камерального контроля в сфере налогообложения с должностью ... в количестве двух штатных единиц.

Согласно Положению основными задачами отдела камерального контроля в сфере налогообложения УФНС России по Республике Коми являются: осуществление в АИС ФНС России мероприятий регионального уровня по реализации технологических процессов при администрировании имущественных налогов; обеспечение исчисления имущественных налогов; проведение мероприятий налогового контроля в части камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по имущественным налогам.

В соответствии с должностным регламентом видом профессиональной служебной деятельности ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения УФНС России по Республике Коми являются: администрирование и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты имущественных налогов физических и юридических лиц; осуществление налогового контроля, в т.ч. посредством проведения камеральных проверок в части обеспечения правильности исчисления имущественных налогов.

Из анализа данных локальных нормативных актов следует, что должность, занимаемая Кузивановой Т.М., сохранилась и не сокращалась.

Какого-либо распорядительного документа о сокращении штата или численности служащих в связи с реорганизацией в форме присоединения к УФНС России по Республике Коми не издавалось.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников (служащих), в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя (нанимателя), который вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником (служащим) в связи с сокращением численности или штата при условии соблюдения закрепленного законодательством порядка увольнения и гарантий, нарушений которых материалами дела не установлено.

При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено право работников оспаривать решения работодателя по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Вопрос о целесообразности сокращения тех или иных должностей также относится к компетенции работодателя, а не суда, как и принятие в последующем нанимателем решений о новых организационно-штатных мероприятиях.

Таким образом, доводы истца о том, что ее должны уволить в связи с сокращением должности гражданской службы, необоснованны.

Само по себе указание в уведомлении от ** ** ** на сокращение замещаемой истцом должности не влечет безусловную обязанность увольнения работника по заявленному в иске основанию, поскольку фактического сокращения должности, замещаемой истцом, не произошло.

Введенный в действие ** ** ** должностной регламент ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения УФНС России по Республике Коми, служебную деятельность специалиста не изменил, исключив из них некоторые обязанности, что является правом представителем нанимателя. С введением в действие нового должностного регламента, служебная деятельность специалиста по своему характеру не изменилась, сохранилась работа по должности в соответствии со штатным расписанием, а также размер оклада остался прежним.

Исключение из должностного регламента ранее осуществлявшихся Кузивановой Т.М. функций с одновременной передачей данных функций в иное структурное подразделение, не может быть расценено как изменение служебной деятельности.

Изменение трудовой функции не происходит, если изменение трудовых обязанностей не влечет выполнение работы по иной должности, профессии, квалификации, специальности.

Доводы стороны истца о том, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми прекратила свою деятельность, все должности государственной гражданской службы исключены из штатного расписания, судом не принимаются.

Исходя из положений ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Следовательно, при реорганизации сохраняет силу и служебный контракт с обусловленным замещением должности гражданской службы и исполнением должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и соблюдением служебного распорядка государственного органа.

Если в новом штатном расписании образованной в результате реорганизации организации должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме.

В данном случае должность истца в штатном расписании УФНС России по Республике Коми сохранена.

В соответствии п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, к существенным условиям служебного контракта, в том числе, относится наименование замещаемой должности с указанием подразделения государственного органа.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от27.07.2004 № 79-ФЗ).

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В данном случае при реорганизации Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми путем присоединения к УФНС России по Республике Коми произошло существенное изменение условий служебного контракта с истцом в части наименования структурного подразделения.

Так как Кузиванова Т.М. отказалась от продолжения государственной гражданской службы в должности ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения УФНС России по Республике Коми, ответчиком обоснованно был издан приказ от ** ** **№... об увольнении истца по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Доводы стороны истца о том, что уведомление об изменении существенных условий служебного контракта от ** ** ** направлено неуполномоченным лицом руководителем УФНС России по Республике Коми, тогда как на данную дату ее представителем нанимателя являлся начальник Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми, в связи с чем оно ничтожно, судом во внимание не принимается, т.к. в данном случае именно новый реорганизованный представитель нанимателя должен был направить уведомление в порядке ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, что подтверждается также разъяснениями, данными в Руководстве по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утвержденным приказом Роструда от 11.11.2022 № 253.

С учетом изложенного суд не находит оснований для признания увольнения истца по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ незаконным и признании уволенной по. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

В связи с этим, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузивановой Татьяны Михайловны (...) к УФНС России по Республике Коми (ИНН 1101486269) о признании увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным, признании приказа от ** ** **№... об увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» неправильной, признать уволенной по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязании исправления основания увольнения в приказе об увольнении на п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», взыскании четырехмесячного заработка, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение составлено 03.02.2024