НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 28.09.2011 № 2-6992

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-6992/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием истца Лазаревской Н.В.,

представителя ответчика Шкеневой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

28 сентября 2011 года гражданское дело по иску Лазаревской Н.В. к ИФНС России по г.Сыктывкару, ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми об обязательстве произвести действия,

установил:

Лазаревская Н.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просила обязать ИФНС России по г.Сыктывкару произвести перерасчет и выплату пособия по беременности и родам за период с ** ** ** г. по ** ** ** г. и пособия по уходу за ребенком за период с ** ** ** г. по ** ** ** г., включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия следующие выплаты: средства материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. №661 и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 г. №90н; единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ; обязать ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми возместить ИФНС России по г.Сыктывкару расходы на осуществление перерасчета.

В обоснование исковых требований Лазаревская Н.В. указала, что она состоит в трудовых отношениях с ИФНС России по г.Сыктывкару с ** ** ** г. С ** ** ** г. по ** ** ** г. она находилась в отпуске по беременности и родам, с ** ** ** г. по ** ** ** г. – в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. При исчислении пособий за указанные периоды в состав заработка не были включены средства материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов, единовременные премии и единовременные поощрения, материальная помощь, единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Поскольку работодателем неверно исчислен средний заработок, она получила пособие в меньшем размере.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ИФНС России по г.Сыктывкару в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв о несогласии с исковыми требованиями, указав, что выплаты, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. №611, в денежное содержание государственного гражданского служащего не входят, являются иными выплатами, предусмотренными п.10 ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе». Стимулирующие выплаты не являются систематическими и не подлежат включению в заработок, из которого исчисляется пособие по беременности и родам.

Представитель ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми с иском не согласилась, указывая, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя, застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам возмещения Фондом расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лазаревская Н.В. работает в ИФНС России по г.Сыктывкару с ** ** ** г. В период с ** ** ** г. по ** ** ** г. истец находилась в отпуске по беременности и родам, с ** ** ** г. по ** ** ** г. – в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

При исчислении пособий в состав заработка истца не были включены средства материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов, выплаченные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. №611 и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 г. №90н; единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Согласно п.п.1 и 2 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Аналогичная норма предусмотрена и п.2 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 г. №375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с п.2 данного Положения в редакции, действовавшей в период нахождения истца в отпуске по беременности и родами и в отпуске по уходу за ребенком, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся, в том числе, премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет /п.«к»/; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат /п.«л»/.

Таким образом, в состав среднего заработка при исчислении пособия должны быть включены средства материального стимулирования.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 и 5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ оплата гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежной содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Согласно ч.10 той же статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Из изложенного следует, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклад денежного содержания и дополнительные выплаты), а понятие системы оплаты труда применительно к государственным служащим шире, чем понятие денежного содержания.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации №611 от 25.09.2007 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что с 01.01.2007 г. и в 2008-2011 годах осуществляется материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с указанным Постановлением был издан Приказ Минфина России от 17.10.2007 г. №90н, которым утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Согласно данному Порядку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Однако довод ответчиков о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников и потому не может быть включено в состав заработной платы, судом во внимание не принимается в силу следующего:

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (в редакции, действовавшей в спорный период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. №375 /в редакции, действовавшей до 01.01.2010 г./, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпункты «д», «к», «л» п.2 к вышеуказанным выплатам относят денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Не предусмотрено исключение спорных сумм из состава сумм, подлежащих налогообложению, и положениями главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В 2007-2008 годах истице были выплачены денежные средства материального стимулирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 г.№611, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ. Указанные суммы были включены в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и соответствующие взносы уплачены, однако в состав заработка для исчисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком эти суммы ответчиком не включены.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, суд находит исковые требования Лазаревской Н.В. к ИФНС России по г.Сыктывкару обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования истца, предъявленные к ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, суд приходит к следующему.

Статьей 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

На основании п.10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 12.02.1994 г. №101, выплата пособий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии с п.п.2.2 и 2.5 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №22 /действовавшей на момент назначения истцу пособия/, выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.

Страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции.

В соответствии с действующим порядком финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации страхователи (работодатели) выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации /ст.4.6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»/.

Таким образом, застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам порядка возмещения Региональным отделением Фонда расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.

Соответственно, исковые требования Лазаревской Н.В., предъявленные к ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ИФНС России по г.Сыктывкару произвести перерасчет и выплату Лазаревской Н.В. пособия по беременности и родам за период с ** ** ** г. по ** ** ** г., пособия по уходу за ребенком за период с ** ** ** г. по ** ** ** г., включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. №661, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 г. №90н, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о премировании, суммы материальной помощи, предусмотренные Положением об оказании материальной помощи, единовременные выплаты и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, полученные Лазаревской Н.В. в расчетном периоде.

Отказать Лазаревской Н.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми о возмещении расходов ИФНС России по г.Сыктывкару на осуществление перерасчета.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник