НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 28.02.2020 № 2А-1048/20

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2020 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Грасс Л.В.,

с участием законного представителя административного ответчика Екишевой А.И., представителем законного представителя административного ответчика Порошкина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к ФИО12, в лице его законного представителя Екишевой А.И., о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

установил:

ИФНС России по г. Сыктывкару обратилась в суд к ... М.А., ** ** ** в лице законного представителя Екишевой А.И. с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени с учетом уточнений в общем размере 44 115 руб. 18 коп., в том числе задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 43 359 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 09.02.2019 на недоимку по транспортному налогу с физических лиц - 756,18 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что за несовершеннолетним ФИО13. в 2017 году зарегистрированы транспортные средства: ... за которые был исчислен транспортный налог, о чем было направлено налоговое уведомление с указанием срока уплаты налога. В установленный срок налог не уплачен, в связи с чем начислены пени. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности и пени по транспортному налогу административным ответчиком, как законным представителем ФИО14 М.А. не исполнено. Определением мирового судьи Пушкинского судебного участка г.Сыктывкара от 13.08.2019 судебный приказ от 26.07.2019 №2а-1278/2019 отменен, однако обязанность по оплате транспортного налога и пени не исполнена административным ответчиком.

ИФНС России по г.Сыктывкару, извещенное о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В административном иске представитель административного истца просил о рассмотрении дела без участия.

Законный представитель административного ответчика, и его представитель, не оспаривая факт наличия у ФИО15 М.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год, с размером недоимки, заявленным ко взысканию, не согласились, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Статье й 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО16 М.А., является лицом, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2017 году были зарегистрированы транспортные средства ..., признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 46437716 от 10.08.2018 с указанием размера налога 49 607 руб. и сроком его уплаты не позднее 03.12.2018.

В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налога за 2017 год административным истцом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени на недоимку по транспортному налогу – 866,05 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога № 3051 с установлением срока исполнения требования до 19.03.2019.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации, законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 64 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсюда, при наличии в собственности несовершеннолетнего ребенка имущества, являющегося объектом налогообложения, полномочиями по управлению таковым имуществом, в т.ч. по уплате обязательных платежей, наделены родители, как законные представители.

Из представленной суду копии записи акта о рождении №... от ** ** ** следует, что матерью (законным представителем) несовершеннолетнего ФИО17 М.А. является Екишева А.И.

Поскольку административным ответчиком требование выполнено не было, административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа с ФИО18 М.А. в лице его законного представителя Екишевой А.И..

Определением от 13.08.2019 мирового судьи Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми судебный приказ от 26.07.2019 о взыскании с ФИО19 М.А. в лице его законного представителя Екишевой А.И. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени в сумме 50 473, 05 руб., отменен.

06.12.2020 административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

При этом, налоговым органом первоначально заявленные требования были уточнены, в связи с тем, что на основании заявления от 14.01.2020 о предоставлении льготы по транспортному налогу (по Отчету ООО «РТ Инвест Транспортные системы» от 20.12.2019 №8705335), ФИО20 М.А. предоставлена льгота по указанному Отчету и сумма транспортного налога уменьшена на 6248,00 руб., в связи с чем, сумма ко взысканию составила 43 359 руб. (49607 руб. - 6248 руб.). Также произведен перерасчет суммы начисленных за период с 04.12.2018 по 09.02.2019 (исходя из суммы недоимки в размере 43359 руб.) пени, размер который просит взыскать налоговый орган составил 756,18 руб.

Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами. Расчет заявленных к взысканию сумм судом проверен, является арифметически верным. Доказательств оплаты заявленных к взысканию сумм ответчиком суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом доводы стороны административного ответчика о том, что заявленная ко взысканию сумма задолженности должна быть уменьшена на 10 226 руб., т.е. на сумму указанную в налоговом уведомлении от 10.08.2018 №46437716 указанную с «-» (к уменьшению) во второй таблице должна быть учтена при указании общей суммы исчисленного к уплате налога по первой таблице, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку сумма в размере 10226 руб., указанная с «-» (к уменьшению) в налоговом уведомлении от 10.08.2018 № 46437716 является суммой перерасчета транспортного налога за 2016 год по налоговому уведомлению № 60379947 от 20.09.2017 (со сроком уплаты 01.12.2017) и не может уменьшать сумму транспортного налога за иной налоговый период 2017 года с другим сроком уплаты (03.12.2018).

Принимая во внимание, что окончательно заявленная налоговым органом ко взысканию с административного ответчика сумма задолженности транспортного налога за 2017 год уменьшена на 6248,00 руб., а также с учетом этого произведен перерасчет пени, заявленной ко взысканию, доводы о том, что размер задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени должны быть уменьшены на указанную сумму, во внимание не принимаются.

Доводы стороны административного ответчика о том, что в счет оплаты задолженности по транспортному налогу за 2017 год Паршуковым Н.В. как представителем ФИО21 М.А. были внесены денежные cpeдства в сумме 29700,83 руб. через систему Платон, что подтверждается представленным Отчетом ООО «РТИнвест Транспортные системы» от 02.04.2019 №8306221, в связи с чем сумма транспортного налога за конкретный автомобиль подлежит снижению в виде налоговой льготы на сумму, уплаченную за этот же автомобиль в этот же налоговый год, при этом не важно кто зарегистрирован в системе Платон, поскольку денежные средства вносились от собственника транспортного средства, судом отклоняются в силу следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

На основании ст. 361.1 указанного Кодекса, освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата в счет возмещения вреда), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Пунктом 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 357 Кодекса.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимости от возраста имущественного положения и иных критериев.

Согласно ст. 45 указанного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов. Если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.

Из представленного в материалы дела отчета ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» №..., на который в обоснование доводов своих возражений ссылается законный представитель административного ответчика и его представитель, следует, что плата в доход федерального бюджета по транспортному средству «...» с государственным регистрационным знаком ... в размере 29700, 83 руб., на сумму которого как полагает сторона административного ответчика подлежит уменьшению размер недоимки, и, как следствие, пени, была внесена Паршуковым Н.В.

Между тем, в силу приведенных выше норм права льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда, именно налогоплательщикам транспортного налога.

С учетом вышеизложенного, поскольку, Паршуков Н.В., который произвел уплату в систему Платон в счет возмещения ущерба автомобильным дорогам при эксплуатации транспортного средства, зарегистрированного на имя несовершеннолетнего, по отношению к последнему его законным представителем не выступает, что также подтверждено представителем законного представителя административного ответчика в ходе рассмотрения дела, то оснований для уменьшения транспортного налога в отношении ФИО22 М.А. на сумму оплаты, которую произвел чрез систему Платон Паршуков Н.В., не имеется.

Кроме того, принимая во внимание, что при подаче иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден, на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, в размере 1523, 46 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к ФИО23М.А., в лице его законного представителя Екишевой А.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, удовлетворить.

Взыскать в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару с законного представителя ФИО24М.А. Екишевой А.И., зарегистрированной по адресу: ..., задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 43 359 рублей, пени за период с 04.12.2018 по 09.02.2019 на недоимку по транспортному налогу с физических лиц - 756,18 рублей; всего взыскать 44 115 (сорок четыре тысячи сто пятнадцать) рубля 18 копеек.

Взыскать с законного представителя ФИО25М.А. Екишевой А.И. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 1523 (одна тысяча пятьсот двадцать три) рубля 46 копеек.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2020 года.

Судья И.С. Мишарина