УИД: 11RS0001-01-2020-008022-19 Дело № 2а-5130/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Юшковой И.С.,
при секретаре Малоземовой О.А., с участием:
представителя административного истца Фельк Т.В.,
административного ответчика Зубкова В.В.,
рассмотрев 25 сентября 2020 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к Зубкову Владимиру Владимировичу о взыскании налога на имущество,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее ИФНС России по г. Сыктывкару) обратилась в суд с административным исковым заявлением с последующим его уточнением к Зубкову В.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ** ** ** год в размере 104139 рублей.
В обосновании исковых требований административный истец указал, что Зубков В.В. в ** ** ** году на праве собственности владел недвижимым имуществом, являлся плательщиком налога на имущество физических лиц. В установленный в налоговом уведомлении срок Зубков В.В. налоги не оплатил, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени за просрочку платежа. В указанный в налоговом требовании срок и до настоящего времени налог на имущество в полном объёме не уплачен.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала по доводам, изложенным в письменных объяснениях к административному иску. Пояснила, что в связи с уменьшением кадастровой стоимости объектов, расположенных по адресам: ... Пушкина, 3-1 в ..., был пересчитан размер подлежащего оплате налога на имущество физических лиц в сторону уменьшения. При этом решение об изменении кадастровой стоимости указанных объектов принято ** ** **, налоговое уведомление о размере налога на имущество за ** ** ** год направлено налогоплательщику Зубкову В.В. в ** ** ** году со сроком уплаты не позднее ** ** **. Поскольку налог в установленный срок оплачен не был недоимка по налогу образовалась в ** ** ** году, в связи с чем Зубкову В.В. было направлено требование об уплате налога и пени, которое исполнено не было. Налоговое уведомление от ** ** **, в котором исчислена сумма налога за ** ** ** год с учётом перерасчёта, проведённого в ** ** ** году, направлена Зубкову В.В. в сентябре ** ** ** года. Вместе с тем, указанная сумма налога в размере 104139 руб. является задолженностью, поскольку уже включалась в сумму налогового уведомления, направленного Зубкову В.В. ** ** **. По указанным основаниям настаивает на удовлетворении уточнённых исковых требований.
Административный ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указал, что налоговое уведомление о сумме налога 104139 руб. составлено ** ** ** и получено им в сентябре ** ** **. Срок уплату налога определён в налоговом уведомлении до декабря ** ** ** года. Таким образом, срок уплаты налога в размере 104139 руб. ещё не наступил. ИФНС России по г. Сыктывкару выставлением налогового уведомления от ** ** ** по своей инициативе изменила срок оплаты. В связи с чем требования ИФНС незаконны. Кроме того, он является индивидуальным предпринимателем, не имеет обособленного имущества, всё имущество использует в предпринимательской деятельности, в связи с чем не должен платить налог на имущество физического лица, поскольку уплачивает единый налог. Дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми.
Заслушав пояснения участников процесса, обозрев материалы административного дела № 2а-533/2020, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации, объектами налогообложения признаются жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что положения статей 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков, поскольку такое законодательное регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов; при этом факт получения налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу (Определения от 8 апреля 2010 года N 468-О-О и от 24 марта 2015 года N 735-О).
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно имеющимся в деле сведениям в ** ** ** году Зубков В.В. на праве собственности владел, в том числе следующими объектами недвижимости:
- жилым помещением, расположенным по адресу: ...;
- ? доли в нежилом помещении, расположенным по адресу: ...;
- нежилыми помещениями, расположенными по адресу: ..., ХК-1 и по ..., бокс 7, в связи с чем ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Ссылка административного ответчика Зубкова В.В. на то, что он является индивидуальным предпринимателем, применяет упрощённую систему налогообложения в связи с чем освобождён от уплаты налога на имущество физических лиц, не принимается судом во внимание.
Действительно, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве истца или ответчика, в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Применение упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учётом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года N 274 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", определён на 2018 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" law.rkomi.ru, 28 декабря 2017 года, на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 28 декабря 2017 года.
В пункт 1191 названного Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером ... (адрес Пушкина, 21).
В отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... (адрес Пушкина, 3-1, назначение: жилое), ... (адрес ..., ХК-1), ... (адрес ..., бокс 7) налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В связи с чем налогоплательщику Зубкову В.В. не может быть предоставлено освобождение по налогу на имущество физических лиц.
Из материалов дела следует, что в адрес Зубкова В.В. ** ** ** направлялось уведомление № 48574485, с приведенным в нём расчётом налога на имущество физических лиц и основаниях данного расчёта со сроком уплаты не позднее ** ** **. Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов. Направленное в его адрес требование № 48616 об уплате налога в срок до ** ** ** на сумму 344990 руб. и пени на сумму 1546,71 руб. не исполнено.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку административным ответчиком требование выполнено не было, налоговый орган ** ** ** обращался с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье Краснозатонского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми.
** ** ** отменён судебный приказ № 2а-533/2020 от ** ** ** о взыскании с Зубкова В.В. задолженности по налогу и пени на общую сумму 345494,21 руб.
Поскольку задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени административным ответчиком не оплачена, ** ** ** административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд с административным иском к административному ответчику, т.е. с соблюдением шестимесячного срока для обращения в суд после отмены судебного приказа, установленного НК РФ для настоящих требований.
** ** ** Управлением Росреестра по Республике Коми приняты решения № 158 и № 160 об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресам: ... (кадастровый номер ...) и ...1 (кадастровый номер ...) в сторону уменьшения.
В связи с указанными обстоятельствами ИФНС России по г. Сыктывкару произведён перерасчёт суммы налога в сторону уменьшения и ** ** ** в суд поступили уточнения исковых требований о взыскании с Зубкова В.В.задолженности по налогу на имущество и пени в общей сумме 264540,43 руб.
** ** ** административный ответчик добровольно оплатил задолженность по налогу на сумму 159221 руб. и пени в суме 8299,07 руб.
** ** ** в суд поступили уточнения исковых требований о взыскании с Зубкова В.В. задолженности по налогу на имущество в сумме 104139 руб.
В связи с перерасчётом суммы налога в сторону уменьшения ** ** ** в адрес Зубкова В.В. выставлено налоговое уведомление на сумму 104139 руб.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Таким образом, налог в размере 104139 руб., указанный в налоговом уведомлении от ** ** **, фактически уже был исчислен и указан в налоговом уведомлении № 48574485 от ** ** **.
Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создаёт новой обязанности по уплате налога и сбора и, как следствие, не влияет на дату образования задолженности (пункт 4 статьи 61 Налогового кодекса РФ); по смыслу налогового законодательства, следует разграничивать понятия "срок уплаты налога" и "дата образования недоимки (задолженности)", о чём справедливо отмечено в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации N 83-КА19-2.
В случае перерасчёта налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В соответствии со статьями 405, 408, 409 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признаётся календарный год; налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, сроком уплаты налога в размере 104139 руб. является декабрь 2019 года. Отсюда требования ИФНС России по г. Сыктывкару о взыскании недоимки по налогу на имущество физического лица в размере 104139 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В случае уплаты суммы налога, указанной в уведомление № 48574485, в срок до ** ** **, налогоплательщик Зубков В.В. впоследствии при перерасчёте кадастровой стоимости объектов недвижимости и уменьшении в связи с этим размера налога, имел право в силу положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации на зачёт либо возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару к Зубкову Владимиру Владимировичу о взыскании налога на имущество удовлетворить.
Взыскать в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару с Зубкова Владимира Владимировича налог на имущество физических лиц за ** ** ** год в размере 104139 (сто четыре тысячи сто тридцать девять) рублей.
Взыскать с Зубкова Владимира Владимировича в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 3282 (три тысячи двести восемьдесят два) рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 28 сентября 2020 года.
Судья И.С. Юшкова