УИД 11RS0001-01-2023-017849-74 Дело № 2-2047/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
истца Якоб Е.Н.,
представителя ответчика Новосёловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
24 января 2024 г. гражданское дело по иску Якоб Елены Николаевны к ОСФР по Республике Коми о назначении пенсии, выплаты недополученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Якоб Е.Н. обратилась в суд с иском к ОСФР по Республике Коми об обязании назначить и выплатить пенсию с ** ** **, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей. В обоснование требований указала, что в период с ** ** ** по ** ** ** ответчиком в отношении нее проводилась заблаговременная работа по подготовке документов для назначения пенсии. При этом ее не поставили в известность, что заявление о назначении пенсии необходимо подавать за месяц до назначения пенсии. Она считала, что пенсия будет назначена автоматически. Заявление о назначении пенсии она подала лишь ** ** **, когда узнала, что ей не выплатили пенсию. Ответчик в досудебной переписке сообщил ей, что ее поставили в известность о сроках подачи заявления на назначение пенсии. Однако никакого письма от ответчика она не получала.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец ** ** ** обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ** ** ** истцу назначена страховая пенсия по старости с ** ** **.
Не согласившись с действиями ответчика, истец обратилась в суд с требованием о назначении страховой пенсии по старости со дня возникновения права, т.к. ответчиком в ходе заблаговременной работы ей не разъяснялось, что необходимо обратиться с заявлением о назначении пенсии за месяц до возникновения права на нее. Никаких писем от ответчика о том, что ей разъяснялись условия назначения пенсии, она не получала.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях». Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Настоящие Правила определяют порядок обращения, в том числе за страховой пенсией.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии. Граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору.
Согласно пункту 20 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию.
В соответствии с пунктом 21 Правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 22 - 24 Правил.
Таким образом, по общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ).
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Данная правовая позиция изложена и в определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2023 № 39-КГ23-7-К1.
В данном случае, ответчик, проводя в период с ** ** ** по ** ** ** заблаговременную работу по подготовке документов истца, необходимых для назначения пенсии, не разъяснил ей о необходимости подачи заявления о назначении пенсии за месяц до наступления права на нее.
Никаких доказательств этому ответчиком суду не представлено.
Ссылка ответчика на уведомление о завершении заблаговременной работы, в котором разъяснено право обратиться с заявлением о назначении пенсии за месяц до наступления права, и которое было направлено в адрес истца простым письмом, судом во внимание не принимается, т.к. доказательств вручения данного письма истцу либо не получение его по причинам, зависящим от последней, не представлено. Истец отрицает, что получала данное уведомление.
Таким образом, требование истца о назначении ей пенсии с момента возникновения права обоснованно.
Вместе с тем, судом учитывается следующее.
Как установлено, истцу назначена пенсия по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с данной нормой закона назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет.
Возраста 50 лет истец достигла ** ** **. В связи с этим, на ответчика подлежит возложить обязанность назначить и выплатить истцу пенсию с ** ** **.
Требование истца об обязании назначить и выплатить недополученную пенсию с ** ** ** не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации перечисляются нематериальные блага, к которым относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В данном случае нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрена компенсация морального вреда пенсионерам.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснено, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Доказательств действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца, либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага, судом не установлено.
Учитывая, что заявленный иск вытекает из нарушения имущественных прав истца, специального закона, допускающего возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком личных, неимущественных прав либо иных нематериальных благ, истцом не представлено, оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Якоб Елены Николаевны (СНИЛС ...) к ОСФР по Республике Коми (ИНН ...) удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Республике Коми назначить и выплатить Якоб Елене Николаевне страховую пенсию по старости с ** ** **.
Требования Якоб Елены Николаевны к ОСФР по Республике Коми об обязании назначить и выплатить недополученную страховую пенсию по старости с ** ** **, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 27.01.2024