НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 23.09.2010 № 2-9166

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-9166/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ошманкевич Р.А.

при секретаре Коломейцеве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 сентября 2010 года   дело по иску Гевейлер А.П. к Усть-Куломскому почтамту УФПС Республики Коми и ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления ФРС Республики Коми о признании действий незаконными, взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы,

У с т а н о в и л:

Гевейлер А.П. обратилась к мировому судье Сторожевского межрайонного судебного участка с иском к Усть-Куломскому почтамту УФПС Республики Коми филиала ФГУП «Почта России» о признании действий незаконными, взыскании недоплаты по заработной плате (обязать начислить районный коэффициент, северную надбавку и другие выплаты на установленный МРОТ за период с 25 декабря 2008 года по 31 мая 2010 года).

В обоснование исковых требований указала, что она с декабря 2008 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком. Считает, что соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан установить размер оклада на уровне минимального заработной платы и начислять на минимальный размер оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, что им не сделано.

Определением мирового судьи от 30.06.2010г. настоящее дело было передано в Усть-Куломский районный суд.

Определением Усть-Куломского районного суда от 26.07.2010г. настоящее дело было передано по подсудности в Сыктывкарский городской суд.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Наряду с этим, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истицей срока для обращения в суд с исковыми требованиями.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с иском как по существу, так и в связи с пропуском срока для обращения в суд с требованиями.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования истца не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Судом установлено, что Гевейлер А.П. работает в Обособленном структурном подразделении Усть-Куломского почтамта УФПС РК - филиал ФГУП «Почта России» с декабря 2008 года.

Согласно п.4.3 Устава ФГУП «Почта России», утвержденного Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003г., для выполнения уставных целей Предприятие имеет право в порядке, установленном действующим законодательством РФ, устанавливать формы и системы оплаты труда, а также другие формы поощрения работников Предприятия.

В соответствии с п.5.1 Коллективного договора ФГУП «Почта России» на 2007-2009 годы в области оплаты труда основными критерием оплаты труда является уровень средней заработной платы работников, установленный на каждый календарный год федеральным отраслевым соглашением

Минимальный размер оплаты труда ... включает в себя оклад ... согласно штатному расписанию и надбавки к окладу, установленные действующим законодательством, трудовым или коллективным договором (п.5.1.2 Коллективного договора на 2007-2009 годы в ред. От 28.12.2006г.).

Согласно п.5.1.2 Коллективного договора на 2010-2012 годы оплата и стимулирование труда работников Предприятия производится в соответствии с Положением об оплате труда работников ФГУП «Почта России», Реестром должностей работников ФГУП «Почта России», утверждаемым генеральным директором Предприятия, а также другими локальными нормативными актами Предприятия, утвержденными с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

В соответствии с п.1.7 Положения об оплате труда работников ФГУП «Почта России» оплата труда работников Предприятия включает в себя: должностной оклад, компенсационные доплаты, премиальное вознаграждение.

Для каждого уровня должностей устанавливается единая базовая ставка оклада путем применения коэффициента отношения к утвержденной ставке почтальона (п.2.1.2 Положения об оплате труда)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года, с изменениями от 20 апреля 2007 года, минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года был установлен в сумме 2 300 рублей в месяц. В связи с изменениями внесенными ФЗ от 24.06.2008 года №91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Истица, в обоснование иска указала, что работодатель обязан был принять в качестве базового оклада минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, к которому необходимо применить повышающие коэффициенты для определения оклада истца.

Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия:

- тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

- оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

- базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с условиями трудового договора Гевейлер А.П. принята на ... единицы. Вследствие чего, норма рабочего времени для Гевейлер А.П. является не полной и минимальным размером оплаты труда следует считать ...руб..

Из представленных ответчиком расчетных листков следует, что заработная плата истца в феврале 2010г. составила ...руб. (за вычетом премии), за март 2010г. – ...руб. (за вычетом премии), за апрель 2010г. – зарплата не начислялась в связи с временной нетрудоспособностью и отпуском, за май 2010г. – ...руб. (за вычетом премии).

Таким образом, размер ежемесячного начисления по заработной плате составляет более установленного размера МРОТ.

Учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, а также иные выплаты, надбавки, в том числе установленные ст. 316, 317 ТК РФ, выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав Гевейлер А.П. при выплате заработной платы в указанный ей период ответчиком не допущено. Вследствие чего, в удовлетворении иска следует отказать.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.

В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Судом установлено, что после опубликования Федеральных законов от 20.04.2007 года № 54-ФЗ, от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» истцы должны были знать о нарушении своего предполагаемого права.

Начало течение срока суд определяет с 01 сентября 2007 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ.

Как следует из представленных документов, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав Гевейлер А.П. обратилась 30 июня 2010 г.

Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

Доказательств уважительности причины пропуска срока истицей не представлено, соответственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца по существу, в связи с чем, суд считает необходимым отказать ей в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Гевыейлер А.П. в удовлетворении исковых требований к Усть-Куломскому почтамту УФПС Республики Коми и ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления ФРС Республики Коми о признании действий незаконными, взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.

Судья Р.А.Ошманкевич