НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 19.04.2016 № 12-1886/2015

Дело № 12-47/2016

РЕШЕНИЕ

г.Сыктывкар 19 апреля 2016 года

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Батова Л.А.,

рассмотрев жалобу ЭМУП «Жилкомхоз» на постановление государственного инспектора труда №... от ** ** ** о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда от ** ** **№... ЭМУП «Жилкомхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере №... рублей.

Не согласившись с постановлением, ЭМУП «Жилкомхоз» обратилось в Сыктывкарский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить.

В судебном заседании представитель ЭМУП «Жилкомхоз поддержал доводы жалобы.

Государственный инспектор труда в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, поддержав доводы, изложенные в возражениях.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

.... государственным инспектором труда в РК было издано распоряжение №... о проведении внеплановой, документарной проверки по соблюдению трудового законодательства в ЭМУП «Жилкомхоз», находящегося по адресу: ....

По результатам проверки, проведенной ** ** ** в ЭМУП «Жилкомхоз» был составлен акт и протокол об административном правонарушении, согласно которому ЭМУП «Жилкомхоз» нарушило законодательство о труде, выразившееся в следующем:

В нарушение требований абз.5 ч.2 ст.22, ст.132 ТК РФ, выразившихся в том, что ЭМУП «Жилкомхоз» не обеспечена работникам равная оплата за труд равной ценности. В штатных расписаниях №... от .... на период ...., №... от ** ** ** на период .... и от .... на период .... должности одинаковые, никакие разграничения не прописаны, а условия оплаты труда (оклады) разные.

В нарушение требований ст. 48, ст. 135 ТК РФ ЭМУП «Жилкомхоз» недоначислялась заработная плата согласно отраслевому тарифному соглашению №... районным судом в ... году рассмотрено №... исковых заявлений работников ЭМУП «Жилкомхоз» о взыскании недоначисленной заработной платы и индексации заработной платы, индексации по ОТС за ... год.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) указываются в трудовом договоре.

В силу абз. 5 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работнику равную оплату за труд равной ценности.

Согласно ч. 1 ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из приведенных выше норм следует, что установление должностного оклада является правом работодателя, определяется трудовым договором и зависит не только от квалификации работника, но и от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Как следует из материалов дела, на момент проверки штатное расписание и заключаемые трудовые договора с работниками ЭМУП «Жилкомхоз» с .... по .... оформлялись в соответствии с Коллективным договором на ....г., продленного до ...

.... в Коллективный договор были внесены изменения, в том числе, были установлены оклады.

Внесение изменений и дополнений в коллективный договор на основании ст. 44 Трудового кодекса РФ предполагает прохождение процедур, предусмотренных для заключения коллективного договора. Иными словами, для внесения указанных изменений необходимо вновь оформить надлежащим образом полномочия представителей работников и работодателей на внесение изменений в действующий коллективный договор.

Вопросы взаимодействий коллективного договора и локальных нормативных актов принимаемых работодателем регламентированы ст. 8 Трудового кодекса РФ в соответствии с которой работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

По смыслу указанной нормы коллективный договор имеет большую юридическую силу по сравнению с локальными нормативными актами работодателя и в случае их противоречия применяется непосредственно.

То обстоятельство, что в штатном расписании работодателя должности: бухгалтера, инженера, плотника являются единственными и с разными окладами, не свидетельствует о том, что работники, состоящие в указанных должностях, выполняют одинаковый объем работы, их задачи и полномочия ничем не отличаются и за это они получают равную оплату труда. Данные обстоятельства подтверждаются должностными инструкциями и трудовыми договорами, анализ которых государственный инспектор труда не производил при вынесении постановления.

Таким образом, установление в штатном расписании разных окладов по одноименным должностям не является доказательством дискриминации в сфере оплаты труда. Вследствие чего, данные обстоятельства не могут быть отнесено к очевидному нарушению трудового законодательства.

В соотв. со ст.11 Трудового кодекса РФ все работодатели в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно абзаца 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами согласно ст.382 Трудового кодекса РФ. В силу указанной нормы Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии со ст. 353, 356, 357 ТК РФ на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.

Таким образом, нарушения трудового законодательства, которые вменяются ЭМУП «Жилкомхоз», а именно недоначисление заработной платы А.А., Н.А., Н.В. содержат признаки индивидуального трудового спора и в силу ст. 382 Трудового кодекса РФ подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

Кроме того, решениями ... районного суда исковые требования А.А., Н.А., Н.В. удовлетворены и на момент обнаружения административного правонарушения, недоначисленная заработная плата выплачена указанным работникам.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ЭМУП «Жилкомхоз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Учитывая отсутствие состава вменяемого правонарушения и недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление об административном правонарушении, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить постановление государственного инспектора труда №... от .... в отношении ЭМУП «Жилкомхоз» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Производство по делу о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента вручения копии решения.

Судья Л.А.Батова