НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 17.02.2022 № 2А-395/2022

УИД 11RS0001-01-2021-013813-25 № 2а-395/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.

при помощнике Абрамовой Н.М.,

с участием представителя административных ответчиков Крюковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Ламеко Сергея Владимировича к ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Ламеко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК – 1 УФСИН по Республике Коми о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении условий его содержания при отбытии наказания в исправительном учреждении ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми за период с 29.04.2016 по настоящее время, присуждении в связи с необеспечением надлежащих условий его содержания за заявленный период денежной компенсации в размере 1500000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал о необеспечении надлежащих условий его содержания в спорный период в отряде № 3 исправительного учреждения, СУОН, в части приходящейся на каждого осужденного площади занимаемого помещения, отсутствии в спальном помещении № 2 отряда № 3 приточно-вытяжной механической вентиляции, свежего воздуха, дневного света и несоответствии искусственного освещения установленным требованиям, отсутствии в отряде комнаты быта, постирочной комнаты со стиральной машиной, комнаты для хранения спортинвентаря, молильной комнаты, в спальном помещении № 2 отряда № 3 – гардеробной, указал, что в комнате для приема пищи не было холодильной камеры, в камере для хранения личный вещей – стеллажей с закрывающимися ячейками. В период содержания в отряде № 3 была антисанитария, в каждом помещении бегали крысы, тараканы, клопы, меры к дератизации помещений ответчиком не принимались. Ссылается на выключение воды в период с 22:00 до 06:00, отсутствие горячей воды в отряде № 3 до лета 2020 года. Указывает о том, что унитазы и раковины санитарного узла отряда № 3 практически всегда находились в неисправном состоянии, не были отделены между собой перегородкой. Комната для просмотра передач в связи с недостаточностью площади не позволяла всем осужденным находится в указанном помещении. Комната для сушки одежды, помимо того, что маленькая, не оснащена батареями. В столовой отряда отсутствовал туалет. Время принятия душа ограничивалось 15-20 минутами, которых было явно недостаточно для осуществления гигиенических процедур. Обогрев пола в банно-прачечном комбинате, резиновые коврики отсутствовали, температура воздуха в раздевалке менее установленной нормы. Машинки для стрижки волос не проходили термическую обработку. Локальный участок не обеспечивал площадь, необходимую для прогулок осужденных. В части условий содержания в отряде СУОН ссылается на аналогичные указанным нарушения. Дополнительно в части необеспечения надлежащих условий содержания в СУОН указывает о наличии решеток на окнах, отсутствие возможности их открыть, необеспечение условий пожарной безопасности и эвакуации людей. Ссылался на одновременное размещение в отряде совместно с осужденными с опасным рецидивом осужденных впервые, на запрет родственников выходить за пределы колонии в период длительного свидания, ограничение возможности осуществлять телефонные переговоры только по пяти, указанным административным истом номерам. Согласно доводам иска корреспонденция постоянно задерживается, решения ЕСПЧ изымаются, письма адвоката подвергаются цензуре. Указывает, что питание административному истцу предоставлялось ненадлежащего качества, его предоставление по норме положенности не осуществлялось.

Определениями суда к участию в деле привлечено ФСИН России.

Дело слушанием назначалось на 10.02.2022, в судебном заседании объявлен перерыв до 17.02.2022.

Определением суда исковые требования по доводам иска по основанию запрета родственников выходить за пределы колонии в период длительного свидания, ограничения возможности осуществлять телефонные переговоры в результате осуществления звонков только по пяти внесенным в компьютер номерам, задержки корреспонденции, изъятия решений ЕСПЧ, цензуре писем адвоката выделены судом в отдельное производство.

Истец участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференц – связи не заявлял, ранее отказавшись от личного участия в судебном заседании.

Представитель административных ответчиков с требованиями иска не согласилась, представив письменный отзыв по существу доводов иска, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований по мотиву их необоснованности.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (части 2, 4, 6, 8 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Разрешая заявленные требования с учетом доводов административного истца, приведенных в их обоснование, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ламеко С.В., будучи осужден приговором Симонского районного суда г.Москвы от 16.09.2015, отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми с 28.04.2016 по настоящее время.

По прибытии в исправительное учреждение 28.04.2016 административный истец был распределен в отряд № 3 общежития № 4 ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми.

08.11.2016 - переведен в отряд № 6 общежития № 5,

29.12.2016 переведен в отряд № 3 общежития № 4.

06.06.2018, после переименования отрядов, переведен в отряд № 4 общежития № 4,

в период с 12.07.2018 по 07.08.2018 находился в ФКЛПУБ – 18 УФСИН России по Республике Коми, после прибытия в исправительное учреждение был помещен в карантинное отделение, расположенное в здании «Медсанчасть».

08.08.2018 истец распределен в отряд № 4 общежития № 4,

28.04.2020 переведен в отряд № 2 общежития № 5,

25.05.2020 переведен в отряд № 4 общежития № 4.

10.09.2020 за нарушение установленного порядка отбывания наказания Ламеко С.В. выдворялся в ШИЗО сроком на 12 суток, расположенном в здании «ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ».

22.09.2020 переведен в отряд СУОН № 9А, расположенный на втором этаже здания «Школа, ПТУ, Профилакторий».

29.09.2020 за нарушение установленного порядка отбывания наказания Ламеко С.В. переведен в ПКТ на срок 2 месяца, расположенном в здании «ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ».

13.10.2020 был помещен в карантинное отделение здания «Медсанчасть».

В период с 17.10.2020 по 02.11.2020 Ламеко С.В. убывал в ГБУЗ КРБ.

С 03.11.2020 до 17.11.2020 по прибытии был распределен в карантинное отделение.

18.11.2020 переведен в ПКТ.

29.11.2020 истец был переведен в отряд СУОН.

В период с 02.02.2021 по 25.02.2021 административный истец находился в ФКЛПУБ – 18 УФСИН России по Республике Коми.

26.02.2021 по прибытии был помещен в карантинное отделение, где находился по 28.02.2021.

01.03.2021 переведен в СУОН, расположенный на втором этаже здания «Школа, ПТУ, Профилакторий».

16.03.2021 переведен в ПКТ на срок 3 месяца.

С учетом заявленных требований подлежат оценке на предмет соблюдения условий содержания истца в отряде № 3 периоды с 28.04.2016 по 08.11.2016, с 29.12.2016 по 06.06.2018, в отряде № 4 с 06.06.2018 по 11.07.2018, с 08.08.2018 по 27.04.2020, с 25.05.2020 по 09.09.2020, в отряде СУОН – с 22.09.2020 по 28.09.2020, 29.11.2020 по 01.02.2021, с 01.03.2021 за исключением периода нахождения истца в ПКТ с 16.03.2021 по 15.06.2021.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).

На основании части 10 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными правовыми актами.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно – техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП.

В соответствии со статьей 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

В пункте 14.3.2 Свода Правил численность отряда осужденных в исправительной колонии следует принимать 50-100 человек. Согласно требованиям пункта 14.3.3. Свода Правил допускается размещение осужденных в спальных помещениях наравне с их комнатным размещением.

В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности (часть 2 указанной статьи).

Указанные требования уголовно – исполнительного законодательства относительно площади помещений, приходящейся на каждого осужденного, отражены в пункте 14.1 Свода правил, из которого следует, что норму жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительном учреждении, следует предусматривать для осужденных мужчин в исправительных колониях всех видов режима, КП, ЕПКТ (в камерах режимного корпуса) – 2,0 кв.м.

Состав и площади помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительных учреждениях на основании пункта 14.3.4 Свода правил следует принимать в соответствии с таблицей 14.3. В общежитиях, в том числе, со строгими условиями отбывания наказания, размещаются, в частности: комната быта; помещение хранения спортинвентаря; постирочная с сушильной; комната для отправления религиозных обрядов.

Согласно установленным требованиям помещение для хранения личных вещей следует предусматривать только в помещениях с общими спальными помещениями. Душевую следует оборудовать одной душевой сеткой на 20 осужденных. Уборную следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, умывальную – умывальником на 15 осужденных. Установлена площадь помещение для сушки одежды и обуви не менее 5,0 кв.м.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512).

Названным приложением определены норма, в том числе, обеспеченности мебелью помещений общежития, в частности, спального помещения, комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи, камеры для хранения личных вещей повседневного использования.

С учетом установленных требований нормированности и доводов иска размещение гардеробной в спальном помещении общежития не предусмотрено. В комнате для приема пищи, наряду с иными предметами обихода надлежит разместить холодильный шкаф. В камере хранения личных вещей – стеллаж с закрывающимися ячейками (шкаф с антресолью). В душевой предусмотрен резиновый коврик.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Reс (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-технических средств охраны и надзора.

Положения настоящего Наставления распространяются в том числе на исправительные колонии (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Наставления инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН) применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС (пункт 3), обеспечивают необходимые условия для выполнения служебных задач минимальной численностью караула и дежурной смены в любое время суток и года, повышение эффективности несения службы подразделениями УИС для поддержания установленного режима содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, раздельное содержание и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными режимными требованиями; безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта (пункт 4).

Выполнение поставленных задач обеспечивается созданием комплексов ИТСОН на объектах охраны УИС.

В камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер (подпункт 10 пункта 20 Наставления).

В каждом помещении с постоянным пребыванием людей, за исключением камерных помещений, предусматривается одна открывающаяся решетка в оконном проеме на случай вынужденной эвакуации людей (подпункт 11).

Из пункта 16.2.1 Свода правил следует, что на всех оконных проемах режимных зданий, общежитий со строгими условиями наказания, здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий, первого этажа административного здания, а также помещений, коридоров, переходов, через которые осуществляется конвоирование, в том числе, осужденных отбывающих наказание в ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, с наружной стороны следует устанавливать металлические оконные решетки, отвечающие требованиям.

В каждом помещении с постоянным пребыванием людей, за исключением камер и палат зданий медицинского назначения, необходимо предусматривать одну открывающуюся (распашную или раздвижную) наружную оконную решетку на случай вынужденной эвакуации людей. Для обеспечения эвакуации людей открывающиеся оконные решетки допускается предусматривать в оконных проемах общих коридоров, лестничных клеток.

Пункт 20.1.7 названного Свода правил предусматривает, что в режимных зданиях (помещениях) и общежитиях со строгими условиями отбывания наказания следует блокировать: все окна общего коридора (при их наличии в общих коридорах) в пределах камерных блоков и блоков ночного и дневного пребывания осужденных; двери каждой камеры, спального помещения, спальной комнаты, прогулочного двора; дверцы окон в камерных дверях (каждая камерная дверь и дверца окна в камерной двери выполняются отдельными шлейфами); решетчатые двери в отсекающих поперечных решетчатых перегородках в торцах камерных блоков, блоков ночного и дневного пребывания осужденных.

В соответствии с пунктом 20.10 вышеназванного Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.

На основании требований пункта 19.3.5 Свода правил в помещениях зданий исправительного учреждения в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.

Во всех спальных комнатах и спальных помещениях следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны и другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010, действовавшего до 01.03.2021, системы вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одного помещение в другое. Вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной.

По правилам пункта 19.4.5 Свода Правил в зданиях и сооружения ИУ следует предусматривать искусственное освещение: рабочее, аварийное (эвакуационное и резервное) и дежурное.

В спальных комнатах и спальных помещениях, камерах следует предусматривать рабочее и дежурное освещение (пункт 19.4.7 Свода Правил).

Управление дежурным освещением должно быть предусмотрено из помещения младшего инспектора здания, управление рабочим освещением камер, - выключателями, устанавливаемыми вне этих помещений. Для дежурного освещения используются светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые над дверью, в камерах, палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденным ПЛС и ЕПКТ, одноместных помещениях безопасного места – в нишах над дверным проемом.

Для рабочего освещения предусматриваются светильники, устанавливаемые на потолке.

Согласно требованиям пункта 19.4.9 Свода правил освещенность спальных комнат и спальных помещений общежитий – 150 лк.

В соответствии с пунктом 9.4 Свода Правил режимная, жилая, изолированная жилая, производственные зоны исправительного учреждения (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения.

В жилой зоне, в том числе, выделяются локальные участки с общежитиями для проживания осужденных на обычных, облегченных, строгих условиях отбывания наказания, по каждому в отдельности, со зданием карантина для временного содержания вновь прибывших осужденных, со зданием ПКТ с ШИЗО (пункт 9.5 Свода Правил).

Из положений пункта 9.13 Свода Правил следует, для каждого локального изолированного участка применяется расчет 2,0 кв.м. на одного осужденного.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно – исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно – гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).

При проверке доводов иска с учетом представленных стороной ответчика доказательств, технического паспорта, экспликации к нему, судом установлено, что площадь второго этажа общежития № 4, где размещался отряд № 3, составляет 418 кв.м

На втором этаже общежития № 4 расположены помещение воспитательной работы пом. № 8, площадью 51, 6 кв.м), помещение для хранения личных вещей (пом. №9, площадью 9.8 кв.м), санитарный узел 17,4 кв.м (пом. № 14 площадью 11,5 кв.м, № 15- 7,6 кв.м), умывальная 19. 4 кв. (пом.№ 10, площадью 11,5 кв.м, № 16 площадью 7,9 кв.м), для сушки одежды (пом. № 17, площадью 12,3 кв.м), таксофонная (пом.№ 12, площадью 5, 6 кв.м), комната быта (пом. № 18, площадью 9,4 кв.м), кабинет начальника, комната хранения продуктов питания и разогрева пищи 22,9 кв.м (пом №1, площадью 12,1 кв.м, пом. № 2, площадью 10, 8 кв.м). Площадь спальных помещений составляет 218, 8 кв.м, из них помещение № 4 – 50,9 кв.м, № 5 – 83, 9 кв.м, №7 – 84,0 кв.м

Как указывает административный ответчик, учет осужденных относительно каждого спального помещения не велся. Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в период с 28.04.2016 по 15.07.2016 в отряде № 3 списочно содержалось от 88 до 104 человек. Периодически в отряде отсутствовали: в связи с выдворением в ШИЗО от 1 до 4 человек, в связи с привлечением к труду 1 человек, в связи с убытием в комнату длительного свидания от 1 до 3 человек.

При расчете площади помещений приходящейся на каждого, учитывая площадь спальных помещений, помещения воспитательной работы, комнаты хранения продуктов питания и разогрева пищи, что составляет 293,3 кв.м, относительно количества осужденных в отряде в указанный период, нормированность площади, приходящейся на каждого осужденного, при размещении истца в отряде в спорный период соблюдена (293,3 кв.м/104=2,82 кв.м).

Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки в период с 16.07.2016 по 06.11.2016 списочно содержалось от 82 до 87 человек. Как и в ранее указанный период периодически в отряде отсутствовали осужденные в связи с помещением в ШИЗО от 1до 2 человек, в связи с привлечением к труду – 1-2 человека, в связи с убытием в комнату длительного свидания – 1 человек, в связи с помещением в стационар медицинской части 1 человек.

С учетом площади помещений, подлежащих учету, и количества осужденных в отряде в спорный период, при максимальной наполняемости отряда площадь помещений, приходящаяся на каждого составила 3,37 кв.м, что соответствует требованиям нормированности.

В период с 07.11.2016 по 08.11.2016 в отряде содержалось от 76 до 77 человек, 1 человек отсутствовал, в связи с помещением в стационар медицинской части. Требования положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ относительно площади помещений на каждого осужденного с учетом их количественного размещения в указанный период не нарушены.

Согласно сведения журнала пофамильной и количественной проверки в период с 28.12.2016 по 26.04.2017 в отряде № 3 списочно содержалось от 88 до 108 человек, из них в связи с выдворением в ШИЗО отсутствовало от 1 до 2 человек, в связи с привлечением к труду 1 человек, в связи с убытием в комнату длительных свиданий от 1 до 2 человек, в связи с помещением в стационар – 1 человек.

При делении площади помещений, подлежащих учету, на количество содержащихся в отряде осужденных, площадь помещений, приходящаяся на каждого составит 2,7 кв.м, что отвечает установленным в законе требованиям.

На основании сведений, представленных ответчиком в период с 26.04.2017 по 15.11.2017, в период с 16.11.2017 по 30.05.2018 в отряде № 3 списочно содержалось от 111 до 133 человек. В указанный период в связи с выдворением в ШИЗО в отряде отсутствовало от 1 до 5 человек, 1 человек привлечен был к труду, в связи с убытием в комнату длительных свиданий в отряде отсутствовало до 3 человек, в связи с помещением в стационар медицинской части – 1 человек.

Исходя из количественного состава осужденных относительно площади занимаемых ими помещений, подлежащих учету, площадь помещений, приходящаяся на каждого составила 2,2 кв.м, что также отвечает установленным требованиям при нормированности согласно требованиям действующего законодательства 2 кв.м.

Относительно размещения осужденного в отряде № 4 указанного общежития на основании сведений ответчика установлено, что в период с 01.06.2018 по 03.06.2018 в отряде списочно содержалось от 126 до 133 человек, в связи с выдворением в ШИЗО в указанный период отряде отсутствовало от 1 до 4 человек, в связи с убытием в комнату длительных свиданий – 1 человек, от 1 до 4 человек – в связи с помещением в стационар медицинской части.

Норма площади, приходящейся на каждого осужденного, при их размещении в отряде в спорный период не нарушена.

Согласно журналу пофамильной и количественной проверки в период с 08.08.2018 по 30.11.2018 в отряде содержалось от 116 до 130 человек, в период с 01.12.2018 по 31.12.2018 – от 117 до 122 человек, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 0 от 77 до 121 человек, в период с 01.01.2020 по 28.04.2020 от 80 до 104 человек, с 25.05.2020 по 09.09.2020 от 80 до 104.

Исходя из норматива площади, приходящейся на каждого осужденного, в указанный период требования законодательства при размещении осужденных в исправительных помещениях, в том числе отряде СУОН, на основании представленных доказательств не нарушены.

Отряд СУОН, в котором отбывает наказание административный истец, расположен на территории колонии в здании «Школа, ПТУ, профилакторий» и занимает площадь второго этажа. Здание 1928 года постройки, имеет прогулочный двор. Запираемые помещения состоящие из жилой секции, каптерки, комнаты приема пищи, комнаты воспитательной работы, душа, умывальника, туалета, сушилки, кабинета начальника отряда.

Согласно данным технического паспорта здания площадь помещений следующая: спальной помещение – 45, 1 кв.м., рассчитано на 30 спальных мест, комната приема пищи – 30, 2 кв.м, сушилка – 11, 5 кв.м., комната воспитательной работы – 35, 5 кв.м, санитарного узла – 10,3 кв.м., всего 132, 6 кв.м.

Согласно журналам рапортов – сдачи дежурств младшими инспекторами по СУОН в период с 22.09.2020 по 29.09.2020 в отряде списочно содержалось от 15 до 19 человек.

При расчете площади помещений, приходящейся на каждого, суд принимает во внимание площадь спального помещения, комнаты приема пищи и комнаты воспитательной работы, что составляет 110,8 кв.м, и относительно указанного периода, исходит из того, что нарушений требований законодательства в части обеспечения осужденных необходимой площадью в указанный период не допущено (110,8/19=5,83 кв.м.) Учитывая, что при нахождении в СУОН возможность посещать спальные помещения осужденными в течение дня исключается, при расчете площади без учета данных помещений, положения статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекс РФ не нарушены (65,7/19=3,45 кв.м).

Проверяя соблюдение условий содержания истца в изложенной части в период нахождения в СУОН с 29.11.2020 по 02.02.2021, когда в отряде содержалось от 12 до 16 человек, с 01.03.2021 по 16.03.2021, при наполняемости от 04 до 13 человек, с 16.06.2021 по 12.08.2021 – от 13 до 19 человек, с учетом нормативных предписаний и определенного расчета нарушений прав административного истца судом не установлено, требования закона в части обеспечения Ламеко С.В. необходимой площадью соблюдены.

Положениями статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ за осужденными, отбывающими наказание в строгих условиях, закреплено право пользоваться ежедневной прогулкой.

В соответствии со статьей 93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131, 137 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (часть 1).

Прогулка осужденных к лишению свободы проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения.

Оценивая доводы иска в части нарушения прав истца на прогулку по основанию необеспеченности необходимой площади на каждого осужденного, суд руководствуется следующим.

Как указано выше и следует из пункта 9.5 Свода Правил в жилой зоне, в том числе, выделяются локальные участки с общежитиями для проживания осужденных на обычных, облегченных, строгих условиях отбывания наказания, по каждому в отдельности, со зданием карантина для временного содержания вновь прибывших осужденных, со зданием ПКТ с ШИЗО.

Из положений пункта 9.13 Свода Правил следует, для каждого локального изолированного участка применяется расчет 2,0 кв.м. на одного осужденного.

Согласно справке, представленной в материалы дела, площадь локального участка (прогулочный двор) общежития № 4 составляет 360 кв.м., он разделен на 2 части площадью 200 кв.м. и 160 кв.м. В пользовании отряда № 4 (до 30.05.2018 - № 3) находиться прогулочный двор площадью 200 кв.м., в пользовании отряда № 3 (до 30.05.2018 - № 4) прогулочный двор площадью 160 кв.м.

При подсчете площади локального участка, приходящегося на каждого, суд с учетом количества осужденных в отряде в указанный период, приходит к выводу о том, что установленный норматив в части периода не был обеспечен. Однако, исходя из того, в силу закона прогулка в отряде правилами внутреннего распорядка не ограничена, осужденные выходят на прогулку по своему усмотрению, и их выход на прогулку всем отрядом не регламентирован, суд исходит из того, что истец не лишен был возможности в установленном порядке реализовать свое право на прогулку, в том числе, с учетом норматива представленной площади. Разрешая требования в изложенной части, суд исходит из того, что в период нахождения истца в отрядах часть осужденных по разным причинам отсутствовала, кто был привлечен к труду, кто находился в ШИЗО, отсутствовал по иным обстоятельствам, в части периода превышение нормы площади являлось совсем незначительным. Не находя достаточных оснований для удовлетворения требований иска о взыскания компенсации по изложенным обстоятельствам, суд также исходит из того, что нахождение в прогулочном дворе осужденных носит краткосрочный характер, и реализация указанного права осуществляется осужденными по своему усмотрению, не в принудительном порядке.

При проверке доводов иска относительно освещения помещений на основании сведений ответчика и представленных доказательств установлено, что искусственное и естественное освещение в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и учреждений».

Вентиляционная система в жилых секциях находится в исправном состоянии, что обеспечивает проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения, и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажненности. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствуют.

С учетом представленных в материалах дела сведений соблюдение требований пожарной безопасности на объекте общежития № 4, отряде № 9 (СУОН) обеспечено. Эвакуационный выход с помещения второго этажа оборудован металлической лестницей, обеспечивающей безопасную эвакуацию людей при пожаре. В помещениях отрядов соблюдены следующие меры пожарной безопасности: обеспечен круглосуточный контроль сотрудников администрации учреждения; объект оборудован системой автоматической пожарной сигнализации и звуковым оповещением людей при пожаре с передачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной части учреждения, системой тревожной сигнализации, для подачи огнетушащих средств к месту возможного возникновения пожара, предусмотрено использование пожарного водоема объема 50 куб.м, Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения, системой тревожной сигнализации. В отряде СУОН также предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов, двери эвакуационных выходов свободно открываются по направлению выхода. Дополнительно объект укомплектован средствами индивидуальной защиты органов дыхания, исправной вытяжной вентиляцией (смонтированной подрядной организацией), системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, также предусмотрен пожарный водоем. В отрядах заключены договоры с ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Коми.

В части обеспечения антисанитарных условий согласно сведениям ответчика ежегодно между администрацией ФКУ ИК – 1 УФСИН России и ФГУП «Дезинфекция» заключаются договоры, в соответствии с которыми ежемесячно осуществляются профилактические и истребительские дератизационные работы на объектах заказчика.

Параметры микроклимата в отрядах соответствуют ГОСТу 30494-2011. Температура воздуха поддерживается 21 градус цельсия. Относительная влажность воздуха 40%. В жилых секциях соблюдается температурный режим в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПин 2.1.2.2645-10» и составляет не менее 18 градусов цельсия в холодный период года и от 20 до 28 градусов в теплый период года.

Согласно сведениям ответчика не реже одного раза в год специалистами филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния помещений учреждения.

По акту ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России № 29 от 27.04.2016 санитарное состояние жилых помещений удовлетворительное. Жалоб со стороны осужденных на низкую температуру в жилых помещениях, наличие плесени на стенах, протечек не поступало. Хранение личных вещей осужденных осуществляется на стеллажах в специальной комнате.

Из акта ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России № 14 от 24.03.2017 следует, что столовая для спецконтингента располагает необходимым набором помещений. Канализационная, водопроводная и вентиляционные системы функционируют эффективно. Относительно указанных истцом нарушений условий содержания осужденных, недостатков такого содержания по акту не обнаружено.

В акте ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России № 50 от 17.05.2018 подтверждается заключение исправительным учреждением государственного контракта на проведение в учреждении дератизационных работ. Моечное отделение содержится в чистоте.

По результатам изучения актов ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России № 151 от 16.10.2019, № 107 от 30.08.2019, № 50 от 24.07.2020, актов № 5 от 28.01.2020 и № 71 от 30.08.2021, нарушений, о которых в обоснование иска указывает истец, не установлено.

Из актов усматривается, что в прачечной исправительного учреждения в наличии две стиральные машины, центрифуга, ванная для обработки инфекционного белья.

Санитарное состояние помещений отрядов удовлетворительное. Уровень искусственной освещенности, параметры микроклимата в жилых помещениях соответствуют гигиеническим требованиям.

Как усматривается из содержания актов ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России за указанный период в парикмахерской оборудовано одно рабочее место, имеется три комплекта инструментов для стрижки волос, имеется необходимый запас белья. Рабочее помещение оборудовано централизованным водоснабжением, канализацией.

Вопреки доводам иска с учетом представленных в материалы дела доказательств общее и дежурное освещение в камерах, наличие металлических решеток, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, в помещениях исправительного учреждения организованы в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, Свода Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, приказом Министерства юстиции РФ от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

По итогам изучения представленных доказательств доводы иска о непринятии ответчиком мер к дератизации помещений, необеспечении санитарных условий общежития своего подтверждения не нашли.

Ссылка заявителя на недостаточную площадь комнаты для просмотра телепередач не может быть принята во внимание в качестве основания для взыскания заявленной компенсации, учитывая, что положениями действующего законодательства, а именно: Уголовно – исполнительным кодексом РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, равно как и табл. 14.3 названного выше Свода Правил, норма площади такого помещения не установлена.

По указанному основанию не могут быть приняты во внимание доводы иска, в которых истец указывает о необеспеченности спального помещения гардеробной, столовой туалетом, обогревом пола в бане. Установленными требованиями законодательства, в частности, положениями вышеназванного Свода правил их обустройство не предусмотрено.

Доводы иска с утверждением о том, что унитазы не отделены перегородкой, своего подтверждения не нашли.

Осуществление помывки осужденных в бане регламентируется пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста от 16.12.2016 № 295, в соответствии с которым помывка осужденных в бане осуществляется не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья с учетом распорядка дня. Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (пункт 22 Правил).

Помывка спецконтингента осуществляется по графику, утвержденному начальником учреждения. Пропускная способность бани позволяет обеспечить помывку всего спецконтингента по установленному графику, что отражено в представленных в материалах дела актах ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России.

Оценивая доводы в части ограничения помывки продолжительностью до 20 минут, суд исходит из того, что временной интервал помывки нормативно не определен, устанавливается соответствующим графиком. Право на помывку истцом реализуется и нарушений прав истца в изложенной части не установлено.

Не нашли своего подтверждения допустимыми доказательствами и доводы административного истца относительно отсутствия в заявленный период холодного водоснабжения в отряде исправительного учреждения с 22 до 06 часов.

Приказом ФСИН от 02.09.2016 № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Настоящий Порядок устанавливает основные принципы планирования, обеспечения продовольствием исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, организации питания в учреждения УИС в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами питания.

Осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием с момента их прибытия в учреждения УИС. Снятие с довольствия указанных лиц осуществляется по факту освобождения их из учреждений УИС (пункт 3).

Осужденным, подозреваемым и обвиняемым продукты, положенные по нормам питания, утвержденным в установленном порядке, выдаются в виде готовой горячей пищи. При невозможности приготовления горячей пищи осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются рационом питания на срок не более 3 суток.

Режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время (пункт 41).

В учреждения УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.

В соответствии с указанными актами ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России питание осужденных организовано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время» и приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» МЮ РФ.

Согласно представленным сведениям осужденный Ламеко С.В. получает минимальную норму питания. Приготовление пищи по данной норме организовано в соответствии с нормами питания по постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.

В учреждении организуется трехразовое питание, на обед выдается компот из сухофруктов или кисель. Выдача фруктов в соответствии с указанными нормативными требованиями не предусмотрена.

Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи». Замена продуктов питания осуществляется лишь в случаях необходимости согласно приложению № 7 приказа Минюста РФ от 17.09.2018 № 189 и на основании рапортов утвержденных начальником учреждения.

В акте ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России № 107 от 30.08.2019 отражено, что медицинскими работниками филиала МЧ – 1 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России ежедневно проводится оценка качества готовых блюд с занесением соответствующих отметок в бракеражный журнал.

Согласно акту № 5 от 28.01.2020 в столовой ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми в столовой организовано питание по семи нормам. Медицинскими работниками и ответственными по учреждению ежедневно проводится оценка качества приготовленных блюд. Качество пищи оценивается как удовлетворительное, о чем свидетельствуют записи в соответствующе журнале. Все продукты, поступающие на пищеблок, имеют документы, подтверждающие их качество и безопасность.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).

В соответствии с частями 1, 2 и 7 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности – в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание.

Осужденные имеют право пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных исправительным учреждением, в определенное распорядком дня время (пункт 13 Правил внутреннего распорядка).

Суд при оценке обоснованности доводов административного иска в изложенной части как основания для взыскания в пользу истца денежной компенсации, нарушений прав административного истца не усматривает, исходя из того, что с учетом представленных в материалы дела доказательств истец в реализации заявленных прав не ограничен, возможность проведения религиозных обрядов ответчиком обеспечена. На территории исправительного учреждения имеется церковь.

В отсутствие иных сведений, суд исходит из того, что актов прокурорского реагирования за период нахождения Ламеко С.В. в спорный период в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми по указанным административным истцом в исковом заявлении нарушениям не принималось.

Проверяя доводы иска в части одновременного размещения одновременно с осужденными с опасным рецидивом осужденных впервые, суд исходит из того, что таких фактов при рассмотрении дела не установлено. По информации административного ответчика нарушений требований закона в изложенной части не допускалось. В соответствии с требованиями части 2 статьи 80 Уголовно – исполнительного кодекса РФ в ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми осужденные при опасном рецидиве содержаться изолировано от других категорий осужденных. В ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми исключено совместное содержание осужденных с различными видами рецидива, для чего предпринимается необходимый комплекс организационно – практических мероприятий.

При проверке доводов в части обеспечения осужденного горячим водоснабжением при отбытии наказания, судом установлено, что общежитии № 4 (отряды № 3, №4) запуск системы горячего водоснабжения осуществлен 28.02.2020, в общежитии СУОН – 10.12.2019.

Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что к «бесчеловечному обращению» на основании приведенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.

Оценивая ранее озвученные и установленные по результатам проверки представленных в материалы дела доказательств нарушения с учетом оснований административного иска, включая отсутствие горячего водоснабжения в помещениях общежития, суд на основании представленных в материалы дела доказательств исходя из бремени доказывания, приходит к выводу, что установленные нарушения отчасти порождают право истца на денежную компенсацию в результате их установления.

Так, судом не могут быть оставлены без внимания доводы административного истца в части необеспечения в заявленный период помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением.

Отсутствие горячего водоснабждения в части заявленного периода за период отбывания истца в исправительном учреждении относительно отрядов № 3, № 4 до 28.02.2020, отряда СУОН до 10.12.2019 установлено и ответчиком не оспаривалось.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства – ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально - технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие в актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

Применительно к установленным требованиям закона суд приходит к выводу, что в результате неоснащения помещений горячим водоснабжением нарушаются права административного истца.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в г. Женеве 30.08.1955, предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).

Доступ к надлежаще оборудованной и гигиеничной сантехнике обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По – настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Руководствуясь тем, что обеспечение помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением является обязательным, неисполнение установленных требований исправительным учреждением влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении № 47, а также судебной практики Европейского Суда по правам человека, данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит взысканию компенсация.

Принимая во внимание, что неисполнение исправительным учреждением установленных требований, о чем указано выше, влечет нарушение прав, в данном случае, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности, исходя из того, что неполное соответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания лицу, содержащемуся в исправительном учреждении, суд, учитывая длительность содержания административного истца в ненадлежащих условиях содержания при оценке обстоятельств несоответствия условий содержания административного истца в исправительном учреждении, с учетом их продолжительности (около 5 лет), характера доказанных нарушений содержания, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца денежной компенсации в размере 75000 руб., находя определенный размер отвечающим объему, длительности и степени нарушений с учетом соразмерности и необходимости.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административного исковое заявление Ламеко Сергея Владимировича к ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания, удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Ламеко Сергея Владимировича в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ламеко Сергея Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Ламеко С.В. по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми (ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, л/с 05071165900), ИНН 1101465050, КПП 110101001, БИК 048702001, р/с 40302810100001000042, Отделение НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г.Сыктывкар, получатель Ламеко Сергей Владимирович, 17.04.1973 года рождения..

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Печинина

<данные изъяты>