НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 17.01.2022 № 2-107/2022

Дело № 2-107/2022

УИД: 92RS0003-01-2020-004672-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием истца Волощука Т.М.,

представителя истца Синкевич Н.Л.,

представителя МВД Российской Федерации, МВД по Республике Коми Ивановой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2022 года гражданское дело по иску Волощука Тараса Михайловича к отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по г.Севастополю, МВД по Республике Коми, МВД по Республике Крым, МВД России, УМВД России по г.Севастополю о признании незаконным и отмене заключения об удержании излишне выплаченной пенсии, обязании произвести перерасчет пенсионных начислений с учетом районного коэффициента и взыскании излишне удержанной суммы пенсии, взыскании надбавки к пенсии за выслугу лет неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

Волощук Т.М. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском (с учетом уточнений) к группе пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по г.Севастополю, отделу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми об отмене заключения об удержании излишне выплаченной пенсии за период с ** ** ** по ** ** **, утвержденного начальником ОПО УФО МВД по Республике Коми от 02.03.2018 на сумму 134 750,81 руб.; обязании произвести перерасчет пенсионных начислений с учетом районного коэффициента 1,2, применяемого в г.Сыктывкаре за период с ** ** ** по ** ** ** и обязании выплатить удержанную сумму с января 2018 года по 16.11.2020 в размере 97 152,27 руб.; начислении надбавки к пенсии за выслугу лет неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи с декабря 2017 года по июль 2018 года и обязании выплатить сумму надбавки за данный период в размере 26522,8 руб.; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

Определением Ленинского районного суда г.Севастополя от 26.03.2021 дело передано на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** дело принято к рассмотрению Сыктывкарским городским судом, в порядке статьи 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МВД по Республике Коми и МВД по Республике Крым.

В последующем истец неоднократно увеличивал исковые требования и уточнял их, на дату рассмотрения дела Волощуком Т.М. заявлены следующие требования (т. ...): отменить заключение об удержании излишне выплаченной пенсии за период с ** ** ** по ** ** **, утвержденного начальником ОПО УФО МВД по Республике Коми от ** ** ** на сумму 134 750,81 руб.; обязать произвести перерасчет пенсионных начислений с учетом районного коэффициента 1,2, применяемого в г.Сыктывкаре за период с ** ** ** по ** ** **; вернуть удержанную сумму пенсии с января 2018 года по ** ** ** в размере 133 386,05 руб.; начислить и выплатить надбавку к пенсии за выслугу лет неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи с сентября 2017 года по июль 2018 года включительно в размере 36 468,85 руб.; взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 11573,09 руб. и компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.

Определением от 08.12.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России, УМВД России по г.Севастополю, Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД по г.Севастополю.

В судебном заседании, проведенном с использованием ВКС-связи, истец и его представитель требования поддержали.

Представитель ответчиков МВД России и МВД по Республике Коми с иском не согласилась.

УМВД России по г. Севастополю, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, направило письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями и просило о рассмотрении дела в их отсутствие.

МВД по Республике Крым, отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД по г.Севастополю, отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, также в суд не явились.

Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Волощук Т.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Коми, уволен со службы приказом МВД по Республике Коми от ** ** **№... л/с по п. «в» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с ** ** ** является получателем пенсии по линии МВД за выслугу лет на основании заключения №..., утвержденного ** ** ** начальником Центра пенсионного обслуживания МВД по Республике Коми.

Согласно расчету пенсионного органа выслуга лет служба Волощука Т.М. в местностях приравненные к районам Крайнего Севера (г...., ... район Республики Коми) на момент увольнения из органов внутренних дел составила 15 лет 04 месяца 07 дней, что в соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1237, дает право истцу на выплату пенсии с учетом районного коэффициента в размере 20% в период сохранения постоянного места жительства в этой местности, при выезде на новое постоянное место жительства районный коэффициент не сохраняется.

С ** ** ** Волощуку Т.М. назначена надбавка к пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи – несовершеннолетние дети В.Я. и В.В., о чем письмом отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми от 23.01.2014 №7/73/7 В-12 сообщено истцу и разъяснено, что для продления выплаты надбавки ему надлежит ежегодно предоставлять оригинал справки с места учебы (дошкольных учреждений) детей, копию трудовой книжки, оригинал справки с пенсионного органа, что дети не являются получателями пенсии, оригинал выписки из лицевого счета о сведениях по страховым взносам за последние 12 месяцев, справку о регистрации в ЕГРИП. Разъяснено, что в случае непредоставления документов в установленные сроки выплата надбавки на иждивенцев будет прекращаться автоматически без письменного уведомления.

Волощук Т.М. ежегодно ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** представлял указанные сведения, при этом в заявлениях местом своего жительства указывал адрес: ....

Из материалов пенсионного дела (л.д. ...) следует, что Волощуком Т.М. ** ** ** и ** ** ** представлены в отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РК справки ООО «Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями» о том, что Волощук Т.М. фактически проживает в жилом помещении по адресу: ... совместно с супругой Н.П. и несовершеннолетними Я.Т., ** ** ** года рождения и Волощуком В.Т., ** ** ** года рождения.

** ** ** отделом пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РК получены сведения отдела адресно-справочной работы УФМС России по Республике Коми о том, что Волощук Т.М. ** ** ** снят с регистрационного учета с адреса: ...16 по решению суда (л.д. ... пенсионного дела).

** ** ** ОПО ЦФО МВД по Республике Коми Волощуку Т.М. по адресу: ... направлено требование о предоставлении документов, касающихся регистрации и фактического места жительства, разъяснено, что в случае непредоставления истребуемых документов выплата пенсии будет приостановлена (л.д. ... пенсионного дела).

Заключением начальника отделения пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по ..., утвержденного ** ** ** начальником отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по ... принято решение об удержании из пенсии Волощука Т.М. незаконно выплаченного ему районного коэффициента за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 134 750,81 руб., поскольку данным заключением установлено, что Волощук Т.М. снят с регистрации по месту жительства из ...** ** **, соответственно заключен определено, что Волощук Т.М. с указанного времени утратил право на получение районной надбавки к пенсии в связи с непроживанием в ....

** ** ** Волощук Т.М. обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми с заявлением о передаче пенсионного дела в отделение пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по ... в связи с изменением места жительства, представлены сведения о регистрации ** ** ** по адресу: ... ( л.д. ... пенсионного дела).

** ** ** ОПО ЦФО МВД по Республике Коми направило в РЦ СРБ ОЦ ПАО Сбербанк требование о прекращении выплаты пенсии Волощуку Т.М. в связи с переменой места жительства. (л.д. ...).

** ** ** пенсионное дело Волощука Т.М. направлено для дальнейшего пенсионирования по территориальности в ОПО ЦФО МВД по Республике Крым, которое перенаправлено ** ** ** в отделение пенсионное обслуживания ЦФО УМВД России по ... по месту регистрации пенсионера.

Согласно ответу начальника Центра финансового обеспечения УМВД России по г.Севастополю №... пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась Волощуку Т.М. с ** ** ** по ** ** ** Центром пенсионного обслуживания МВД по ..., в связи с изменением места регистрации и места жительства на г.Севастополь с ** ** ** пенсия Волощуку Т.М. выплачивается с ** ** ** группой пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по г.Севастополю (разрешение №...) (л.д... пенсионного дела).

** ** ** Волощук Т.М. обратился в ЦФО УМВД России по г.Севастополю о выплате надбавки к пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи – несовершеннолетние дети Волощук Ярослав и Волощук Всеволод (л.д. 256 пенсионного дела), на основании данного заявления и представленных документов выплата указанной надбавки к пенсии назначена с ** ** **.

** ** ** Волощук Т.М. обратился в ЦФО УМВД по г.Севастополю о прекращении выплаты надбавки к пенсии за выслугу лет как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи с ** ** ** в связи с трудоустройством в ООО «...», на основании указанного заявления выплата Волощуку Т.М. надбавки к пенсии прекращена.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" регулируются названным законом.

Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V "Исчисление пенсий" (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, где помимо определения денежного довольствия для исчисления пенсий предусмотрены случаи повышения пенсии, а также применение коэффициентов к размерам пенсий.

Так, согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" для г.Сыктывкара установлен коэффициент 1,2.

Общий порядок выплаты пенсий определен статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Лица, указанные в статье 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (часть 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7 (далее также - Инструкция).

Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе, своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).

Выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (пункт 34 Инструкции).

Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии (абзац четвертый пункта 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева").

Из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в их взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел (далее - пенсионеры МВД России), начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МВД России в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МВД России в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения.

Следовательно, отсутствие у пенсионера МВД России регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МВД России. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МВД России, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МВД России обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.

Наличие у пенсионного органа сомнений в том, правильно ли выплачивается назначенная пенсия, само по себе не может являться достаточным основанием для прекращения выплаты пенсии или производстве удержаний из пенсии. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 №10-П).

В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что заочным решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.12.2013 по делу № 2-10322/2013, вступившим в законную силу 14.01.2014, Волощук Т.М. признан утратившим право на жилое помещение, расположенное по адресу: ... снят с регистрационного учета по данному адресу.

Материалами пенсионного дела истца подтверждается, что начиная с ** ** ** Волощук Т.М. во всех заявлениях, адресованных ЦФО ОПО МВД по Республике Коми, постоянным местом своего жительства указывал адрес: ..., на данный адрес ему давались ответы отделом пенсионного обслуживания, кроме того, ** ** ** и ** ** ** истцом были представлены справки управляющей компании о месте фактического проживания по адресу: ... с супругой Н.П. и несовершеннолетними детьми ... Я.Т. и ... В.Т. Из представленной медицинской карты Волощука Т.М. следует, что медицинскую помощь в спорный период времени он получал в .... ** ** **, ** ** ** им брались кредиты в банках г.Сыктывкара.

Допрошенная в качестве свидетеля заведующая МАДОУ «...» г.Сыктывкара С.П. пояснила, что с ** ** ** года по ** ** ** несовершеннолетние дети истца В.Я. и В.В. посещали их детский сад, Волощук Т.М. весь период пребывания детей в детском саду проживал совместно с детьми, на регулярной основе посещал детский сад, приводил и забирал детей, активно участвовал в жизни детей и детского сада.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что в период с ** ** ** по ** ** ** Волощук Т.М., будучи снятым ** ** ** с регистрационного учета по адресу: ... и по ** ** ** фактически проживал в г. Сыктывкаре, ** ** ** истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., соответственно, поскольку истец в спорный период времени с ** ** ** года по ** ** ** года проживал в г.Сыктывкаре, он имел право на выплату районного коэффициента к пенсии в размере 1,2.

Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, заключение начальника отделения отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, утвержденное ** ** ** начальником отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, содержащее вывод о том, что для реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе с учетом районного коэффициента, пенсионер МВД России должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, в органах регистрационного учета, суд находит необоснованным, поскольку для возникновения у пенсионера МВД России, проживающего в местности на территории Российской Федерации, где в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен соответствующий районный коэффициент, права на выплату пенсии за выслугу лет с применением такого коэффициента правовое значение имеет фактическое его место жительства в местности, где такой коэффициент установлен, а не данные его регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в органах регистрационного учета.

При таких обстоятельствах, заключение начальника отделения отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, утвержденное ** ** ** начальником отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми об удержании излишне выплаченного Волощуку Т.М. районного коэффициента к пенсии за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 134750,81 руб. является незаконным, подлежащим отмене.

Признание заключения незаконным порождает правовые последствия восстановления нарушенного права - возврата истцу всей незаконно удержанной суммы. В соответствии со статьей 196 ч. 3 ГПК РФ, согласно требованиям истца, на 17.10.2021 из пенсии Волощука Т.М. удержана сумма районного коэффициента в размере 133386,05 руб., требования истца о возложении обязанности по возврату указанной суммы являются обоснованными. Поскольку заключение признано незаконным, произведенные ранее пенсионные начисления с учетом районного коэффициента в размере 134750,81 руб. подлежат восстановлению.

Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России №7 от 09.01.2018 установлен порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.

Пунктом 3 данной инструкции предусмотрено, что пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.

Центры пенсионного обслуживания, отделы (отделения, группы) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне обеспечивают своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий и осуществляют контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий (п.п. 4.1,4.3).

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что пенсии пенсионерам МВД России назначаются пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника. Пособия, компенсации, а также иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, назначаются пенсионными органами по месту жительства или месту пребывания. В соответствии с пунктами 34 и 41 Инструкции выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. При изменении пенсионером МВД России, с которого производится взыскание излишне выплаченной суммы пенсии, места жительства или места пребывания в пределах территории Российской Федерации его пенсионное дело вместе с заключением о переплате и карточкой (приложение N 10 к Инструкции) пересылается пенсионным органом по новому месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России для контроля взыскания задолженности.

Поскольку Волощук Т.М. проживает в г. Севастополе, его пенсионное обеспечение с ** ** ** производит Центр финансового обеспечения УМВД России по г.Севастополю, пенсионное дело истца находится у них, таким образом, обязанность по возврату истцу удержанной суммы в размере 133386,05 руб. следует возложить на Центр финансового обеспечения УМВД России по г.Севастополю.

Согласно статье 56 Конституции РФ г. Севастополь является городом федерального значения, в связи с чем, МВД по Республике Крым надлежащим ответчиком не является.

В соответствии с пунктом «б» статьи 17 Закона №4468-1 к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 начисляется в том числе надбавка к пенсии неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б», «г» части 3 статьи 29, статьях 31,33 и 34 настоящего Закона: при наличии одного такого члена семьи – в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию. Таким образом, необходимым условием для выплаты надбавки являются два условия: пенсионер не занимается какой-либо оплачиваемой деятельностью, у пенсионера на иждивении имеется член семьи, который не получает пенсию.

Надбавка к пенсии Волощука Т.М., как неработающего пенсионера и имеющего на иждивении нетрудоспособных несовершеннолетних детей - членов семьи выплачивалась истцу до ** ** **, после указанной даты выплата надбавки была приостановлена в связи с тем, что истец не представил документы, подтверждающие его право получение указанной надбавки, что прямо предусмотрено пунктом 14 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и о чем истец был уведомлен письмом отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми от ** ** **....

Так, пунктами 14-14.6 Инструкции определен перечень документов, представляемых пенсионером МВД России при назначении ему к пенсии надбавки на нетрудоспособного члена семьи. Для осуществления впоследующем данных выплат, предусмотрено, что пенсионер ежегодно предоставляет выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также 2 раза в год в сентябре и марте предоставляет справку из образовательной организации об обучении нетрудоспособного члена семьи.

Волощук Т.М. представлял истребуемые сведения ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** в ЦФО МВД по ..., в 2017 году такие сведения им представлены не были.

** ** ** Волощук Т.М. обратился в ЦФО УМВД России по ... с заявлением о выплате надбавки как неработающему пенсионеру, имеющему на иждивении нетрудоспособных членов семьи, представил справки из ГБОУ ... «Средняя общеобразовательная школа №...» от ** ** ** о том, что его сын В.Я. обучается в 1 классе данной школы, а Волощук Я.Т. обучается во втором классе этой же школы; справки УПФР в ..., что дети не являются получателями пенсии, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о том, что по состоянию на ** ** ** он не является индивидуальным предпринимателем, а также выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, что явилось основанием к выплате истцу надбавки, начиная ** ** **, в 2019 и 2020 году истец аналогично представлял истребуемые справки в целях продолжения ему выплаты надбавки, предусмотренной пунктом «б» статьи 17 Закона №....

Пунктом 57 Инструкции предусмотрено, что если пенсионер МВД России приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Если задержка с перерасчетом пенсии была допущена по вине пенсионного органа, разница в пенсии выплачивается без ограничения предельным сроком. В учреждение (филиал) Банка высылается уведомление об изменении размера пенсии.

Таким образом, заявление о перерасчете пенсии предоставляется в пенсионный орган вместе с соответствующими документами для решения данного вопроса.

Материалы пенсионного дела не содержат заявления истца о перерасчете ему пенсии путем начисления и выплаты надбавки согласно пункту «б» статьи 17 Закона №... за период с сентября 2017 года по июль 2018 года вместе с необходимыми для производства начислений документами, предусмотренными пунктом 14 Инструкции, в судебном заседании истец пояснил, что таких документов не имеется.

Принимая во внимание, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, с заявлением о выплате надбавки за период с сентября 2017 года по июль 2018 года истец не обращался, документы, подтверждающие право на получение надбавки в пенсионный орган не предоставлял, оснований для возложения обязанности для начисления и выплаты надбавки за период с сентября 2017 года по июль 2018 года включительно в размере 36468,85 руб. не имеется.

Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 99-О).

Таким образом, положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Между тем в данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение пенсии. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства - Законом РФ от ** ** ** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", которым возможность взыскания с плательщика денежной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.

То обстоятельство, что удержанные денежные средства обесценились, потеряли свою покупательскую способность, может быть компенсировано индексацией денежных сумм, что наиболее точно отразит инфляционные процессы.

Заявляя требование о взыскании компенсации морального вреда истец указал, что незаконным удержанием пенсии он был лишен возможности пользоваться денежными средствами - пенсией, которая являлась для него и членов его семьи единственным источником дохода; в результате неправомерных действий должностных лиц ЦФО МВД по Республике Коми он испытывал нравственные страдания и переживания, удержание пенсионных выплат нарушило его конституционное право на положенное по закону пенсионное обеспечение и изменило материальное положение в худшую сторону.

Согласно статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

В силу части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" не предусматривает возможности компенсации пенсионеру морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, нарушающими его имущественные права.

Однако согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Материалами дела факт незаконного удержания пенсии установлен, соответственно пенсионные права истца были нарушены должностными лицами ЦФО МВД по Республике Коми, денежные средства являлись единственным средством существования истца и его нетрудоспособных детей. Установленный факт свидетельствует о нарушении прав истца на достойное существование, что является частью личных неимущественных прав человека и гражданина и свидетельствует о наличии оснований для возмещения истцу морального вреда.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания названной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом приведенных правовых норм компенсация морального вреда за незаконные действия должностных лиц ЦФО МВД по Республике Коми подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации.

Определяя размер компенсации морального вреда, принимая во внимание характер нарушения прав истца, степень его нравственных страданий, его возраст, длительность нарушения, степень вины должностных лиц в нарушении прав истца и учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Волощука Тараса Михайловича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить заключение начальника отделения отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми, утвержденное 02.03.2018 начальником отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Коми об удержании с Волощука Тараса Михайловича незаконно выплаченной пенсии с 01.03.2014 по 30.03.2018 в размере 134750,81 руб.

Обязать Центр финансового обеспечения УМВД России по г.Севастополю выплатить Волощуку Тарасу Михайловичу незаконно удержанную сумму пенсии в размере 133 386,05 руб.

В удовлетворении требований Волощука Тараса Михайловича о начислении и выплате надбавки к пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» статьи 17 Закона Российской Федерации №... за период с сентября 2017 года по июль 2018 года включительно в размере 36 468,85 руб., взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами - отказать.

В удовлетворении исковых требований Волощука Тараса Михайловича к МВД по Республике Крым - отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Волощука Тараса Михайловича компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А.Попова

Мотивированное решение составлено 24 января 2022 года