НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 13.10.2010 № 2-10117

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-10117/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Малярчук Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 октября 2010 года дело по иску Кононовой Т.В. к ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер» о взыскании недоплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л:

Кононова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер» о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 03.06.2009 г. по 01.06.2010, исходя из минимального размера оплаты труда 4330 руб., компенсации морального вреда, судебных расходов.

В судебном заседании истец на иске настаивала, просила восстановить срок для обращения в суд, считая, что он ею пропущен по уважительной причине. При этом не отрицала, что ежемесячно получала расчетные листки, из которых видела размер своего оклада и заработной платы. Указала, что уволилась из учреждения 04.10.2010 г.

Представитель ответчика иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, учитывая следующее.

Установлено, что Кононова Т.В. принята на работу в ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер» с  2009 года   с должностным окладом в размере ... рублей, серверной надбавкой 50%, районным коэффициентом 20%, надбавкой за тяжелые условия труда 30 % (л.д.30).

Приказом от 03.06.2009г. Кононовой Т.В. разрешено выполнять работу в свободное от основной работы время (внутреннее совместительство)   на условиях договора до 1,0 ставки, расширение зоны обслуживания до 50 % с 03.06.2009г. на 2009 год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» утверждена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы.

На Министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные администрации, учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, возложена обязанность осуществить необходимые подготовительные работы для введения Единой тарифной сетки.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 Министерством здравоохранения Российской Федерации 15 октября 1999 г. издан приказ № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»

Согласно Положению об оплате труда работников здравоохранения ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов ( п. 2.1.).

Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты.

Постановлением Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 г. № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» с 1 декабря 2008 г. утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми; утверждены должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми.

Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

В Учреждении принято и действует Положение о материальном стимулировании работников ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер».

Постановлением Правительства Республики Коми от 27.10.2008 г. № 297 «Об увеличении фонда оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми и отдельных категорий работников органов государственной власти Республики Коми и государственных органов РК» увеличен с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов имеющийся по состоянию на 30 ноября 2008 г. плановый фонд оплаты труда (с начислениями) работников государственных учреждений Республики Коми, а также отдельных категорий работников органов государственной власти Республики Коми и государственных органов Республики Коми и определено, что дополнительный фонд оплаты труда работников направляется:

1) государственными учреждениями Республики Коми - на выплату заработной платы работникам в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, вводимыми с 1 декабря 2008 г. соответствующими постановлениями Правительства Республики Коми, а также постановлением Правительства Республики Коми от 22 октября 2007 г. N 241 "Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми";

2) органами государственной власти Республики Коми и государственными органами Республики Коми, в которых оплата труда отдельных категорий работников осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми, а также государственными учреждениями Республики Коми, для которых с 1 декабря 2008 г. Правительством Республики Коми не установлены отраслевые системы оплаты труда, - на увеличение выплат стимулирующего характера работникам, в том числе на: ежемесячные надбавки за высокую результативность и качество работы, напряженность и интенсивность труда; ежемесячное премирование работников по результатам работы. Установлено, что руководители государственных учреждений, органов государственной власти Республики Коми и государственных органов Республики Коми обязаны обеспечить выплату месячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в пределах фонда оплаты труда.

Во исполнение названного Постановления Правительства РК Приказом № 61/1-П от 04.05.2009г. «Об оплате до МРОТ» обеспечена выплата месячной заработной платы работникам онкодиспансера, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) в размере не ниже МРОТ, установленного ФЗ от 19.06.2000г. № 82 – ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в пределах фонда оплаты труда (л.д. 29).

Приказом от 31.12.2009г. установлена надбавка в размере 20% к должностному окладу сотрудникам диспансера за декабрь 2009 год.

Приказом от 31.12.2009г. установлена надбавка в размере 20% к должностному окладу сотрудникам диспансера на 2010 год.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года, с изменениями, с изменениями внесенными ФЗ от 24.06.2008 года №91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия:

тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Действующие трудовое законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труд, то есть допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньшем минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плат, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данный вывод нашел отражение и в позиции конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 01.10.2009 г. № 1116-О-О, который, основываясь на нормах ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части 4 ст. 1333 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплат, не может быть ниже минимального размер оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Таким образом, из смысла ст. 129 и 1333 ТК РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не должностной оклад.

Из расчетных листков, представленных ответчиком, следует, что заработная плата истицы за 2009-2010 годы выше, чем предусмотренный законом минимальный размер оплаты труда, в связи, с чем суд считает, что нарушений трудовых прав истицы при выплате заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено. Вследствие чего, в удовлетворении иска следует отказать.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.

В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Судом установлено, что после опубликования Федерального закона от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» истица должна была знать о нарушении своего предполагаемого права.

Начало течения срока суд определяет с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24.06.2008 года № 91-ФЗ.

Как следует из представленных документов, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав Кононова Т.В. обратилась 10.06.2010 г.

Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

Доказательств уважительности причины пропуска срока истица не представила, срок исковой давности восстановлению не подлежит, соответственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований истицы по существу, в связи с чем, суд считает необходимым отказать ей в удовлетворении требований к ответчику в полном объеме.

Поскольку суд пришел к выводу, что требования истицы по существу удовлетворению не подлежат, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным, оснований для его удовлетворения не имеется.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что истцу в удовлетворении иска отказано, понесенные ею судебные расходы в сумме 1500 руб., возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кононовой Т.В. к ГУ «Коми республиканский онкологический диспансер» о взыскании недополученной заработной платы за период с 03 июня 2009 года по 01 июня 2010 года, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов отказать.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Огнева С.Б.

 а