НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 13.07.2022 № 110001-01-2021-021283-22Д

УИД № 11RS0001-01-2021-021283-22 Дело № 12-1065/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А.,

с участием представителя ООО «МВР-Экология» Комаровой Е.В.,

рассмотрев 13 июля 2022 года в г. Сыктывкаре в судебном заседании жалобу ООО «МВР-Экология» на постановление государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 01.12.2021 № 25-06-169 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 01.12.2021 № 25-06-169 ООО «МВР-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 8.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «МВР-Экология» обратилось в суд с жалобой, просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «МВР-Экология» доводы жалобы поддержала.

Выслушав пояснения представителя ООО «МВР-Экология», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.

Согласно статье 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В силу требований статьи 11 Закона РФ № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Положения статьи 10.1 Закона РФ № 2395-1 регламентируют основания предоставления права пользования участками недр, в том числе на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

На основании статьи 10 Закона РФ № 2395-1 участок недр предоставляется в пользование на определенный срок для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

Согласно положениям статьи 22 Закона РФ № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

В соответствии с требованиями статьи 23 Закона РФ № 2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Статьей 24 Закона РФ № 2395-1 предусмотрено, что основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование (пункт 1); применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам (пункт 3); проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон (пункт 5).

Согласно статье 23.2 указанного Закона РФ № 2395-1 технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, изменения, вносимые в указанные технические проекты, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, а в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что в ГУ «Троицко-Печорское лесничество» в ходе обследования квартала № 56 ... обнаружено, что на данной территории ведется деятельность по добыче углеводородного сырья.

В рамках административного расследования, проводимого должностным лицом Ростехнадзора, было установлено, что ООО «МВР-Экология» как недропользователь не соблюдает свои обязанности, а именно:

- не обеспечило соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых – технические проекты, планы ил схемы развития горных работ отсутствуют;

- не ведется геологическая, маркшейдерская и иная документация в процессе всех видов пользования недрами;

- не обеспечило безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, а именно: не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также для обеспечения безопасности при проведении работ по бурению; отсутствует противоаварийная автоматическая защита, система наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии или инцидента; отсутствуют технологических регламенты на каждый технологический процесс при добыче углеводородного сырья; не разработана инструкция по предупреждению газонефтеводопроявпения и открытых фонтанов, учитывающую специфику эксплуатации месторождения и технологию проведения работ при бурении скважины, которая должна быть согласована с профессиональным аварийно-спасательным формированием; оборудование для сбора нефти, газа и конденсата должно удовлетворять требованиям стандартам и техническим условиям на их изготовление, монтироваться в соответствии с проектной документацией и действующими нормами технологического проектирования и обеспечивать полную герметичность и сохранность продукции (закрытая система сбора и подготовки нефти и газа);

- не установило уровень добычи углеводородного сырья, предусмотренный лицензией и проектным документом на разработку месторождения в виду их отсутствия;

- не оформлена в надлежащем порядке лицензия на право пользования недрами и лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а восстановление ранее ликвидированной скважины производилось без плана работ и технического проекта с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию, тем самым осуществляя добычу углеводородного сырья без определения границ горного отвода и основных технологических направлений по разработке месторождения, что ведет к ухудшению состояния и качества запасов, а также добываемых возможностей месторождения, в том числе создается риск прорыва пластовых вод, преждевременную обводненность, образование трудноизвлекаемых запасов (целиков) и разубоживанию месторождения.

В соответствии с договором аренды от ** ** **..., заключенного администраций МР «...» и ООО «МВР-Экология» скважина №...... участка ... месторождения передана во временное владение и пользование ООО «МВР-Экология» на период с ** ** ** по ** ** ** для добычи углеводородного сырья.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 01.12.2021 государственным инспектором Ростехнадора постановления о привлечении ООО «МВР-Экология» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «МВР-Экология» административного правонарушения и его виновность подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актами патрулирования, договором аренды, фотоотчетами и иными доказательствами, которым госудаственным инспектором дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодексом РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодексом РФ об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «МВР-Экология» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.8 Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, также обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.

Довод заявителя о том, что наличие поверхностного оборудования (станка-качалки) не является разликвидацией скважины, опровергается материалами дела, из которых следует, что скважина вскрыта, вместо цементной тумбы на ней установлено технологическое оборудование, а именно станок-качалка. Указанное обстоятельство свидетельствует об эксплуатации скважины, что также подтверждается показаниями манометра, установленного в месте соединения к трубопроводу, на котором зафиксировано давление 7 кгс/см2.

Довод жалобы об отсутствии доказательств проведении работ по добыче углеводородного сырья, кроме акта патрулирования от ** ** **, не является состоятельным, поскольку из представленных в материалы дела актов обследования лесного участка от ** ** **..., от ** ** **..., акта патрулирования территории лесного фонда от ** ** **... и акта осмотра, обследования лесного участка от ** ** **..., фотоматериалами, следует, что ООО «МВР-Экология» с ** ** ** года в ... участковом лесничестве в квартале ..., выделах ... и ..., установило на скважине технологическое оборудование, емкости для сбора нефтесодержащей жидкости и жилые балки. Так же на площадке расположило автомобильную технику, автомобильную цистерну на базе Урал, колесные автоцистерны-прицепы, тем самым оборудовав пункт сбора нефти и промплощадку. Исходя из письменных пояснений должностного лица Росреестра, этот вывод также подтверждают претензионные письма, направленные в адрес юридического лица для устранения выявленных лесонарушений в порядке досудебного урегулирования.

Довод жалобы ООО «МВР-Экология» о ликвидации скважины, о том, что ствол скважины залит цементом, не подтвержден, так как скважина №...... участка ... месторождения была ликвидирована в ** ** ** году, то ООО «МВР-Экология» должно было произвести разликвидацию скважины, что представляет собой комплекс работ, направленный на приведение ранее ликвидированной скважины в рабочее состояние. Подтверждающих документов проведения ликвидации скважины в установленном законом порядке не приведено, а также документации на ликвидацию скважины, результатов проверки технического состояния скважины, акта о ликвидации скважины в адрес Печорского управления Ростехнадзора от юридического лица не поступало.

Иные доводы жалобы являются несущественными и на законность обжалуемого постановления не влияют.

Несогласие заявителя с приведенными выводами сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностного лица административного органа норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в деле, что не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Исходя из изложенного, учитывая материальное положение ООО «МВР-Экология», ранее не привлекавшегося к административной ответственности, характер правонарушения и его последствия, суд считает возможным снизить размер административного наказания до 400000 рублей.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица Ростехнадзора от 01.12.2021 № 25-06-169 подлежит изменению в части размера административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 01.12.2021 № 25-06-169 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «МВР-Экология» изменить в части размера наложенного административного штрафа, уменьшив его до 400000 рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 01.12.2021 № 25-06-169 оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения копии решения.

Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный Суд Республики Коми.

Судья Л.А. Печинина