НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 11.10.2010 № 2-8584

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-8584/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сироткиной Е.М.

при секретаре Нечаевой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 октября 2010 года дело по иску Кульгиной А.К. к ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт» о перерасчете заработной платы с 01 января 2009 года,

У с т а н о в и л:

Кульгина А.К. обратилась в суд с иском к ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 01 января 2009 года по 31 мая 2010 года в сумме ... руб., в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда на основании внесения изменений с 1 января 2009 года в Федеральный закон от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Дело рассматривалось в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истицы неоснованными на законе и не подлежащими удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Кульгина А.К. принята на работу в ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт»   с  2005 года с оплатой по ... разряду ЕТС, надбавкой в размере 25% к должностному окладу за сложность и напряженность работы, с северной надбавкой в размере 50% на основании приказа.

Трудовым договором   истице установлен оклад в сумме ... руб., надбавкой в размере 25% к должностному окладу за сложность и напряженность работы, с северной надбавкой в размере 50% и районным коэффициентом – 20%.

Дополнительным соглашением к трудовому договору   истице установлен должностной оклад в сумме ... руб., надбавка за работу в ночное время в размере 20% часовой тарифной ставки, с северной надбавкой в размере 50% и районным коэффициентом – 20%.

Согласно ст.ст.7, 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, и каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия:

- тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

- оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

- базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно частей 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Норма о том, что высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда, как за счет средств бюджета, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности, а также самостоятельно определяет правила оплаты труда, соответствует общим положениям ст. 135 ТК РФ.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников вуза включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), виды и размеры доплат и надбавок компенсационного характера, стимулирующего характера, включая премиальные выплаты, устанавливаются вузом самостоятельно и фиксируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются руководителем вуза с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с нормами трудового законодательства, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 года определены новые правила о системах оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального образования, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, а также утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

Новая система оплаты труда, предусмотренная ст. 144 ТК РФ и Постановлением № 583, предполагает отказ от единых правил оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений на основе универсальных показателей труда и размеров (ставок) оплаты труда, определяемых государством в форме ЕТС, и переход к дифференцированным правилам оплаты труда по видам экономической деятельности.

Таким образом, единство правового регулирования оплаты труда в бюджетной сфере на федеральном уровне, включая федеральные вузы, в настоящее время предполагает:

соблюдение общих правил и гарантий, предусмотренных в качестве обязательных для всех работодателей (в том числе ст. 129 - 143, 145 - 158 ТК РФ);

обязательность использования при тарификации работников ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕТКС должностей руководителей, специалистов, служащих (ст. 144 ТК РФ);

обязательность общих принципов и механизмов организации оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы, предусмотренных ст. 144 ТК РФ и Постановлением № 583, включая порядок формирования и использования фондов оплаты труда, образованных за счет бюджетных источников и средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, единство ставок оплаты труда на основании универсального критерия - профессиональная квалификационная группа и квалификационный уровень, единые требования к структуре оплаты труда (основная тарифная оплата, надбавки и доплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера), единые перечни основных видов соответствующих надбавок и доплат, единые требования по установлению оплаты труда руководителей учреждения, его заместителей и главного бухгалтера, единые правила формирования штатных расписаний;

обязательность положений о новой системе оплаты труда, разработанных федеральными органами государственной власти по видам экономической деятельности для подведомственных учреждений.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат стимулирующего, компенсационного характера. При этом выплаты стимулирующего, компенсационного характера по смыслу ст. 129 Трудового кодекса РФ являются элементами заработной платы, ее составной частью.

Из норм Трудового кодекса РФ следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, суд считает, что заработная плата работника состоит из совокупности составляющих ее элементов (вознаграждение за труд, стимулирующие и компенсационные выплаты, общий размер которых должен быть не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, вследствие чего установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставится.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из представленных сторонами доказательств, ежемесячная заработная плата истицы за 2009 год при норме отработанного рабочего времени на одну ставку составляет не менее 4330 руб., таким образом, поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, выше, чем установленный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, а действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя установить размер должностного оклада работника на уровне минимального размера оплаты с учетом повышающего межразрядного тарифного коэффициента, суд приходит к выводу, что при определении размера заработной платы в указанный период ответчиком не допущено нарушений трудовых прав истицы.

Ответчиком заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Судом установлено, что после опубликования Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» истица должна была знать о нарушении своего предполагаемого права.

Начало течение срока суд определяет с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ.

Как следует из представленных документов, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав Кульгина А.К. обратилась 08 июня 2010 г.

Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

Доказательств уважительности причины пропуска срока истицей не представлено.

Учитывая, что суд не нашел оснований для удовлетворения требований истицы по существу, ею пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин, следовательно в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований по иску Кульгиной А.К. к ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт» о перерасчете заработной платы с 01 января 2009 года отказать.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.М.Сироткина