НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 11.02.2019 № 2-2196/19

№...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Дикгаут К.В.,

с участием прокурора Липиной С.М.,

представителя ответчика Ковырзиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

11 февраля 2019 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности провести лесоустройство на территории ГУ РК «Мещурское лесничество»,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми /с учетом уточнений/ о возложении обязанности выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в ГУ РК «Мещурское лесничество» в срок до 31.12.2023.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика с иском была не согласна, также указала на отсутствие финансирования для производства требуемых работ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми установлены нарушения требований лесного законодательства в части не проведения мероприятий по лесоустройству.

В силу п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст.1 ЛК РФ лесное законодательство и иные, регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.п.1 и 2 ч.1 ст.68 настоящего Кодекса, то есть проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

Пунктами 1, 10, 10.15 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24.08.2017 №452, определено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.

В силу п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ и в соответствии с пп.11 п.10.15 Положения к полномочиям Министерства относится проведение лесоустройства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, в силу указанных положений законодательства полномочия по проведению лесоустройства на территории Республики Коми возложены на Министерство.

Вместе с тем, как было установлено в ходе проверки, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, полномочия осуществляются ненадлежащим образом и в нарушение вышеуказанных положений на территории некоторых лесничеств лесоустройство не проводилось более 20 лет.

Так, установлено, что площадь ГУ РК «Мещурское лесничество» по данным Государственного лесного реестра составляет ...

Последнее лесоустройство на территории лесничества проводилось 25 лет назад, а именно в 1993 году.

В соответствии со ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ч.1 ст.68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

4) таксацию лесов;

5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с ч.2 ст.67 ЛК РФ приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда (п.2).

Согласно п.5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 ЛК РФ и ст.10 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

При этом, в соответствии с п.116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п.п.118, 121 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по следующим направлениям: разработка лесоводственных мер по формированию пожароустойчивых лесных насаждений; определение класса природной пожарной опасности лесов; разработка мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; составление ведомости проектируемых мероприятий по охране лесов составляется с составлением проектных ведомостей указанных в п.117 настоящей Инструкции.При составлении ведомости по охране лесов от пожаров проектируются мероприятия, определенные в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.53.1 ЛК РФ, Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов»).

Пунктами 122, 123 Лесоустроительной инструкции определено, что проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется на основании проведенной таксации лесов и результатов обследований. Для предупреждения распространения вредных организмов осуществляется определение и проектирование профилактических мероприятий по защите лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений.

В соответствии с пунктами 125, 126 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по воспроизводству лесов должно быть направлено на воссоздание лесных насаждений с аналогичными или улучшенными лесоводственными, экологическими и экономическими свойствами. Мероприятия по восстановлению лесов проектируются в соответствии с критериями, установленными правилами лесовосстановления с составлением проектных ведомостей.

Согласно ст.69.1 ЛК РФ и п.29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, также других характеристик лесных ресурсов.

Пунктом 34 Лесоустроительной инструкции определено, что границы объектов работ по таксации лесов определяются Заказчиком работ. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются при выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество; при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации с лицами, использующими леса, - лесной участок.

В соответствии с п.94 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов дается описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Дороги отображаются на тематических лесных картах.

Согласно п.147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

В соответствии с п.148 Лесоустроительной инструкции по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с пунктом 117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности проведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов, - 10 лет;

б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов, - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

Согласно информации Минприроды РК, направленной в прокуратуру в 2018 году, проведение лесоустройства на территории ГУ РК «Мещурское лесничество» не планируется, несмотря на то, что последнее лесоустройство проводилось 25 лет назад.

Таким образом, срок проведения лесоустройства в части таксации лесов не соответствует указанным требованиям законодательства.

Вместе с тем, при отсутствии таксации лесов или применении таксационных материалов, которым больше 10 лет, и использование лесных участков без их проектирования, таксации и других мероприятий, не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества не располагают.

Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в тех лесничествах, где лесоустройство в части таксации лесов проведено более 10 лет назад, данные работы согласно названным требованиям закона не могут быть спроектированы и проведены, что в свою очередь может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальности и особой ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации на лесных участках на территории Республики Коми невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту, при этом создаются условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.

В результате невыполнения указанных требований закона Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда, расположенного на территории Республики Коми.

С учетом изложенного, исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.

Обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 31.12.2023 выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в ГУ РК «Мещурское лесничество».

...

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник