НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 09.10.2023 № 110001-01-2023-010286-65Д

УИД № 11RS0001-01-2023-010286-65 Дело № 12-725/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Прилепова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2023 года в г.Сыктывкаре жалобу Яковлева Романа Павловича на постановление государственного инспектора труда Яхлаковой Елены Сергеевна от ** ** **№... о привлечении Яковлева Романа Павловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Яхлаковой Е.С. от ** ** **№... Яковлев Р.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Яковлев Р.П. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой на постановление с требованием о его отмене с вынесением нового постановления.

В обоснование требований указал, что административное правонарушение, которое вменяется Яковлеву Р.П., совершено им впервые, в связи с чем, считает возможным в данном случае применить санкцию части 1 стати 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

В судебном заседании Яковлев Р.П. на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней обстоятельствам.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Воркутинская транспортная прокуратура явку представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена о дате времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Иные лица, являющиеся потерпевшими по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте судебного заседания, явку в судебное заседание не обеспечили.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела по результатам проверки соблюдения трудового законодательства в деятельности Воркутинской линейной станции технического обслуживания организации по ТО АО «Комиавиатранс», проведённой Воркутинской транспортной прокуратурой, были выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно: бортмеханику авиатехнику ФИО4 не предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 14 дней, авиатехнику ФИО5 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 47 дней, авиатехнику ФИО6 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 8 дней, авиатехнику ФИО7 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 34 дня, авиатехнику ФИО8 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 24 дня, авиатехнику ФИО9 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 29 дней, авиатехнику ФИО10 за период работы с ** ** ** по ** ** ** в количестве 17 дней, с ** ** ** по ** ** ** в количестве 42 дня.

Приказом и.о. генерального директора АО «Комиавиатранс» от ** ** ** № ПР/З2 на должность заместителя генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению - технического директора возлагается обязанность обеспечивать выполнение требований нормативных актов по охране труда.

В соответствии с пунктом 5.1 коллективного договора АО «Комиавиатранс» на 2023-2025 годы от ** ** ** (далее – коллективный договор) всем работникам предприятия в соответствии со статьёй 115 ТК РФ предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Пунктом 5.13 коллективного договора установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлён или перенесён на другой срок, определяемый работодателем с учётом пожеланий работника в случаях, предусмотренных статьёй 124 Трудового кодекса РФ.

Согласно пункту 5.2 коллективного договора кроме основного отпуска, в соответствии с трудовым законодательством работникам предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска согласно статье 116 Трудового кодекса РФ: занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; имеющим особые условия труда; работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с пунктом 4.11 должностной инструкции технический директор несёт ответственность за обеспечение выполнения требований нормативных актов по охране труда.

С учётом изложенных обстоятельств, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Коми пришло к выводу о наличии в действиях Яковлева Р.П., выразившихся в непредоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам АО «Комиавиатранс», состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Статьёй 115 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (часть 1 статьи 122 Трудового кодекса РФ).

В силу частей 1 и 2 статьи 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Согласно частям 3 и 4 статьи 124 Трудового кодекса РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год, если иное не предусмотрено ТК РФ. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, Яковлев Р.П., приказом исполняющего обязанности генерального директора ФИО11 от ** ** **№... переведён на должность заместителя генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению - технического директора с должности заместителя генерального директора по качеству.

Вместе с тем, датами совершения административного правонарушения, вменяемого Яковлеву Р.П., являются, в том числе ** ** ** (по факту непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7).

Также из постановления следует, что в нарушение требований трудового законодательства Яковлев Р.П. не предоставил ежегодный оплачиваемый отпуск ФИО10 за период работы с ** ** ** по ** ** **., то есть в даты, в которые Яковлев Р.П. ещё не осуществлял организационно-распорядительные полномочия, связанные с обеспечением контроля за соблюдением трудового законодательства, следовательно, в указанные даты субъектом административного правонарушения быть не мог.

Кроме того, постановлением государственного инспектора труда от ** ** **№... также установлена вина Яковлева Р.П. в совершении действий, образующих состав вменяемого Яковлеву Р.П. административного правонарушения, датами которого являются ** ** ** и ** ** ** (по факту непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7 и ФИО6).

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 названного Кодекса, при рассмотрении дела судьей составляет 1 год.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7 и ФИО6 на дату вынесения обжалуемого постановления истёк, в связи с чем, выводы должностного лица о наличии в действиях Яковлева Р.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7 и ФИО6, подлежит исключению из описательной части обжалуемого постановления.

В остальной части, при вынесении постановления, должностное лицо административного органа верно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дало правильную юридическую оценку действиям должностного лица и на основе полного и всестороннего исследования представленных доказательств пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Яковлева Р.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласиться с которым оснований не усматриваю.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматриваю.

Административное наказание назначено с соблюдением положений статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом характера совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах санкции статьи соразмерно содеянному и является справедливым.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего трудового законодательства. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Вопреки доводам жалобы, назначенное Яковлеву Р.П. наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Несогласие заявителя жалобы с назначенным наказанием не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования.

Существенных нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств настоящего дела, не выявлено.

С учётом изложенного, оснований для отмены постановления государственного инспектора труда Яхлаковой Е.С. от ** ** **№..., равно как и для изменения назначенного должностным лицом административного наказания Яковлеву Р.П., не усматриваю.

Вместе с тем, выводы должностного лица о наличии в действиях Яковлева Р.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7, ФИО6, ФИО10 подлежит исключению из описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления.

Руководствуясь статьями 24.5, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление государственного инспектора труда Яхлаковой Елены Сергеевна от ** ** **№... о привлечении Яковлева Романа Павловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления выводы о наличии в действиях Яковлева Романа Павловича состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части непредоставления ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО7, ФИО6, а также ФИО10 за период работы с ** ** ** по ** ** **.

В остальной части постановление государственного инспектора труда Яхлаковой Елены Сергеевна от ** ** **№... оставить без изменения, жалобу Яковлева Романа Павловича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья Н.Н. Прилепова