Дело № 2а-2890/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного ответчика ИФНС по г. Сыктывкару ФИО1, действующей на основании доверенности от ** ** **
представителя заинтересованного лица УФНС России по Республике Коми ФИО2, действующего на основании доверенности от ** ** **
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, обязании предоставить имущественный налоговый вычет
УСТАНОВИЛ
ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение от 09.11.2017 года № 70925, обязании предоставить имущественный налоговый вычет.
Основанием для обращения с заявленными требованиями явилось несогласие с указанным решением по причине того, что налоговым органом расходы, связанные с приобретением имущества расценены как расходы, направленные на улучшение потребительских качеств имущества.
В судебном заседании административный истец не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
В предыдущем судебном заседании административный истец также участия не принимала, его интересы представляла представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, которая указала, что ее доверителем были поданы документы на имущественный вычет за ремонт квартиры, приобретенный по договору долевого строительства, квартира сдавалась в общестроительном виде. Налоговые органы не учли часть понесенных расходов, в частности электромонтажные работы, устройство теплого пола, замена входной двери на металлическую. Однако без проведения данных вид работ эксплуатация квартиры была бы невозможна.
Представитель ИФНС по г. Сыктывкару ФИО1 заявленные требования не признала, указав, что камеральная налоговая проверка была проведена в установленные сроки, выявлено занижение размер налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за ** ** ** на 127 293 руб., о чем было сообщено налогоплательщику. Однако ФИО3 изменения в налоговую декларацию не внесла. Было принято решение о привлечение к налоговой ответственности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По обстоятельствам дела следует, что ФИО5 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ** ** ** в которой отражены доходы в размере ... в том числе полученные от продажи квартиры по адресу: ... в размере .... и нежилого помещения по адресу: ..., помещение ... в размере .... Заявлен имущественный налоговый вычет при продаже объектов недвижимости в сумме документально подтвержденных расходов на сумму .... Сумма налога на доходы, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 4 947,00 руб. и оплачена 02.08.2017 года.
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Объектом налогообложения, в силу ст. 209 НК РФ, является доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 217 п. 17.1 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности менее трех лет, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом общая сумма налога уплачивается налогоплательщиком в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 220 НК РФ установлено право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов, если размер налоговой базы исчисляется в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ – 13 %, и в том числе на имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем.
Подпунктом 2 пункта 2 этой же нормы предусмотрено право налогоплательщика вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей (п. 3).
В силу пп. 4 п. 3 ст. 220 НК РФ в фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться следующие расходы: расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них либо прав на квартиру, комнату или доли (долей) в них в строящемся доме; расходы на приобретение отделочных материалов; расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектной и сметной документации на проведение отделочных работ.
При этом, принятие к вычету расходов на отделку приобретенной квартиры, возможно в том случае, если договор, на основании которого осуществлено такое приобретение, предусматривает приобретение не завершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты без отделки (пп. 5 п. 3 ст. 220 НК РФ).
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
По материалам дела определено, что ** ** ** года между ООО «...» (Застройщик) и ФИО3 (Участник) заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по адресу..., объектом долевого строительства является ... квартира в строящемся жилом доме площадью ... кв.м.
Проектом предусмотрено выполнение на Объекте следующих видов работ: выполнение кирпичных перегородок, выполнение штукатурки стен (не выполняется штукатурка стен в ванной и туалете, штукатурка откосов, установка подоконников, устройство полов, выполнение сантехнических работ (без установки сантехприборов и трубных подводок к ним, приборов учета холодной, горячей воды и тепла), установка биметаллических радиаторов отопления, выполнение электромонтажных работ (без установки розеток и выключателей), установка входной деревянной двери, установка остекления окон, лоджий из ПВХ-профиля и (или) алюминиевого профиля со стеклопакетами. Цена договора сторонами определена в сумме ...
Актом приема-передачи от ** ** ** объект долевого строительства сдан Заказчиком и принят Участником, который не имеет претензии к Застройщику по электроснабжению, отоплению, строительной части, водоснабжению, работе вентиляционных каналов, радио, телевидению, телефону, почте, местам общего пользования. Участник принимает без замечаний общестроительные и спецмонтажные работы, без замечаний и претензий принимает оконные и дверные конструкции из ПВХ-профиля со стеклопакетами.
Для проведения отделочных работ, ФИО6 (Заказчик) и ИП «... А.Г.» (Подрядчик) заключен договор подряда на отделочные работы № ... названной квартиры.
Из Акта выполненных работ от ** ** ** следует, что Подрядчиком выполнены общестроительные работы в части полов, стен, перегородок, дверей, окон, откосов, потолков, сантехнических работ, электромонтажных работ. Стоимость работ определена в сумме ...
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № ... от ** ** ** названная сумма перечислена Подрядчику.
Из обжалуемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ** ** ** № ... следует, что согласно названного Акта выполненных работ не включаются в состав имущественного налогового вычета ряд расходов по отделке квартиры: в частности 1) сантехнические работы (оборудование и установка) на сумму ....; 2) электромонтажные работы (оборудование и установка) на сумму ....; 3) устройство систем электрического отопления полов («теплый пол») на основе нагревательного мата по готовому основанию на сумму ....; 4) металлическая дверь, стоимостью ... и ее установка в сумме ... 5) кладка перегородок из кирпича на сумму ... Всего на сумму ... руб.
Административным ответчиком, как в обжалуемом решении, так и письменном отзыве на заявленные требования разъяснены основания невозможности включения названных расходов в состав налогового имущественного вычета. С данными доводами суд соглашается поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и содержания договора долевого строительства.
В частности, из акта выполненных работ следует (п. 6), что выполнены работы по переделке стояка канализации, полотенцесушителя – т.е изменение уже существующих конструкций. Выполнены работы по разводке канализации, водопровода, работы по установке инсталляции, унитаза, смесителя, душевой гарнитуры, умывальника, зеркала, кухонной мойки, стиральной машины, закуплены сантехнические приборы. Однако договором участия в долевом строительстве было предусмотрено выполнение сантехнических работ (без установки сантехнических приборов и трубных подводок к ним).
По перегородкам отражено, что в соответствии с договором участия в долевом строительстве работы по укладке кирпичных перегородок предусмотрено выполнить силами застройщика. Объект принят Застройщиком без замечаний.
По установке металлической двери: в договоре долевого участия предусмотрено установка входной двери.
Нормы Налогового кодекса не содержат понятия «отделочные работы, «отделочные материалы»
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 «производство отделочных работ» включает производство штукатурных работ, производство столярных и плотничных работ, устройство покрытий полов и облицовка стен, производство малярных и стекольных работ, производство прочих отделочных и завершающих работ.
ОКВЭД ОК 029-2014 предусматривает, что в «работы строительные отделочные» включены штукатурные работы, работы столярные и плотничные, производство малярных и стекольных работ, устройство полов и облицовка стен.
Согласно указанным Общероссийским классификаторам такие виды работ как сантехнические работы, электромонтажные работы, устройство систем теплого пола не отнесены к отделочным работам и следовательно расходы понесенные по данным видам работ, расходы по приобретению сантехники и электрики не подлежат в сумму фактических расходов по приобретению квартиры для получения имущественного налогового вычета.
Расходы по установке «теплого пола» и расходы по установке металлической двери являются по сути улучшением потребительских свойств квартиры, поскольку в частности, входная дверь в квартиру по договору установлена Застройщиком, а установка «теплого пола» не является обязательным условием при отсутствии которого использовать жилое помещение по назначению невозможно.
Следовательно, налоговым законодательством не предусмотрена возможность включения названных затрат в состав фактически произведенных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением квартиры при продаже такой квартиры. Такие расходы не могут являться основанием для уменьшения налоговой базы и следовательно сумма в размере .... в состав имущественного налогового вычета не может быть включена.
Позиция административного ответчика в указанной части подтверждается неоднократными письмами Минфина РФ от 20.11.2011 года № 03-04-05/9-15; от 24.08.2010 года № 03-04-05/9-492; от 30.04.2014 года № 03-04-05/20618; от 17.01.2012 года № 03-04-08/7-3; от 24.09.2017 года № 20-14/094847.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки, изложенной в Акте налоговой проверки от ** ** ** № ... сделан верный вывод о неполной неуплате сумм налога в результате занижения налоговой базы и необходимости доплаты налога в размере ...., за которое предусмотрена налоговая ответственность по ст. 122 п. 1 НК РФ.
Определяя размер санкций, налоговый орган, назначая штраф, исходил из положений 112, 114 НК РФ, уменьшая размер налагаемого штрафа.
Таким образом, решение налогового органа от 09.11.2017 года о привлечении ФИО3 к налоговой ответственности, является верным, принятым в соответствии с действующим законодательством, на основании обстоятельств, установленных в ходе камеральной налоговой проверки.
С учетом названного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суд не усматривает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО3 к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, обязании предоставить имущественный налоговый вычет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
Судья А.П. Леконцев