НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 08.09.2010 № 2-6449

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-6449 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смирновой Н.И.

при секретаре Мяндиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

8 сентября 2010 года гражданское дело по иску Коданевой А.В. к МОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина » о взыскании недоплаченной заработной платы исходя из МРОТ, признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Коданева А.В. обратилась в суд с иском к МОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина» о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 01.09.2007 года в размере 219227,75 руб., исходя из должностного оклада, размер которого равняется МРОТ, также просит признать в этой части действия работодателя незаконными. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан установить размер оклада на уровне минимального размера заработной платы и начислять на минимальный размер оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, что им сделано не было.

Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Также заявлено ходатайство об отказе в иске из-за пропуска срока обращения в суд.

В судебном заседании стороны отсутствуют, истица просит дело рассмотреть без ее участия.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Коданева А.В. работает в МОУ « Гимназия им. А.С. Пушкина» ... с февраля2005 года.

Согласно частям 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

С истицей заключен трудовой договор от февраля2005, согласно условиям которого ей установлены должностной оклад в размере ... рублей, районный коэффициент 20%, северная надбавка 50%. Дополнительно надбавки стимулирующего характера устанавливаются положениями, предусмотренными системой оплаты труда в учреждениях образования. Трудовым договором от ноября2005 года истице определен должностной оклад ... руб. ежемесячно. Дополнительным соглашением к трудовому договору от декабря2007 года оговорено, что должностной оклад ( тарифная ставка) с 01.01.2008 года устанавливается в соответствии с Приложениями 1 к постановлению Главы АМО ГО « Сыктывкар» от 24.10.2001 года №10/4113 с учетом его повышения в соответствии с Приложением №2 вышеупомянутого постановления. Трудовым договором от декабря2008 года с января2009 года Коданевой А.В. установлен должностной оклад ... руб., районный коэффициент 20%, северная надбавка 50%, стимулирующие выплаты производятся на основании положения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2 вышеуказанной статьи.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Определение заработной платы (оплата труда работника) дано в ст. 129 ТК РФ, согласно которой, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что заработная плата работников состоит из двух основных частей – непосредственного вознаграждения за труд и выплат компенсирующего и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются элементами заработной платы, её составными частями.

Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих, что размеры тарифных ставок (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд в определении от 01.10.09 года № 1160-0-0 пришел к выводу, что федеральный законодатель, в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда, и признав утратившей силу норму части четвертой ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада, (должностного оклада) ниже этого размера.

Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ.

Постановление главы администрации МО ГО « Сыктывкар» от 28.09.2008 года № 9/3775 « О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО Сыктывкар» принято в соответствии с указанным нормативным актом и определяет оплату труда согласно с требованиями трудового законодательства.

Исходя из представленных суду ответчиком расчетных листов по заработной плате истицы оплата ее труда составила за январь 2010 года ... руб., за февраль 2010 года ... руб; за март 2010 года ... руб., за апрель 2010 года ... руб., за май 2010 года ... руб. Отсюда следует, что совокупный размер месячной заработной платы истицы соответствует установленному федеральным законодательством минимальному размеру оплаты труда, а действующее законодательство РФ не предусматривает обязанности работодателя установить размер должностного оклада работника на уровне минимального размера оплаты. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при определении размера заработной платы в указанный период ответчиком не допущено нарушений трудовых прав Коданевой А.В. и в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство об отказе в иске по причине пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, которое подлежит удовлетворению в силу следующего.

Статьей 392 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При этом, как неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ в своих постановлениях, предусмотренные ст. 392 Трудового кодекса РФ сроки являются более короткими по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством РФ. Такие сроки, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не могут быть признаны неразумными и несоразмерными, поскольку направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, и являются достаточными для обращения в суд.

О праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада не менее минимального размера оплаты труда истица должна была узнать из опубликованных законов, так например, установленного с 1 января 2009 года в размере 4330 руб., истица должна была узнать после опубликования Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», то есть 28 июня 2008 года.

Срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ, начинает течь с 1 января 2009 года, то есть с момента, когда введен в действие Федеральный закон от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ.

Исковое заявление Коданевой А.В. поступило в суд 31 мая 2010 года. Соответственно, истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд по требованию о взыскании заработной платы за период с 1 сентября 2007 года по февраль 2010 года включительно.

Уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истицы не установлено, о составных частях заработной платы, их размерах ей было известно из содержания заключенного с нею трудового договора, расчетных листков.

Пропуск срока обращения с иском в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Коданевой А.В. к МОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина » о взыскании недоплаченной заработной платы исходя из МРОТ, признании действий незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий