НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 06.09.2010 № 2-5380

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5380/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.И.

при секретаре Мяндиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

6 сентября 2010 года дело по иску Безруковой Е.А. к МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» о взыскании заработной платы исходя из МРОТ

Установил:

Безрукова Е.А. обратилась в суд с иском к МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 января 2009 года по 30 апреля 2010 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, поскольку при введении в Учреждении с 01.12.2008 года новой системы оплаты труда, ответчиком не учтен установленный законом минимальный размер оплаты труда и повышающие коэффициенты, для исчисления должностных окладов.

Определением суда от 05 июля 2010 года для участия в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар».

В представленном письменном отзыве суду ответчик не признает исковые требования по существу, также заявлено ходатайство об отказе в иске из-за пропуска срока обращения в суд.

В судебном заседании истица и представитель третьего лица отсутствуют, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Безрукова Е.А. просит рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика не согласен с иском по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела по существу при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца не основанными на законе и подлежащими отказу по следующим основаниям.

Безрукова Е.А. принята на работу в МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» с июля 2005 года. Дополнительным соглашением к трудовому договору с 1декабря 2008 года истице установлен должностной оклад, доплата за вредные и тяжелые условия труда 15%, районный коэффициент в размере 20%, северная надбавка в размере 50%, стимулирующие и компенсационные выплаты к должностному окладу истицы производятся в соответствии с локальными актами учреждения, приказами, о чем свидетельствуют материалы дела.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» утверждена Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих, разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы.

На Министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные администрации, учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, возложена обязанность осуществить необходимые подготовительные работы для введения Единой тарифной сетки.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 Министерством здравоохранения Российской Федерации 15 октября 1999 г. издан приказ № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»

Согласно Положению об оплате труда работников здравоохранения ставки и оклады работников учреждений здравоохранения определяются на основе Единой тарифной сетки. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов. ( п. 2.1.).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

В силу ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года, с изменениями от 20 апреля 2007 года, минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 года был установлен в сумме 2 300 рублей в месяц. В связи с изменениями внесенными ФЗ от 24.06.2008 года №91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Постановлением Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 г. № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» с 1 декабря 2008 г. утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми; утверждены должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми.

Пунктом 9 данного Постановления органам местного самоуправления в Республике Коми рекомендовано разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие с 1 декабря 2008 г. систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной настоящим постановлением.

Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» от 18 сентября 2008 г. № 9/3598 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа «Сыктывкар» с 1 декабря 2008 г. введена новая система оплаты труда в муниципальных учреждениях здравоохранения МО ГО «Сыктывкар».

Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Приказом МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» от 01 декабря 2008 года №374-р с 01.12.2008 года в Учреждении введена новая система оплаты труда, с работниками Учреждения были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Коллективным договором МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» на 2009-2011 гг., прошедшим уведомительную регистрацию 20.02.2009 года, утверждено Положение об оплате труда работников Учреждения.

Приказом от 10 ноября 2009 года №295/1-р в Учреждении утверждены Положение о выплатах стимулирующего характера; Положение о премировании.

Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия: - тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; -оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; -базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Совокупный размер месячной заработной платы истцов, включая должностной оклад, а также иные выплаты, и надбавки, установленных ст. 316,317 ТК РФ, выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями расчетных листков, справкой ответчика.

Согласно п.1.6. Положения о выплатах стимулирующего характера работникам Учреждения за счет фонда, направляемого на выплаты стимулирующего характера, производится доплата работникам до минимального размера оплаты труда.

Таким образом, суд не усматривает нарушений трудовых прав истицы при выплате заработной платы в указанный ею период. Вследствие чего, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.

В частности, согласно п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Постановление главы АМО ГО «Сыктывкар» от 18 сентября 2008 г. № 9/3598 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования городского округа «Сыктывкар» принято в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Данным постановлением утвержден Перечень оснований для повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников муниципальных учреждений здравоохранения МО ГО «Сыктывкар» и размеры повышения. Однако повышающих коэффициентов, предусматривающих межразрядную разницу, не установлено, а в силу федерального и регионального законодательства на органы местного самоуправления (муниципальные образования) не может быть возложена обязанность изменять установленную систему оплаты труда.

Кроме того, представителем ответчика в отзыве заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.

В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Судом установлено, что после опубликования Федеральных законов от 20.04.2007 года № 54-ФЗ, от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» истица должна была узнать о нарушении своего предполагаемого права.

Начало течение срока суд определяет с 01 сентября 2007 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 20.04.2007г. № 54-ФЗ.

Как следует из представленных документов, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истица обратилась 21 мая 2010 г.

Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

Доказательств уважительности причины пропуска срока не представлено, соответственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований Безруковой Е.А. по существу, в связи с чем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к ответчику в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Безруковой Е.А. к МУЗ «Центральная поликлиника г. Сыктывкара» о перерасчете и взыскании заработной платы исходя из МРОТ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий