НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 03.03.2022 № 2-562/2022

УИД 11RS0001-01-2021-016464-26 Дело № 2-562/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.

при секретаре Каневой Л.С.

с участием истца Колмакова Н.Ю.

представителя истца Богданова А.Ю.

представителей ответчика Зеляниной М.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 03 марта 2022 года гражданское дело по иску Колмакова Никиты Юрьевича к АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Колмаков Н.Ю. обратился в суд с иском к АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» о взыскании недоначисленной заработной платы в сумме 934 101,89 руб., компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. (с учетом уточнений от 20.01.2022 (т. 2 л.д. 25-28).

В судебном заседании истец уточненные требования поддержал. Позиция истца поддержана его представителем.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам письменных возражений, заявила о пропуске истцом срока исковой давности.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, и оценив в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Требования истца мотивированы необоснованным лишением и невыплатой в полном объеме за период работы ежемесячных надбавок к окладу за интенсивность и высокие результаты работы, ежемесячных премий, квартальных премий, премий по итогам работы за год.

Так, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, заработная плата состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с трудовым договором (п. 5.1 Трудового договора). Положением об оплате труда директора и работников могут быть установлены дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного характера (п. 5.5).

Надбавка к должностному окладу устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда (п. 5.4); Премия по результатам работы за год выплачивается на основании приказа директора Центра при выполнение плана работы Центра за отчетный год и достижение ключевых показателей эффективности по итогам отчетного года (п.5.6). Премия по результатам работы за год выплачивается на основании приказа директора Центра при выполнение плана работы Центра за отчетный год и достижение ключевых показателей эффективности по итогам отчетного года (п.5.6). Размер премии по результатам работы за год по итогам года не должен превышать трех должностных окладов, и выплачивается в следующем соотношении уровня достижении установленных ключевых показателей эффективности и уровня от максимально установленной величины премии: 100 процентов /100 процентов; 80 процентов / 80 процентов; 60 процентов/ 50 процентов (п.5.7). Премия по результатам работы за год не выплачивается при достижении перечня установленных ключевых показателей эффективности - на уровне ниже 60 процентов (п.5.9).

В соответствии с Положением об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденного 01.11.2019 (действовавшего по 28.02.2021), а также Положением об оплате труда работников АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденного 09.02.2021, заработная плата состоит из оклада, компенсационных выплат, выплат стимулирующего характера.

В редакции Положения от 01.11.2019, руководителям центров устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы; премия по результатам работы за квартал; премия по результатам работы за год (п. 2.3.1).

Пунктом п.2.3.2. Положения руководителям центров за счет средств и в пределах фонда оплаты труда Организации устанавливается ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 200 процентов должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки устанавливается персонально каждому из них ежемесячно приказом Организации (п. 2.3.3). Основные критерии для определения размера ежемесячной надбавки устанавливаются Приложением № 2, Приложением № 3 к настоящему Положению (п.2.3.4). Ежемесячная надбавка может быть снижена при несоответствии критериям, установленным пунктом 2.3.4 настоящего Положения (п. 2.3.5). Размер ежемесячной надбавки рассчитывается как произведение 200 % и коэффициента за интенсивность и высокие результаты работы, рассчитанного в соответствии с Приложением № 2, Приложением № 3 к настоящему Положению (п.2.3.7).

В пункте п.2.3.16. Положения определено, что при выполнении плановых ключевых показателей эффективности деятельности Организации, установленных на отчетный квартал может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за квартал. Корректировка фактического размера квартальных премий работников в зависимости от фактически достигнутых значений ключевых показателей эффективности деятельности Организации осуществляется в процентах от целевого размера премии в соответствии со следующими значениями: меньше 80% исполнения – 10% от целевого размера премии; от 80 % до 100% исполнения – 80% от целевого размера премии; от 100 % до 120 % исполнения – 100 % от целевого размера премии; более 120 % исполнения – 120 % от целевого размера премии. Целевой размер квартальных премий равен размеру ежемесячной заработной платы директора, руководителей центров и главного бухгалтера Организации. Премия по результатам работы за квартал выплачивается руководителям центров на основании приказа директора Организации, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 2.3.13 Положения (п. 2.3.17. Положения).

Положением об оплате труда работников АНО РК «Центр развития предпринимательства», введенное в действие с 01.03.2021 года, квартальные премии не предусмотрены, при этом пунктами 2.3.12 – 2.3.14 Положения определен порядок премирования за месяц для работников организации.

Пунктом 2.3.18. Положения установлено, что при имеющейся экономии фонда оплаты труда и за счет внебюджетных источников руководителям центров может быть выплачена премия по результатам работы за год.

Основными критериями премирования за год для руководителей центров являются: достижение значимых результатов трудовой деятельности; успешное выполнение особо важных и сложных заданий, мероприятий; использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах трудовой деятельности; оперативная и качественная подготовка аналитических, прогнозных, информационных, программных, стратегических материалов; подготовка, организация и участие в проведении социально-значимых мероприятий по вопросам деятельности Организации; степень сложности и важность выполняемых работником заданий, качество и эффективность полученных результатов; инициатива и применение в работе современных форм и методов организации труда (п. 2.3.19 Положения). Премия по результатам работы за год не выплачивается: допустившим неоднократное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и зафиксированных в установленном порядке; допустивших зафиксированные в установленном порядке нарушения Правил внутреннего трудового распорядка Организации, норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, грубое нарушение требований охраны труда; имеющим неснятое дисциплинарное взыскание, уволенным за нарушение трудовой дисциплины (п.2.3.21). Размер премии по результатам работы за год, определяется директором по результатам деятельности руководителей центров и главного бухгалтера и не должен превышать трех должностных окладов (п. 2.3.22).

Фактически, согласно приказам директора АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы составляла: за май 2019 года в размере 130 % (приказ № 6 от 01.06.2019); за июнь 2019 года в размере 120 % (приказ № 14 от 01.07.2019); за июль 2019 года в размере 120 % (приказ № 31 от 01.08.2019); за август 2019 года в размере 110 % (приказ № 45 от 09.09.2019); за сентябрь 2019 года в размере 125 % (приказ № 6 от 10.10.2019); за октябрь 2019 года в размере 90 % (приказ № 59 от 31.10.2019); за ноябрь 2019 года в размере 120 % (приказ № 61 от 30.11.2019); за декабрь 2019 года в размере 125 % (приказ № 62 от 25.12.2019); за январь 2020 года в размере 120 % (приказ № 2 от 31.01.2020); за февраль 2020 года в размере 110 % (приказ № 04 от 28.02.2020); за март 2020 года в размере 200 % (приказ № 05 от 31.03.2020); за апрель 2020 года в размере 90 % (приказ № 06 от 30.04.2020); за май 2020 года в размере 120 % (приказ № 08 от 29.05.2020); за июнь 2020 года в размере 130 % (приказ № 09 от 30.06.2020); за июль 2020 года в размере 90 % (приказ № 11 от 31.07.2020); за август 2020 года в размере 90 % (приказ № 12 от 31.08.2020); за сентябрь 2020 года в размере 90 % (приказ № 14 от 30.09.2020); за октябрь 2020 года в размере 80 % (приказ № 15 от 30.10.2020); за ноябрь 2020 года в размере 80 % (приказ № 16 от 30.11.2020); за декабрь 2020 года в размере 5 % (приказ № 19 от 28.12.2020); за январь 2021 года в размере 10 % (расчетный листок за январь 2021, расчет размера надбавки: 8 866,67 (оклад за январь 2021) х 10 % (процентный размер надбавки) = 886,67 (денежное выражение надбавки)); за февраль 2021 года в размере 60 % (расчетный листок за февраль 2021, расчет размера надбавки: 9 000 (оклад за февраль 2021) х 60 % (процентный размер надбавки) = 5 400 (денежное выражение надбавки)); за март 2021 года в размере 45 % (расчетный листок за март 2021, расчет размера надбавки: 16 409,09 (оклад за март 2021) х 45 % (процентный размер надбавки) = 7 384,09 (денежное выражение надбавки)); за апрель 2021 года в размере 40 % (расчетный листок за апрель 2021, расчет размера надбавки: 10 363,64 (оклад за апрель 2021) х 40 % (процентный размер надбавки) = 4 145,45 (денежное выражение надбавки)); за май 2021 года в размере 30 % (расчетный листок за май 2021, расчет размера надбавки: 19 000 (оклад за май 2021) х 30 % (процентный размер надбавки) = 5 700 (денежное выражение надбавки)); за июнь 2021 года в размере 5 % (расчетный листок за июнь 2021, расчет размера надбавки: 19 000 (оклад за июнь 2021) х 5 % (процентный размер надбавки) = 950 (денежное выражение надбавки)).

Также выплачивались премии по результатам работы и фактически достигнутыми значениями ключевых показателей эффективной деятельности в следующем размере: за 4 квартал 2019 года в размере 57 375 рублей (приказ № 63 от 27.12.2019); за 2 квартал 2020 года в размере 58 650 рублей (приказ № 10 от 30.06.2020); за 3 квартал 2020 года в размере 6 137 рублей (приказ № 20 от 28.12.2020).

В нарушение условий трудового договора, Положения об оплате труда, ст.ст. 3, 8, 22, 132 Трудового кодекса РФ, работодатель не начислил ежемесячную надбавку к должностному окладу в сумме 518 213,89 руб. (за период с ноября 2019 года по февраль 2021), ежемесячные премии (апрель – сентябрь 2021) – 25 500 руб., квартальные премии (IV квартал 2019 года, I – IV кварталы 2020 года и I квартал 2021 года) – 216 988 руб., премии по итогам работы за год (2019, 2020 г.г.) – 173 400 руб., всего 934 101,89 руб., согласно представленному истцом в материалы дела расчету.

Расчет обоснован тем обстоятельством, что фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, нарушения Правил внутреннего трудового распорядка Организации, норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, грубое нарушение требований охраны труда со стороны истца не имелось. Вместе с тем, показатели, установленные локальными трудовыми актами были достигнуты, в связи с чем, возникло право на получение поощрительных и стимулирующих выплат в размерах установленных как трудовым договором, так и Положением об оплате труда, начисление названных в выплат в ином размере, не основано на законе и положениях локальных актов. Установление худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда иных работников, которые получали выплаты в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и Положением об оплате труда является дискриминацией в сфере оплаты труда.

Незаконными действиями АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» причинены нравственные страдания. Так, истец, распределяя свой семейный бюджет и рассчитывая на невыплаченные денежные средства (ежемесячные надбавки, квартальные и годовые премии) не смог исполнить ряд семейных договоренностей и исполнить имеющиеся финансовые обязательства, в связи с чем, испытывал сильнейшие душевные переживания и страдания и осуждение от членов семьи по причине незаконных действий ответчика, что нанесло серьезный моральный удар по психологическому здоровью истца по причине лишения его значительной части денежных средств, которые он должен был получить, но не получил. Также, истцу были причинены нравственные страдания «хамским» отношением со стороны представителей Ответчика. Неправомерные действия Ответчика нарушили нематериальные блага, в частности его личное достоинство и честь, ему лично причинен моральный вред.

Возражая против удовлетворения требования, представителем ответчика указано следующее.

Вопросы, связанные с оплатой труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера в период с 01.11.2019 по 01.03.2021 регулировались Положением об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера, утвержденным приказом № 36/1 от 01.11.2019. Так, в соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда, руководителям центров устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: 1) ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы; премия по результатам работы за квартал; премия по результатам работы за год.

В соответствии с пунктом 2.3.2. Положения об оплате труда ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 200 процентов должностного оклада устанавливается за счет средств и в пределах фонда оплаты труда Организации.

При этом, конкретный размер ежемесячной надбавки определяется директором Организации и устанавливается персонально каждому из них ежемесячно приказом Организации (п. 2.3.3. Положения об оплате труда).

Пункт 2.3.4. Положения об оплате труда устанавливает, что основными критериями для определения размера ежемесячной надбавки руководителям центров устанавливаются Приложением № 2, Приложением № 3 к Положению об оплате труда.

При этом в соответствии с пунктом 2.3.5 Положения об оплате труда ежемесячная надбавка может быть снижена при несоответствии следующим критериям: исполнение показателей результативности использовании субсидии (1/4 от годового показателя) соответствующего Центра; своевременное и качественное представление в Министерство экономики Республики отчетности, определенной Соглашением; обеспечение своевременной актуализации информации на официальном сайте Центра «Мой Бизнес» для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем разделе возглавляемого Центра; выполнение финансового плана деятельности возглавляемого Центра; выполнение плана работы возглавляемого Центра; удельный вес поручений, запросов Министерства экономики Республики Коми, исполненных возглавляемым Центром в установленные сроки, в общем количестве поручений, по которым были установлены сроки; своевременная и качественная подготовка пакета документов для проведения торгов по мероприятиям Центра; подготовка качественных информационно-аналитических материалов по социально-экономическому развитию Республики Коми в установленные сроки.

На основании пункта 2.3.5 Положения об оплате труда, в связи с низким качеством работы, ежемесячная надбавка была снижена, размер фактически начисленной истцу ежемесячной надбавки приведен в таблице:

Период

Отработанные дни

Норма по произ. Календарю (дни)

Размер оклада (руб.)

Размер фактически начисленной надбавки (руб.)

Размер фактически начисленной надбавки (%)

Северная надбавка (50%) и районный коэффициент (20%)

Итого начислено

Сентябрь 2020

19

22

16 409,09

14 768,18

90

21 824,09

53 001,36

Октябрь 2020

12

22

10 363,64

8 290,91

80

13 058,19

31 712,74

Ноябрь 2020

20

20

19 000,00

15 200,00

80

23 940,00

58 140,00

Декабрь 2020

15

23

12 391,30

619,57

5

9 107,61

22 118,48

Январь 2021

7

15

8 866,67

886,67

10

6 827,34

16 580,68

Февраль 2021

9

19

9 000,00

5 400,00

60

10 080,00

24 480,00

В соответствии с пунктом 2.3.16 Положения об оплате труда в рамках направления расходования субсидии по формированию премиального фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников при выполнении плановых ключевых показателей эффективности деятельности Организации, установленных на отчетный квартал может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за квартал. Корректировка фактического размера квартальных премий работников в зависимости от фактически достигнутых значений ключевых показателей эффективности деятельности Организации осуществляется в процентах от целевого размера премии в соответствии со следующими значениями: - меньше 80% исполнения - 10% от целевого размера премии; - от 80% до 100% исполнения - 80% от целевого размера премии; - от 100% до 120% исполнения - 100% от целевого размера премии; - более 120% исполнения - 120% от целевого размера премии. Целевой размер квартальных премий равен размеру ежемесячной заработной платы директора, руководителей центров и главного бухгалтера Организации. Из приведенной нормы следует, что выплата премии по результатам работы за квартал не является обязательной, подлежащей назначению работнику во всех случаях и по итогам каждого квартала. Так, выплата квартальной премии может быть предусмотрена при соблюдении ряда условий, установленных пунктом 2.3.16 Положения об оплате труда.

В связи с тем, что истцом проявлялось пренебрежительное отношение к исполнению должностных обязанностей, за указанный период квартальная премия была назначена только по итогам 4 квартала 2019 года – 100 %, в размере 57 375руб., за 2 квартал 2020 года – 100 %, в сумме 58 650 руб., за 3 квартала 2020 года – 10 %, в размере 6 137 руб.

В соответствии с пунктом 2.3.19 Положения об оплате труда при имеющейся экономии фонда оплаты труда и за счет внебюджетных источников может быть выплачена премия по результатам работы за год. Таким образом, выплата премии по результатам работы за год возможна при соблюдении следующих условий: экономия фонда оплаты труда; наличие внебюджетных источников. Утвержденные учредителем «Направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра «Мой бизнес» в 2020 году Республика Коми» финансирования фонда оплаты труда из внебюджетных источников не предусматривают. Кроме того, выплата премии по результатам работы за год, исходя из Положения об оплате труда, является правом, а не обязанностью работодателя.

Начиная с 01.03.2021 действует Положение об оплате труда работников Автономной некоммерческой организации Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденное приказом № 12 от 09.02.2021 (далее – Положение об оплате труда работников).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда работников, работникам Организации могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за осуществление деятельности в области предоставления услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»; ежемесячная надбавка к должностному окладу за осуществление деятельности в области предоставления услуг по принципу «одного окна» в сфере инвестиционной деятельности; премия по результатам работы за месяц; премия по результатам работы за год.

Согласно пункту 2.3.3 Положения об оплате труда работников, конкретный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы определяется директором Организации и устанавливается персонально каждому работнику Организации ежемесячно приказом директора Организации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3. Положения об оплате труда работников, ежемесячная надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 250 процентов должностного оклада.

Пунктом 2.3.4 Положения об оплате труда работников определено, что Основными критериями для определения размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы для каждого работника Организации являются: добросовестное исполнение должностных обязанностей работником Организации; привлечение работника Организации к выполнению срочных и ответственных заданий; объем, сложность и важность выполняемых работ, ее интенсивность; качество и своевременность выполняемых работ (задач), творческий подход при выполнении новых и сложных работ (задач); профессиональная квалификация работника Организации, его компетентность, ответственность, инициативность, исполнительность; эффективность, результативность и своевременность принятия и исполнения управленческих и иных решений; эффективность, результативность и качество правового, организационного и документационного обеспечения исполнения решений; исполнение поручений, выходящих за рамки функциональных обязанностей работника Организации; исполнительская дисциплина работника Организации; соблюдение работником Организации Правил внутреннего трудового распорядка.

В связи с тем, что в рассматриваемый период из указанных критериев истцом были исполнены только несколько, ежемесячная надбавка к должностному окладу в период с 01.03.2021 по 30.09.2021 была установлена в следующем размере:

Период

Отраб. дни

Норма по произ. календарю (дни)

Размер оклада (руб.)

Размер фактически начисленной надбавки (руб.)

Размер фактически начисленной надбавки (%)

Северная надбавка (50%) и районный коэффициент (20%)

Итого начислено

Март 2021

19

22

16 409,09

7 384,09

45

16 655,23

40 448,41

Апрель 2021

12

22

10 363,64

4 145,45

40

10 163,37

24 665,46

Май

2021

19

19

19 000,00

5 700,00

30

17 290,00

41 990,00

Июнь 2021

21

21

19 000,00

950,00

5

13 965,00

33 915,00

Июль 2021

12

22

10 363,64

518,18

5

7 617,27

18 499,09

Август 2021

0

22

0,00

0,00

-

0,00

0,00

Сентябрь 2021

1

5

863,64

43,18

5

634,77

1 541,59

В соответствии с пунктом 2.3.12 Положения об оплате труда работников в рамках направления расходования субсидии по формированию фонда оплаты труда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников работникам Организации может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за месяц.

Пунктом 2.3.13 Положения об оплате труда работников установлено, что основными критериями премирования за месяц для работников Организации являются: успешное выполнение особо важных и сложных заданий, мероприятий; оперативная и качественная подготовка аналитических, прогнозных, информационных, программных, стратегических материалов; подготовка, организация и участие в проведении социально-значимых мероприятий по вопросам деятельности Организации; степень сложности и важность выполняемых работником Организации заданий, качество и эффективность полученных результатов.

В связи с тем, что в рассматриваемый период ни один из указанных критериев истцом не исполнен, а назначении премии по результатам работы за месяц является правом, а не обязанность Работодателя, премия по результатам работы за месяц истцу не назначалась.

Отмечено, что достижение показателей результативности Центром народных художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма достигалось преимущественно путем проведения выставок для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом достижение указанных показателей осуществлялось не истцом, а другими работниками. Так, в командировки для участия в выставках, а следовательно, и для достижения показателей, направлялись директор, заместитель директора и иные специалисты ответчика. Кроме того, в 2021 году истец находился на рабочем месте из 167 рабочих дней (по производственному календарю) всего 100 дней. Таким образом, невозможно сделать вывод о том, что достижение показателей результативности Центром народных художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма достигнуто именно истцом не представляется возможным. Более того, находясь только 60% времени от установленного производственным календарем на рабочем месте, показать высокую результативность работы, что является основанием для назначения надбавок к должностному окладу, истец не мог.

Проверяя доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему

На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполнения работы.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Премия как стимулирующая и поощрительная выплата в силу части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации является составной частью заработной платы. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Установлено, что истец приказом АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» №3 от 01.05.2019 принят на работу в Центр народных художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» на должность .... Уволен 07.09.2021 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Между истцом и АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» 01.05.2019 заключен Трудовой договор № 3 на неопределенный срок.

Согласно п. 2.1.6 Трудового договора, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с настоящим Трудовым договором, Положением об оплате труда Работодателя и Правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя.

Обязанность по выплате в полном размере причитающейся Работнику заработной платы в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя возложена Работодателя п.3.2.5. Трудового договора.

Пункт 5.1 Трудового договора закрепляет, что заработная плата Работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.

В соответствии с п.5.2. Трудового договора оплата труда Работника производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами».

Должностной оклад установлен в п. 5.3 Трудового договора, - в размере 15 000 руб.

В силу пункта 5.4. Трудового договора надбавка к должностному окладу устанавливается Работодателем в соответствии с Положением об оплате труда директора и работников Работодателя.

Положением об оплате труда могут быть установлены дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного характера (п. 5.5. Трудового договора).

Как следует из пункта 5.6. Трудового договора, премия по результатам работы за год выплачивается Работнику на основании приказа директора Центра при выполнение плана работы Центра за отчетный год и достижение ключевых показателей эффективности по итогам отчетного года.

В соответствии с п.5.7. Трудового договора размер премии по результатам работы за год Работнику по итогам года не должен превышать трех должностных окладов, и выплачивается в следующем соотношении уровня достижении установленных ключевых показателей эффективности и уровня от максимально установленной величины премии: 100 процентов / 100 процентов; 80 процентов / 80 процентов; 60 процентов/ 50 процентов.

Пунктом 5.8. Трудового договора отражено, что на размер премии по результатам работы за год не начисляются другие виды доплат и надбавок, кроме районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно пункту 5.9. Трудового договора премия по результатам работы за год не выплачивается при достижении перечня установленных ключевых показателей эффективности - на уровне ниже 60 процентов.

Дополнительным соглашением № 1 от 15.06.2020 года к Трудовому договору № 3 от 01.05.2019 должностной оклад Работника установлен с 01.07.2020, - в размере 19 000 руб.

Вопросы, связанные с оплатой труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера в период с 01.11.2019 по 28.02.2021 регулировались Положением об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера, утвержденным приказом № 36/1 от 01.11.2019.

В силу пункта 1.3. названного Положения об оплате труда, заработная плата состоит из оклада, компенсационных выплат, выплат стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда, директору, руководителям центров и главному бухгалтеру Организации устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: 1) ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы (для руководителей центров и главного бухгалтера Организации); 2) ежемесячная надбавка к окладу за достижение ключевых показателей эффективности (для директора Организации); 3) премия по результатам работы за квартал (для директора, руководителей центров и главного бухгалтера Организации); 4) премия по результатам работы за год (для директора, руководителей центров и главного бухгалтера Организации).

В соответствии с пунктом 2.3.2. Положения об оплате труда руководителям центров и главному бухгалтеру Организации за счет средств и в пределах фонда оплаты труда Организации устанавливается ежемесячная надбавка к окладу за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 200 процентов должностного оклада (далее – ежемесячная надбавка).

Согласно пункту 2.3.3. Положения об оплате труда конкретный размер ежемесячной надбавки руководителям центров и главному бухгалтеру определяется директором Организации и устанавливается персонально каждому из них ежемесячно приказом Организации.

Пункт 2.3.4. Положения об оплате труда устанавливает, что основными критериями для определения размера ежемесячной надбавки руководителям центров и главному бухгалтеру устанавливаются Приложением № 2, Приложением № 3 к Положению об оплате труда.

В свою очередь, Приложением № 3 к Положению об оплате труда установлены следующие критерии: исполнение показателей результативности использовании субсидии (1/4 от годового показателя) соответствующего Центра; своевременное и качественное представление в Министерство экономики Республики отчетности, определенной Соглашением; обеспечение своевременной актуализации информации на официальном сайте Центра «Мой Бизнес» для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем разделе возглавляемого Центра; выполнение финансового плана деятельности возглавляемого Центра; выполнение плана работы возглавляемого Центра; выполнение плана работы возглавляемого Центра; удельный вес поручений, запросов Министерства экономики Республики Коми, исполненных возглавляемым Центром в установленные сроки, в общем количестве поручений, по которым были установлены сроки; своевременная и качественная подготовка пакета документов для проведения торгов по мероприятиям Центра; подготовка качественных информационно-аналитических материалов по социально-экономическому развитию Республики Коми в установленные сроки.

В Приложении № 3 Положения об оплате труда для определения размера надбавки к окладу за интенсивность и высокие результаты работы руководителей центров применяются следующие коэффициенты:

? баллов, достигнутых по критериям 1-8

Коэффициент

До 25

0,7

От 25до 29

0,8

От 30 до 34

0,9

От 25 до 40

1

В соответствии с пунктом 2.3.5 Положения об оплате труда ежемесячная надбавка руководителям центров и главному бухгалтеру может быть снижена при несоответствии следующим критериям, установленным п. 2.3.4 Положения.

Согласно п.2.3.6. Положения об оплате труда ежемесячная надбавка, установленная в соответствии с настоящим Положением, выплачивается одновременно с выплатой заработной платы за соответствующий месяц.

В соответствии с п.2.3.7. Положения об оплате труда размер ежемесячной надбавки руководителям центров и главному бухгалтеру Организации рассчитывается как произведение 200 % и коэффициента за интенсивность и высокие результаты работы, рассчитанного в соответствии с Приложением № 2, Приложением № 3 к настоящему Положению.

Как определено в пункте 2.3.16 Положения об оплате труда в рамках направления расходования субсидии по формированию премиального фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников при выполнении плановых ключевых показателей эффективности деятельности Организации, установленных на отчетный квартал может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за квартал (далее – квартальная премия). Корректировка фактического размера квартальных премий работников в зависимости от фактически достигнутых значений ключевых показателей эффективности деятельности Организации осуществляется в процентах от целевого размера премии в соответствии со следующими значениями: - меньше 80% исполнения - 10% от целевого размера премии; - от 80% до 100% исполнения - 80% от целевого размера премии; - от 100% до 120% исполнения - 100% от целевого размера премии; - более 120% исполнения - 120% от целевого размера премии.

Целевой размер квартальных премий равен размеру ежемесячной заработной платы директора, руководителей центров и главного бухгалтера Организации.

В пункте 2.3.17. Положения об оплате труда определено, что премия по результатам работы за квартал выплачивается руководителям центров на основании приказа директора Организации, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 2.3.13 настоящего Положения.

Согласно п. 2.3.13 Положения основными критериями для определения размера ежемесячной надбавки к окладу за достижение ключевых показателей эффективности для директора определены Положением № 1 к Положению.

Пункт 2.3.18. Положения об оплате труда определяет, что при имеющейся экономии фонда оплаты труда и за счет внебюджетных источников директору, руководителям центров и главному бухгалтеру Организации может быть выплачена премия по результатам работы за год.

В полном соответствии с пунктом 2.3.19. Положения об оплате труда основными критериями премирования за год для руководителей центров и главного бухгалтера Организации являются: достижение значимых результатов трудовой деятельности; спешное выполнение особо важных и сложных заданий, мероприятий; использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах трудовой деятельности; оперативная и качественная подготовка аналитических, прогнозных, информационных, программных, стратегических материалов; подготовка, организация и участие в проведении социально-значимых мероприятий по вопросам деятельности Организации; степень сложности и важность выполняемых работником заданий, качество и эффективность полученных результатов; инициатива и применение в работе современных форм и методов организации труда.

В соответствии с п.2.3.21. Положения об оплате труда премия по результатам работы за год не выплачивается директору, руководителям центров и главному бухгалтеру Организации: допустившим неоднократное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и зафиксированных в установленном порядке; допустивших зафиксированные в установленном порядке нарушения Правил внутреннего трудового распорядка Организации, норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, грубое нарушение требований охраны труда; имеющим неснятое дисциплинарное взыскание, уволенным за нарушение трудовой дисциплины.

Как следует из пункта 2.3.22. Положения об оплате труда размер премии по результатам работы за год, определяется директором по результатам деятельности руководителей центров и главного бухгалтера и не должен превышать трех должностных окладов. На размер премии по результатам работы за год не начисляются другие виды доплат и надбавок, кроме районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Начиная с 01.03.2021 в АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» действует Положение об оплате труда работников АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденное приказом № 12 от 09.02.2021.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Положения об оплате труда, Работникам Организации устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: ежемесячная надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за осуществление деятельности в области предоставления услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»; ежемесячная надбавка к должностному окладу за осуществление деятельности в области предоставления услуг по принципу «одного окна» в сфере инвестиционной деятельности; премия по результатам работы за месяц; премия по результатам работы за год.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.3. Положения об оплате труда работников, ежемесячная надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 250 процентов должностного оклада.

Согласно пункту 2.3.3 Положения об оплате труда работников, конкретный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы определяется директором Организации и устанавливается персонально каждому работнику Организации ежемесячно приказом директора Организации.

Основные критерии для определения размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы определены п. 2.3.4 Положения: добросовестное исполнение должностных обязанностей работником Организации; привлечение работника Организации к выполнению срочных и ответственных заданий; объем, сложность и важность выполняемых работ, ее интенсивность; качество и своевременность выполняемых работ (задач), творческий подход при выполнении новых и сложных работ (задач); профессиональная квалификация работника Организации, его компетентность, ответственность, инициативность, исполнительность; эффективность, результативность и своевременность принятия и исполнения управленческих и иных решений; эффективность, результативность и качество правового, организационного и документационного обеспечения исполнения решений; исполнение поручений, выходящих за рамки функциональных обязанностей работника Организации; исполнительская дисциплина работника Организации; соблюдение работником Организации Правил внутреннего трудового распорядка.

Пунктом 2.3.12 Положения об оплате труда работников установлено, что в рамках направления расходования субсидии по формированию фонда оплаты труда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников работникам Организации может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за месяц (далее - месячная премия).

Основными критериями премирования за месяц для работников Организации в силу п. 2.3.13 Положения являются: успешное выполнение особо важных и сложных заданий, мероприятий; оперативная и качественная подготовка аналитических, прогнозных, информационных, программных, стратегических материалов; подготовка, организация и участие в проведении социально-значимых мероприятий по вопросам деятельности Организации; степень сложности и важность выполняемых работником Организации заданий, качество и эффективность полученных результатов.

В соответствии с пунктом 2.3.15 Положения об оплате труда работников в рамках направления расходования субсидии по формированию фонда оплаты труда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников работникам Организации может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за год.

Основными критериями премирования за год являются: достижение значимых результатов трудовой деятельности, использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах трудовой деятельности, инициатива и применение в работе современных форм и методов организации труда (п. 2.3.16 Положения).

Размер годовой премии определяется по результатам деятельности и не должен превышать пяти должностных окладов (п. 2.3.17 Положения).

Истцом заявлено требование о взыскании недоначисленной ответчиком надбавки к должностному окладу за период с ноября 2019 года по февраль 2021 года со ссылкой на п. 2.3.5 Положения об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденного 01.11.2019, с применением пункт 2.3.4. Положения об оплате труда, когда основные критерии для определения размера ежемесячной надбавки руководителям центров устанавливаются Приложением № 3 к Положению об оплате труда, и соответственно, Приложение № 3 к Положению об оплате труда.

Приложением № 3 к Положению об оплате труда установлены следующие критерии: исполнение показателей результативности использовании субсидии (1/4 от годового показателя) соответствующего Центра; своевременное и качественное представление в Министерство экономики Республики отчетности, определенной Соглашением; обеспечение своевременной актуализации информации на официальном сайте Центра «Мой Бизнес» для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем разделе возглавляемого Центра; выполнение финансового плана деятельности возглавляемого Центра; выполнение плана работы возглавляемого Центра; выполнение плана работы возглавляемого Центра; удельный вес поручений, запросов Министерства экономики Республики Коми, исполненных возглавляемым Центром в установленные сроки, в общем количестве поручений, по которым были установлены сроки; своевременная и качественная подготовка пакета документов для проведения торгов по мероприятиям Центра; подготовка качественных информационно-аналитических материалов по социально-экономическому развитию Республики Коми в установленные сроки.

Также, в Приложении № 3 к Положению об оплате труда для определения размера надбавки к окладу за интенсивность и высокие результаты работы руководителей центров установлены следующие коэффициенты:

? баллов, достигнутых по критериям 1-8

Коэффициент

До 25

0,7

От 25до 29

0,8

От 30 до 34

0,9

От 25 до 40

1

Суд принимает во внимание пункт 2.3.3. Положения об оплате труда, когда конкретный размер ежемесячной надбавки руководителям центров и главному бухгалтеру определяется директором Организации и устанавливается персонально каждому из них ежемесячно приказом Организации. И приходит к выводу об отсутствии оснований для исчисления размера ежемесячной надбавки к окладу за интенсивность и высокие результаты работы согласно представленным истцом таблицам выполненных ключевых показателей, являющихся основанием к определению критериев оценки в баллах.

Вместе с тем, принимая во внимание, что из буквального прочтения Приложения № 3 к Положению об оплате труда, следует, что при достигнутых по критериям баллов - до 25, следует применять коэффициент - 0,7, и то, что доказательств, свидетельствующих о наличии оснований к снижению размера надбавки не представлены, суд приходит к выводу о взыскании с АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» в пользу Колмакова Н.Ю. недоначисленной надбавки к должностному окладу за период с ноября 2019 года по февраль 2021, в сумме 160 884,49 руб., согласно представленному ответчиком расчету, с которым согласился истец, исходя из коэффициента выполнения ключевых показателей эффективности – 0,7/25 баллов/140 %.

Суд отмечает, что согласившись с расчетом надбавки, представленным АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», исходя из начисления надбавки к должностному окладу в размере 140 %, истец настаивал, что процент подлежит установлению в большем размере согласно выполненных им критериев.

Истцом заявлено требование о взыскании недоначисленных ответчиком квартальных премий – за IV квартал 2019 года, I – IV кварталы 2020 года и I квартал 2021 года, в сумме 216 988 руб., со ссылкой на п. 2.3.1, п. 2.3.16, п. 2.3.17 Положения об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера, утвержденным приказом № 36/1 от 01.11.2019.

Вместе с тем, принимая во внимание положения пункта 2.3.16 Положения об оплате труда, когда в рамках направления расходования субсидии по формированию премиального фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование Организации и внебюджетных источников при выполнении плановых ключевых показателей эффективности деятельности Организации, установленных на отчетный квартал может быть предусмотрена выплата премий по результатам работы за квартал, т.е. выплата премии по результатам работы за квартал не является гарантированной, основания для удовлетворения требований в указанной части не имеется.

Требование истца о взыскании премии по итогам работы за 2019 год и за 2020 год со ссылками на п. 2.3.18, 2.3.19 Положения об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера, утвержденным приказом № 36/1 от 01.11.2019, также не подлежат удовлетворению, поскольку согласно представленным ответчиком документам экономии фонда оплаты труда не имелось, равно как и внебюджетных источников, что является обязательным условием согласно п. 2.3.18. Положения об оплате труда.

Отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании за период с марта 2021 года по сентябрь 2021 года ежемесячных надбавок к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы со ссылкой на пп. 1 п. 2.3.2 Положения об оплате труда работников АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденного приказом № 12 от 09.02.2021; и требований о взыскании за период с марта 2021 года по сентябрь 2021 года ежемесячных премий в сумме 25 500 руб. со ссылкой на п. 2.3.12 Положения об оплате труда работников АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства», утвержденного приказом № 12 от 09.02.2021, с применением алгоритмов расчетов, установленных Положением об оплате труда директора, руководителей центров и главного бухгалтера, утвержденным приказом № 36/1 от 01.11.2019 и действовавшим в период с 01.11.2019 по 01.03.2021.

Представителем ответчиком заявлено ходатайство об отказе в иске по требованиям о взыскании невыплаченной заработной платы и иных выплат за период с ноября 2019 года по август 2020 года ввиду пропуска истцом срока исковой давности.

В статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Так, судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок.

Обратить внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работнике с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работникам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статьи 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Истец полагает, что годичной срок обращения в суд подлежит исчислению с даты получения расчетных листов, содержащих сведения о составных частях заработной платы, т.е. с даты, когда ему стало известно о нарушенном праве, - с 15.01.2021. В случае если суд придет к выводу о пропуске им срока обращения в суд, просил о его восстановлении по приведенным основаниям.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Представителем ответчика не представлено доказательств в подтверждение доводов о ежемесячном получении работником расчетных листков, в связи с чем, суд принимает доводы истца, и считает, что годичный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании невыплаченной заработной платы за период с ноября 2019 года по август 2020 года следует исчислять с 15.01.2021.

В силу положений абз. четырнадцатого ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Порядок и условия возмещения морального вреда работнику определены ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В абзаце четвертом п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения по вопросу определения размера компенсации морального вреда в трудовых отношениях: размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая степень вины работодателя, срок нарушения прав истца, фактические обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных или физических страданий, с учетом требования разумности, справедливости и соразмерности, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию в возмещение морального вреда в сумме 9000 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 4717,69 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Колмакова Никиты Юрьевича удовлетворить частично.

Взыскать с АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» в пользу Колмакова Никиты Юрьевича недоначисленную заработную плату в сумме 168 534,49 руб., компенсацию морального вреда в сумме 9 000 руб.

Взыскать с АНО Республики Коми «Центр развития предпринимательства» госпошлину в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в размере 4717,69 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.В.Лушкова

Мотивированное решение вынесено 18.03.2022.