Дело № 2-5394/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батова Л.А.
при секретаре Абрамовой Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 июля 2014 года дело по иску Марченко В.Н к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми об обязании назначить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, выплатить задолженность единовременной выплаты средств пенсионных накоплений с 08 февраля 2013 года с учетом индексации,
установил:
Марченко В.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Сыктывкаре об обязании назначить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, выплатить задолженность единовременной выплаты средств пенсионных накоплений с 08 февраля 2013 года с учетом индексации.
В обоснование иска указал, что он является пенсионером органов внутренних дел с мая 2002г. и получает пенсию по государственному пенсионному обеспечению в связи с прохождением службы в органах внутренних дел. С 23.01.2002г. по 14.02.2005н. он работал в УСД при Верхсуде РФ в РК, с 01.07.2005г. по 25.04.2006г. работал в должности ООО ..., с 26.04.2006г. работает в Государственной инспекции ... по настоящее время. За все периоды работы в данных организациях производилась уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В мае 2012г. он обратился в УПФР в г.Сыктывкаре за разъяснением прав на трудовую пенсию по старости. 28.05.2012г. ответчик направил ему ответ, в котором было указано, что право на назначение трудовой пенсии по старости он приобретает по достижении возраста 57 лет 8 месяцев, а как следствие, также право на назначение единовременной выплаты. 08.02.2013г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, на что ему был направлен отказ в назначении данной выплаты от ** ** **. по причине отсутствия права на трудовую пенсию по старости, которое у него возникает только по достижении возраста 60 лет. 21.03.2013г. в связи с несогласием с решением УПФ в г.Сыктывкаре он обратился в Отделение пенсионного фонда РФ по РК. 28.05.2013г. УПФР в г.Сыктывкаре направили ему ответ на обращение, указав, что назначение выплаты средств пенсионных накоплений является назначением трудовой пенсии по старости. Не согласен с указанным отказом, поскольку вся его трудовая деятельность осуществлялась по трудовым договорам, государственным контрактам, постоянно, в течение полного рабочего дня, за все периоды работы уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Истец в судебном заседании поддержал свои требования, указав, что продолжительность его стажа работы дает право на назначение пенсии по старости по достижении возраста 57 лет 8 месяцев. В то же время он имеет право выбора вида пенсии, но при этом последнее не лишает права на назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Марченко В.Н. с 14.05.2002г. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
08 февраля 2013г. Марченко В.Н. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре с заявлением о единовременной выплате средств пенсионных накоплений.
Решением от ** ** **. Марченко В.Н. было отказано в назначении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица ввиду отсутствия права на трудовую пенсию по старости.
В силу статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц: лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 4 названного Федерального закона).
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получающего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", или пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", установление накопительной части трудовой пенсии по старости производится по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Лица, указанные в статье 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Подпунктом "б" пункта 2 (1) Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1047, единовременная выплата осуществляется лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной пенсии) начиная с 01.07.2012; при обращении за установлением трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной пенсии (накопительной части трудовой пенсии по старости), до 01.07.2012.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном обеспечении в РФ" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Условия и порядок назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии со ст. 7 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Пунктом 1 статьи 12 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. То же предусмотрено пунктом 8 статьи 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, пенсионное законодательство не предоставляет возможности двойного включения как в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии, так и в стаж для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет одного и того же периода.
Как следует из материалов дела, на момент обращения в УПФР в г.Сыктывкаре Марченко В.Н. не достиг возраста 60 лет, его стаж работы в МКС составил 10 лет 4 месяца 5 дней при требуемых 20 лет. При этом в стаж не включены периоды, учтенные при назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД.
Таким образом, продолжительность стажа Марченко В.Н. дает право назначение страховой части трудовой пенсии по старости и соответственно на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по достижении возраста 60 лет.
Учитывая, что на момент обращения истец не достиг возраста 60 лет, оснований для назначения Марченко В.Н. единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, у ответчика не имелось.
Право на установление досрочной трудовой пенсии по старости (с учетом периодов службы) и соответственно на единовременную выплату средств пенсионных накоплений возникает у истца в случае отказа от получения пенсии за выслугу лет по линии МВД. Как пояснил истец в ходе рассмотрении дела, он не намеревался и не намерен отказываться от получения пенсии за выслугу лет по линии МВД.
Доводы истца о том, что для назначения единовременной выплаты средств пенсионных накоплений ему не требуется достижение пенсионного возраста 60 лет, суд не может принять во внимание, поскольку к условиям назначения трудовой пенсии по старости, исходя из положений ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», относятся: достижение определенного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин); наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Учитывая изложенное, гражданин, не достигший возраста 60 лет, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», не имеет права на получение трудовой пенсии по старости и соответственно на единовременную выплату средств пенсионных накоплений.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд находит отказ ГУ-УПФ РФ в г.Сыктывкаре в назначении Марченко В.Н. единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, обоснованным и законным. Вследствие чего, в удовлетворении иска Марченко В.Н. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Марченко В.Н к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми об обязании назначить единовременную выплату средств пенсионных накоплений, выплатить задолженность единовременной выплаты средств пенсионных накоплений с 08 февраля 2013 года с учетом индексации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Батова