НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывдинского районного суда (Республика Коми) от 29.01.2018 № 2-1205/17

дело №2–17/2018

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев 29 января 2018 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Российской Федерации, Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» к администрации сельского поселения «Лэзым», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Барышеву Е.В. о признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки, аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Лэзым», Барышеву Е.В. о признании договора №4 аренды земельного участка от 08.11.2016 недействительным, применении последствий недействительности сделки, аннулировании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключении земельного участка с кадастровым номером из государственного кадастра недвижимости, а также возложении обязанности на Барышева Е.В. вернуть земельный участок. В обоснование требований указано, что прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми проведена проверка законности действий органов местного самоуправления по включению земель лесного фонда в состав земель промышленности и иного специального назначения. В ходе проверки установлено, что в отношении Российской Федерации уполномоченным органом зарегистрировано право собственности на лесной участок общей площадью 84600000 кв.м., расположенный, в том числе, в четвертом квартале Пажгинского участкового лесничества. В ходе проведения работ по лесоустройству квартал переименован с 4а на 273, при этом его границы остались неизменны, при этом 2 выдел 273 квартала Пажгинского участкового лесничества отнесен к категории защитных лесов. Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 20.06.2016 №6/796 утверждена схема расположения земельного участка для его дальнейшей постановки на кадастровый учет с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения», после чего проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план и участок учтен в кадастровом реестре за номером . По итогам аукциона указанный участок передан администрацией муниципального образования сельского поселения «Лэзым» по договору №4 аренды от 08.11.2016 Барышеву Е.В. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что часть земельного участка, предоставленного на основании договора аренды Барышеву Е.В., относится к землям лесного фонда, расположенного в выделах 2 и 7 кварталов 273 Пажгинского участкового лесничества. Учитывая, что органы местного самоуправления в нарушение действующего законодательства распорядились земельным участком, частично расположенным на землях лесного фонда, что повлекло нарушение имущественных прав Российской Федерации, договор аренды земельного участка №4 от 08.11.2016, заключенный с Барышевым Е.В., подлежит признанию недействительным, а равно к нему должны быть применены последствия недействительности сделки в виде возложения обязанности на Барышева Е.В. вернуть указанный земельный участок, аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации договора аренды земельного участка, с его последующим исключением из государственного кадастра недвижимости. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.09.2017 и от 25.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района «Сыктывдинский» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соответственно.

Определением Сыктывдинского районного Республики Коми от 25.09.2017 производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения «Лэзым», Барышеву Е.В. в части требований о возложении на Барышева Е.В. обязанности вернуть земельный участок с кадастровым номером в распоряжение Российской Федерации прекращено.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.12.2017 к производству суда принято исковое заявление Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» к администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым», Барышеву Е.В., администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании договора аренды земельного участка №4 от 08.11.2016 недействительным, применении последствий недействительности сделки, аннулировании записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрации договора аренды земельного участка №4 от 08.11.2016, исключении земельного участка с кадастровым номером из государственного кадастра недвижимости. В обоснование требований Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» указывает, что администрацией сельского поселения «Лэзым» нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую. Более того, поскольку данные земли относятся к землям лесного фонда, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми осуществляет управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, а также исполняет функции по предоставлению земельных участков в границах лесного фонда. Поскольку, решением Арбитражного суда Республики Коми 31.08.2017 постановление администрации МО МР «Сыктывдинский» от 20.06.2016 №6/679 «Об утверждении схемы расположения земельного участка» признано недействительным, договор аренды земельного участка №4 от 08.11.2016, заключенный с Барышевым Е.В., должен быть признан недействительным, а равно к нему должны быть применены последствия недействительности сделки. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» обратилось в суд с настоящим иском.

На основании определения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.12.2017 настоящее гражданское дело объединено в одно производство с гражданским делом по исковому заявлению Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» к администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым», Барышеву Е.В., администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании договора аренды земельного участка №4 от 08.11.2016 года недействительным, применении последствий недействительности сделки, аннулировании записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрации договора аренды земельного участка №4 от 08.11.2016 года, исключении земельного участка с кадастровым номером из государственного кадастра недвижимости.

В судебном заседании истец прокурор Сыктывдинского района Сюрвасев Г.Л. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержав также позицию Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми. Не возражал рассмотрению дела в порядке заочного производства.

Представитель истца Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице ГУ «Сыктывдинское лесничество» Кем А.В., действующий на основании в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что поддерживает требования прокурора Сыктывдинского района. Не возражал рассмотрению дела в порядке заочного производства

Ответчики администрация муниципального образования сельского поселения «Лэзым» и Барышев Е.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Ранее уполномоченным представителем ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» предоставлено заявление о признании исковых требований прокурора Сыктывдинского района в полном объеме.

Ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Руководствуясь ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения прокурора, представителя истца ГУ «Сыктывдинское лесничество», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 17.06.2016 в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поступило заявление от директора ООО «Проектно-строительное объединение «Коминефтепроводстрой» об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 120303 кв.м., расположенного в кадастровом квартале , с. Лэзым, для размещения объектов капитального строительства, предназначенного для производства строительных материалов.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20.06.2016 № 6/796 в порядке 11.10, 39.11 Земельного кодекса РФ, а также на основании заявления директора ООО «Проектно-строительное объединение «Коминефтепроводстрой» утверждена схема расположения земельного участка площадью 120303 кв.м., в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенного в административных границах сельского поселения «Лэзым», образуемого путем выдела из кадастрового квартала , для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов.

В последующем, в отношении спорного земельного участка проведена процедура кадастровых работ, заказчиком которых являлось ООО «Проектно-строительное объединение «Коминефтепроводстрой». Названный земельный участок образован из кадастрового квартала , ему присвоен кадастровый номер , а также соответствует категория «Земли промышленности и иного специального назначения» с видом разрешенного использования – для размещения объектов капитального строительства. Сведения о земельном участке носят статус временные.

По сведениям государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13.07.2016 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 04.07.2016 №30-3466970, поданного Чураковым С.В., а также представленного межевого плана, составленного в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка.

По результатам рассмотрения поданного ООО «Проектно-строительное объединение «Коминефтепроводстрой» заявления о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 120303 кв.м, постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» от 23.09.2016 №9/64 объявлены торги по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, среди которых поименован земельный участок с кадастровым номером , площадью 120303 кв.м., в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республики Коми, Сыктывдинский район, СП «Лэзым», – с видом разрешенного использования «для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов».

В ходе организации аукциона Барышевым. Е.В. подана заявка на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 120303 кв.м.

Как следует из протокола рассмотрения заявок №12 от 28.10.2016 о продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером , аукцион в отношении указанного земельного участка признан несостоявшимся в связи с единственным заявителем, в связи с чем, в соответствии с ч.13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ Барышеву Е.В. предложено заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка.

Согласно договору аренды земельного участка №4 от 08.11.2016 администрация муниципального образования сельского поселения «Лэзым» передала Барышеву Е.В. в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 120303 кв.м., расположенный по адресу: Республики Коми, Сыктывдинский район, СП «Лэзым», – для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов.

В соответствии с актом приема передачи от 08.11.2016 вышеуказанный земельный участок передан Барышеву Е.В.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Коми 22.11.2016.

Ссылаясь на нарушение процедуры предоставления земельного участка в аренду Барышеву Е.В., а также несоблюдение процедуры перевода земель из одной категории в другую, прокурор Сыктывдинского района Республики Коми и Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми находят сделку по передаче земельного участка в аренду на основании договора №4 от 08.11.2016 недействительной, а равно подлежащими применению к ней последствий недействительности сделки, в виде исключения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке и записи о регистрации права аренды в отношении указанного земельного участка за Барышевым Е.В.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Положениями ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда.

В силу части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законам законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен ст. 84 настоящего кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

В силу ст. 27 ч. 5 п. 2 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.12.2009 серия в собственности Российской Федерации, в том числе находится лесной участок, общей площадью 84600000 кв.м., расположенный по адресу: Республики Коми, Сыктывдинский район, Сыктывдинское лесничество Пажгинское участковое лесничество квартала 2а, 3а, 4а, 5а, 7а, 15а, 17а, 21а, 22а, 23а.

Как следует из материалов настоящего дела, 26.06.2012 Комитетом лесов Республики Коми заключен государственный контракт на проведение работ по лесоустройству, результаты которых введены в действие приказом Комитета лесов Республики Коми от 20.01.2014 №53. С учетом проведения указанных работ, именовавшийся ранее квартал 4а Пажгинского участкового лесничества переименован в квартал 273, при этом границы дублируют границы ранее существовавшего квартала. При этом 2 выдел 273 квартала отнесен к категории защитных лесов. Указанный земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о нем содержатся в материалах лесоустройства.

Как указывалось ранее, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20.06.2016 № 6/796 в порядке 11.10, 39.11 Земельного кодекса РФ, а также на основании заявления директора ООО «Проектно-строительное объединение «Коминефтепроводстрой» утверждена схема расположения земельного участка площадью 120303 кв.м., в составе земель промышленности и иного специального назначения, расположенного в административных границах сельского поселения «Лэзым», образуемого путем выдела из кадастрового квартала , для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов.

В результате проведенных на основании вышеуказанного постановления ООО «Комзем» кадастровых работ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 120303 кв.м., расположенный по адресу: Республики Коми, Сыктывдинский район, СП «Лэзым», – поставлен на кадастровый учет 13.07.2016 с указанием категории земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения».

На основании оспариваемого договора аренды 22.11.2016 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право аренды за Барышевым Е.В.

Также в материалы дела представлены материалы лесоустройства Пажгинского участкового лесничества о формировании спорного земельного участка на площади квартала Пажгинского участкового лесничества.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ст. 84 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, правом распоряжения земельными участками, относящимися к лесному фонду, обладает Российская Федерация. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только теми лесными участками, которые относятся к объектам муниципальной собственности.

Таким образом, с учетом того, что земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, действующее законодательство предусматривает возможность распоряжения указанными землями только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

На территории Республики Коми к таким органам относится Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.

Статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В свою очередь, порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №48.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 вышеуказанного федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

При этом, в соответствии с положениями ст. 5 внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 11 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категории разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Нарушение установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными акта об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В силу данных законоположений перевод земель лесного фонда в земли иных категорий требует соблюдения определенной процедуры такого перевода.

Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

При этом, с учетом указанных законоположений, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, возможно, при наличии согласования с собственником земли - Российской Федерацией, в лице его уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, несоблюдение установленного законом порядка ведет к признанию нормативно-правовых актов по переводу земель не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение установленной законом процедуры по переводу земель из одной категории в другую, действиями органов местного самоуправления по утверждению схемы расположения спорного земельного участка, организации и проведению торгов, с последующей передачей спорного земельного участка на праве аренды Барышеву Е.В., фактически произведен перевод категории земель лесного фонда в земли промышленности, и иного специального назначения, в отсутствие у администрации МО СП «Лэзым» и администрации МО МР «Сыктывдинский» полномочий на совершение таких действий.

Кроме того, данных о том, что кем-либо из ответчиков подано ходатайство в уполномоченный государственный орган исполнительной власти об изменении категории земельного участка, суду не представлено.

В соответствии с п. 9 положения о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2016 № 615 (далее - Положение) определено, что Министерство исполняет функции по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное пользование, предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов).

В соответствии с подпунктом 1 подпункта 10.18 пункта 10 Положения о Министерстве для реализации указанных задач Министерство исполняет следующие государственные функции в области лесных отношений: владеет, пользуется, распоряжается лесными участками, находящимися в собственности Республики Коми.

Таким образом, оспариваемый договор аренды земельного участка №4 от 08.11.2016 нарушает законные права Министерства в области лесных отношений, поскольку влечет нарушение законных прав и интересов граждан, юридических лиц, обращающихся в Министерство в целях получения государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду.

Более того, суд учитывает, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.08.2017 по делу №А29-2970/2017, постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20.06.2016 №6/796 признано недействительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно общему правилу, установленному п. 6 ч. 3 ст. 27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности» (в редакции до 01.01.2017), образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, являлось основанием для отказа в постановке его на кадастровый учет.

С учетом изложенного, включение земель лесного фонда в состав земельного участка с кадастровым номером не соответствует положениям земельного законодательства РФ и Федеральному закону №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На основании подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предоставления земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с ч. 11 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

Судом установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения «Лэзым» 19.07.2016 заключено соглашение с администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о совместной деятельности по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельных участков.

По результатам проведенного аукциона, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок №12 от 28.10.2016, ввиду наличия единственной заявки на заключение договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , аукцион признан несостоявшимся, и Барышеву Е.В. предложено заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка по начальной цене предмета аукциона.

В последующем, 08.11.2016 между администрацией сельского поселения «Лэзым» и Барышевым Е.В. заключен договор аренды земельного участка № 4, предметом которого явилось предоставление Барышеву Е.В. в аренду земельного участка площадью 120303 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республики Коми, Сыктывдинский район, СП «Лэзым», – для размещения объектов капитального строительства, с указанием категории земель «земли промышленности и иного специального назначения».

Таким образом, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что спорный земельный участок сформирован, в том числе из земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, а равно имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером , суд приходит к выводу, что передача данного земельного участка в аренду Барышеву Е.В. осуществлена с нарушением требований действующего законодательства.

Доказательств того, что спорный земельный участок не относится к лесному фонду, а расположен в пределах границ населенного пункта, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ответчиком не представлено.

Исходя из системного анализа ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 101 Земельного кодекса РФ, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 27 ч. 5 п. 2 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте.

Изменение границ земель лесного фонда в установленном законом порядке не производилось. Земли лесного фонда Правительством Российской Федерации в ведение органа местного самоуправления не передавались.

В соответствии со ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе о предмете договора (ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

Сделка по распоряжению имуществом лицом, не являющимся собственником либо лицом, уполномоченным собственником на отчуждение принадлежащего собственнику имущества, не соответствует требованиям статьи 209 Гражданского кодекса РФ, и, соответственно, в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной. В силу положений статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В соответствии в правовой позицией, изложенной в п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику. Арендодателем могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Разрешая спор, оценив установленные обстоятельства, которые бесспорно свидетельствуют о том, что земельный участок, предоставленный Барышеву Е.В., находится на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, суд с учетом отсутствия доказательств изменения правого статуса данного земельного участка, приходит к выводу о том, что администрация сельского поселения «Лэзым» не имела права быть арендодателем спорного земельного участка из земель лесного фонда, а равно действия ответчика по распоряжению данным земельным участком не соответствуют требованиям статьи 209 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, оспариваемый договор аренды, как не соответствующий требованиям законодательства, является недействительным, не порождающим юридических последствий.

Более того, суд в рассматриваемом случае не может оставить без внимания, что решением Арбитражного суда Республики Коми постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 20.06.2016 №6/796 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка признано недействительным, а равно в рассматриваемом случае подлежат признанию недействительными и действия по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером , отраженные в межевом плане земельного участка, поскольку сформированный в результате кадастровых работ земельный участок не соответствует требованиям закона, в связи с чем, спорный участок подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости как сформированный с нарушением норм действующего законодательства.

Применяя последствия недействительности сделки, суд приходит к выводу о необходимости аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации договора аренды.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194–199, 235, 237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать договор № 4 аренды земельного участка от 08.11.2016, заключенный между администрацией муниципального образования сельского поселения «Лэзым» и Барышевым Е.В., недействительным.

Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации договора аренды №4 от 08.11.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: сельское поселение «Лэзым», Сыктывдинский район, Республики Коми.

Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью120303 кв. м, расположенного по адресу: сельское поселение «Лэзым», Сыктывдинский район, Республики Коми, – относящегося к категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения», разрешенное использование – для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов.

Настоящее решение является основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , площадью 120303 кв.м, расположенном по адресу: сельское поселение «Лэзым», Сыктывдинский район, Республики Коми.

Ответчики вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 2 февраля 2018 года.

Судья Ю.В. Рачковская