НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сыктывдинского районного суда (Республика Коми) от 17.01.2022 № 110

Дело

УИД 11RS0-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

17 января 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Евсеева М. А. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» о признании незаконными решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от <дата>, решения о прекращении выплаты мер социальной поддержки от <дата>, обязании начислить ежемесячные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <дата>, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Евсеев М.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>»), с учетом уточнений просил признать незаконным решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от <дата>, признать незаконным решение о прекращении выплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от <дата>, обязать начислить ежемесячные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <дата>, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Евсеев М.А. с 2005 года является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных платежей по категории «Ветеран боевых действий», предоставляемых по адресу: <адрес>. По указанному адресу <дата> истец снят с регистрационного учета и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В установленный законом срок истец уведомил ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» об изменении места регистрационного учета. Однако уведомлением от <дата> истцу было отказано в предоставлении мер социально поддержки, а протоколом от <дата> прекращена ежемесячная денежная компенсация с <дата>.

Определением Верховного Суда Республики Коми от <дата> дело передано на рассмотрение в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

Истец в судебном заседании поддержал уточненные требования искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему. Указал, что с целью уведомления ответчика об изменении <дата> места жительства он обратился в МФЦ <дата>, где ему было указано, что такой услуги как уведомление об изменении места жительства не предусмотрено, а потому предложено оформить заявление на услугу по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Уведомлением от <дата> истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на непредставление документа по оплате услуги за газ, а решением от <дата> прекращена выплата указанных мер социальной поддержки в виду изменения места жительства. Также указал, что задолженности по оплате за газ он не имеет, отказ в предоставлении мер социальной поддержки является формальным, поскольку ответчик перед принятием решения об отказе мог проверить наличие либо отсутствие задолженности. Пояснил, что он вынужден был обратиться в суд за защитой нарушенного права, поскольку при обращении в Центр повторно после отказа в предоставлении компенсации, истец потерял бы выплату за август 2021 года.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» Жарук С.А., действующий на основании доверенности, с требованиями не согласился, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях. Пояснил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных платежей по категории «Ветеран боевых действий» предоставляются Центром на основании правил и форм, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от <дата>. Поскольку при обращении истцом не приложено документов по оплате услуги за газ, на основании п.6 данных правил Центром принято решение об отказе в предоставлении таких мер. Эти документы получены Центром <дата> вместе с копией иска Евсеева М.А. Правилами обязанность Центра по проверке наличия либо отсутствия задолженности по оплате коммунальных услуг не установлена.

Решение о прекращении выплаты по прежнему месту жительства, с которого истец снят с регистрационного учета, принято законно, поскольку такая услуга предоставляется по конкретному жилому помещению. Компенсация морального вреда взысканию не подлежит, поскольку истцом заявлены имущественные требования и не доказано нарушение нематериальных благ.

Третье лицо, направило в адрес суда отзыв, указав, что меры социальной поддержки категории граждан «Ветеран боевых действий» на территории Республики Коми представляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от <дата>.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, оригинал личного дела Евсеева М.А., суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72, частей 2 и 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми, имеющих статус, в том числе ветерана боевых действий порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены Законом Республики Коми от <дата>-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>».

На основании статьи 6 Закона Республики Коми от <дата>-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>» предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам боевых действий.

Порядок реализации положений названного Закона в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства Республики Коми от <дата> «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от <дата> «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в <адрес>».

Пунктом 14 указанных Правил установлено, что гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе в случае изменения места жительства, обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом Центр по месту жительства (пребывания) и предоставить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.

Согласно пункту 3 Правил для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в центр по месту жительства или по месту пребывания гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми (далее - МФЦ), платежные документы, содержащие сведения о начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, суммах платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (с перерасчетом), выданные организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению и (или) осуществляющими начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации) (повторно представляются в случае изменения места жительства или места пребывания гражданина) (подп. 6); документы об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением документа об отсутствии (о наличии) задолженности по оплате капитального ремонта, на день подачи заявления (повторно представляются в случае изменения места жительства или места пребывания гражданина). К документам об отсутствии задолженности относятся оплаченные платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справки организаций, управляющих многоквартирным домом (подп. 7).

Пунктом 4 Правил установлено, что при подаче документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, заявитель вправе представить в центр по месту жительства или по месту пребывания гражданина или в МФЦ, в том числе сведения о лицах, проживающих совместно с заявителем (повторно представляется в случаях изменения места жительства (пребывания) гражданина и (или) численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, и (или) размера общей площади жилого помещения) (подп. 1).

В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы (либо один из них), указанные в настоящем пункте, центр или МФЦ в течение 5 рабочих дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, запрашивает указанные документы (сведения) в порядке межведомственного информационного взаимодействия в государственных органах, органах местного самоуправления либо в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, а также в некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» или у лица, на имя которого открыт специальный счет, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

По смыслу положений пункта 4 Правил предоставление гражданину ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возобновляется центром социальной защиты населения в случае получения им в рамках информационного взаимодействия сведений об отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг либо в случае заключения и (или) выполнения гражданином соглашений по ее погашению. При этом гражданин, являющийся получателем ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, вправе самостоятельно представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности, или соглашение о ее погашении. Возобновление предоставления гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится, если со дня ее приостановления прошло не более трех лет.

Пунктом 9 Правил установлены основания для принятия решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в частности непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Пунктом 11 Правил установлено, что заявитель имеет право повторно обратиться в центр или в МФЦ после устранения оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отказа изменения основания предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 12 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты представления в центр или МФЦ документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Согласно пункту 18 Правил перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства, в том числе изменение места жительства или места пребывания.

В соответствии с положениями пункта 20 Правил перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства (пребывания) гражданина, возобновляется по новому месту жительства (пребывания) с месяца, с которого прекращена выплата компенсации по прежнему месту жительства (пребывания), в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 пункта 3 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания).

Таким образом, основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является факт изменения гражданином места жительства, при этом в случае предоставления гражданином соответствующих документов выплата компенсации возобновляется.

При рассмотрении дела установлено, что Евсеев М.А. с 2005 года является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Республики Коми от <дата>-РЗ «О социальной поддержке населения в <адрес>» по категории «Ветеран боевых действий».

Мера социальной поддержки в период по <дата> предоставлялась Евсееву М.А. по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что с <дата>Евсеев М.А. снят с регистрационного учета по указанному выше адресу и в этот же день зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

С целью уведомления ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» об изменении места регистрационного учета Евсеев М.А. в установленный пунктом 14 Правил срок (<дата>) обратился в МФЦ, представив паспорт, свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, удостоверение, платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В МФЦ истцу предложено оформить заявление на предоставление государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, со ссылкой на то, что отдельной услуги по уведомлению об изменении места жительства не предусмотрено.

Рассмотрев представленные документы, ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» принято решение о прекращении предоставления Евсееву М.А. с <дата> ежемесячной денежной компенсации по адресу: <адрес>, в связи со сменой места жительства, данное решение оформлено протоколом от <дата>.

Также уведомлением от <дата> Центр отказал Евсееву М.А. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование отказа со ссылкой на подп. 6 пункта 3 и пункт 9 Правил указано, что в представленном заявителем пакете документов отсутствуют платежные документы, содержащие сведения о начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, суммах платежей за услугу «газ» и документы, подтверждающие отсутствие задолженности по данной услуге по адресу: <адрес>, в связи с чем, Центр не может определить наличие или отсутствие задолженности по жилому помещению. При этом указано, что после устранения оснований отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Евсеев М.А. вправе обратиться повторно в ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>».

Как установлено выше, <дата>Евсеев М.А. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, т.е. изменил свое место жительства, по которому получал меры социальной поддержки. Изменение места жительства предполагает прекращение обязательств и расходов гражданина по оплате жилого помещения и коммунальных платежей по прежнему месту жительства и наступление этих обязательств по его новому месту жительства (пребывания). В связи с чем, объективно возникает необходимость прекращения компенсационных выплат, размер которых определен по прежнему месту жительства и при сохранении у гражданина права на эти компенсационные выплаты, возобновления их выплаты в размере, определенном по новому месту жительства (пребывания).

С учетом изложенного, на основании пункта 18 Правил ответчиком правомерно прекращено перечисление истцу компенсации по адресу: <адрес>, в связи с чем, исковые требования Евсеева М.А. в части признания незаконным решения от <дата> о прекращении предоставления ежемесячной выплаты по указанному адресу удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, имеются основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от <дата>.

Согласно вышеприведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных ветеранами боевых действий, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов боевых действий, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо не предоставление сведений об отсутствии такой задолженности не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:

наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки;

действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.

принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

при наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.

Указанные выводы нашли свое отражение в позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от <дата>-КГ19-2.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось отсутствие у Евсеева М.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период.

Буквальное содержание приведенных положений Правил не предполагает безусловную возможность отказа в предоставлении мер социальной поддержки, на которые истец имеет право, только лишь по тому основанию, что истец не выполнил обязанность, предусмотренную подп. 6 пункта 3 Правил о предоставлении платежных документов, содержащих сведения о начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, суммах платежей за услугу «газ». В соответствии с положениями Правил Центр наделен правом в рамках информационного обмена получить сведения об отсутствии задолженности Евсеева М.А. по оплате коммунальных услуг, в том числе за услугу «газ».

Из материалов дела следует, что с <дата> ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг истцу фактически не выплачивается, что, в свою очередь, свидетельствует об отказе ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, гарантированных Евсееву М.А. федеральным законом и нормативными правовыми актами Республики Коми как ветерану боевых действий.

Вместе с тем, из нормативных положений федерального и республиканского законодательства в их системном единстве и взаимосвязи следует, что непредставление истцом документа об отсутствии задолженности за услугу «газ» при уведомлении им ответчика об изменении места жительства не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата>-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление предоставления мер социальной поддержки при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, решение Центра от <дата> об отказе в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца как лица, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку данная мера имеет целевое назначение, а именно, уменьшение фактических затрат граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и направлена на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

Согласно объяснениям истца, что не оспаривается стороной ответчика, последняя выплата компенсации произведена истцу за июль 2021 года в августе 2021 года, т.е. с августа 2021 года Евсеев М.А. не получает указанные меры социальной поддержки.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что у ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» не имелось правовых оснований для отказа Евсееву М.А. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а равно перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства истца, должно быть возобновлено по новому месту жительства (пребывания) с <дата> (т.е. с месяца, за который истец не получил выплату компенсации).

Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса РФ).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2012.1994 ).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы и обстоятельства рассматриваемого спора, суд приходит к выводу, что действиями ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>», выразившимися в незаконном отказе предоставления Евсееву М.А. компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нарушены личные неимущественные права Евсеева М.А., по мнению суда, свидетельствует о наличии оснований для компенсации морального вреда, поскольку, определяя правовую природу спорных отношений, суд учитывает, что меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН <дата>) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (определение Верховного Суда Российской Федерации от <дата>-КГ19-2).

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Евсеевым М.А. в связи с неправомерными действиями Центра по отказу в предоставления ему мер социальной поддержки, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса РФ (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Центра в пользу Евсеева М.А. компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., полагая данный размер отвечающим требованиям нормы закона о разумности и справедливости размера компенсации морального вреда, служащей денежной мерой заглаживания перенесенных истцом нравственных и физических страданий, а не средством его обогащения.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Евсеева М. А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение (уведомление) ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» от <дата> об отказе Евсееву М. А. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» предоставить Евсееву М. А. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата>.

Взыскать с ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» в пользу Евсеева М. А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

В удовлетворении исковых требований Евсеева М. А. к ГБУ РК «ЦСЗН <адрес>» о признании незаконным решения от <дата> о прекращении выплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

В окончательной форме решение принято <дата>.