НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свободненского городского суда (Амурская область) от 14.10.2019 № 2-1823/19

Дело № 2 – 1823 / 2019 г. УИД:28RS0017-01-2019-005116-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 октября 2019 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Маркиной Н.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора космодрома «Восточный» Бондарева Д.А.,

представителя ответчика - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёвой Н.В.,

представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ФГУП «ЦЭНКИ» - Хиля Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»

об обязании в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома 1 этап»,

об обязании в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома 1 этап», заключить договор подряда,

установил:

--, прокурор космодрома «Восточный», действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд с вышеуказанным иском.

Свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой космодрома «Восточный» на территории строительства объектов космодрома «Восточный» проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства РФ, в ходе которой выявлены нарушения, допускаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»».

Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от 06.11.2007 № 1473с.

Финансирование работ по строительству первой очереди космодрома «Восточный» предусмотрено Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 октября 2005 г. №635 и подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 марта 2012 г. № 188.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года № 5663-1 «О космической деятельности», а также нормативно-правовое регулирование в данной области.

Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Статус, цели деятельности, полномочия и функции Корпорации определяются настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 года № 5663-1 «О космической деятельности», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорация создается и действует в целях оказания государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; осуществления функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами. Корпорация обеспечивает реализацию государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, а также контроль за исполнением государственных контрактов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд, исполнителями по которым являются организации Корпорации.

Из положения статьи 7 Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» следует, что Корпорация осуществляет функции государственного заказчика, государственного заказчика - координатора, ответственного исполнителя государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, государственного оборонного заказа по вопросам мобилизационной подготовки, а также работ по утилизации и ликвидации снимаемых с вооружения боевых ракетных комплексов стратегического назначения, а так же обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие космической инфраструктуры, координирует работы по управлению объектами наземной космической и обеспечивающей инфраструктур космодрома Байконур и космодрома «Восточный» и эксплуатации таких объектов.

Целями и задачами Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» являются:

- строительство первоочередных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», позволяющих сформировать систему технических, социальных, технологических и организационных условий для последующего обеспечения готовности космодрома «Восточный» к проведению запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического и научного назначения по российским, международным и коммерческим программам и проектам;

- создание условий для дальнейшего развития космодрома «Восточный» в целях обеспечения пилотируемых полетов;

- создание промышленной строительно-эксплуатационной базы для осуществления строительства и функционирования инфраструктуры космодрома «Восточный»; строительство автомобильных дорог для осуществления подвоза на этапе строительства и обеспечения функционирования космодрома «Восточный»;

- строительство железных дорог для осуществления подвоза на этапе строительства и функционирования космодрома «Восточный»;

- строительство объектов государственного жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, объектов социального и культурно-бытового обеспечения, здравоохранения и контроля за особыми условиями труда для обеспечения жизнедеятельности космодрома «Восточный»;

- создание комплекса обеспечивающих объектов космодрома «Восточный».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» на которое возложено исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 № 9-рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Согласно п. 2.1 Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 -2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 года № 1124 (далее - подпрограммы), осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

Согласно п. 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно п. 2.3.1 Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

На основании приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ---- ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление -- (далее - ФГУП «ГВСУ --»).

-- между Федеральным космическим агентством (Государственный заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (с учетом дополнительного соглашения -- от -- Заказчик-Застройщик) и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (Генподрядчик) был заключен государственный контракт ---ИВ005/11 на строительство объекта «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома 1 этап».

Цена контракта составляет 10 890 297,0 тыс. рублей (установлена дополнительным соглашением -- от --, указанным дополнительным соглашением в ряд строящихся объектов государственного контракта включен объект строительства ГП-30- административное здание), срок окончания работ по государственному контракту истек --, сумма неотработанного аванса составляет 2 266 413,3 тыс. рублей

Генеральный подрядчик профинансирован Заказчиком на сумму 7 391 530,1 тыс. рублей, принято работ по КС-3 на общую сумму 5 125 116,4 тыс. рублей, на момент проводимой проверки сумма неотработанного аванса составляет 2 292 592,5 тыс. рублей, общая строительная готовность объекта - 70 %.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» принято решение о расторжении данного контракта в результате срыва Генеральным подрядчиком сроков окончания строительно-монтажных работ в графиках производства работ, сформированных на основании поручения Министерства обороны России от --, а также срыва сроков, утвержденных в календарном плане реализации указания Президента Российской Федерации от -- № Пр-1852 по завершению строительства объектов 1-ой очереди космодрома «Восточный» от -----пл.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ --» расторгли государственный контракт по объекту незавершенного строительства «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома 1 этап» путем заключения -- мирового соглашения, утверждённого определением Арбитражного суда Хабаровского края от --.

До настоящего времени строительные работы на объекте не ведутся, объект новому генподрядчику не передан, реализация механизма достройки объекта не начата.

До настоящего времени заказчиком и генеральным подрядчиком обязательства по государственному контракту от -----СМР001/2014 по строительству промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома I этап не исполнены. За последние три года ГК «Роскосмос» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» утверждено 7 календарных планов, комплексных планов-графиков и дорожных карт (--, --, --, --, --, --, --), которыми сроки завершения работ на объектах без какого-либо фактического исполнения неоднократно переносились.

В настоящее время в связи с неисполнением ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» плана-графика, утвержденного --, ГК «Роскосмос» -- утвержден очередной новый комплексный план-график ---пл, в рамках которого, в том числе на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложены обязанности по организации выполнения мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» и в том числе объекта строительства «Создание производственной строительно-эксплуатационной базы I этапа».

В нарушение вышеприведенных норм закона должных мер со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по активизации надлежащего процесса строительства объекта промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома I этап и завершению работ длительное время не принимается, наличие плана-графика, утвержденного ГК «Роскосмос» -----пл, с учетом срыва сроков исполнения по предыдущим не свидетельствует о безусловном исполнении мероприятий, меры, принимаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к должному результату, а именно, к завершению строительства обозначенного объекта, не привели, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут.

Ненадлежащее исполнение заказчиком (координатором) строительства космодрома «Восточный» Госкорпорацией «Роскосмос», а также заказчиком-застройщиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» своих полномочий по строительству первоочередных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», для последующего обеспечения готовности к проведению запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического и научного назначения по российским, международным и коммерческим программам и проектам, по созданию условий для дальнейшего развития космодрома «Восточный» в целях обеспечения пилотируемых полетов, создает угрозу доступа России в космос со своей территории, формирования и поддержания необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, что негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации, привело к срыву исполнения Указа Президента РФ от -----с «О космодроме «Восточный» и не достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы».

Прокурор просит суд:

- обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома I этап»,

- обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома I этап», заключить договор подряда.

В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Бондарев Д.А. настаивал на заявленных исковых требованиях с учетом их уточнений.

Представитель ответчика - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёва Н.В. – с иском не согласна. Возражает против требований прокурора, по доводам, приведенным в письменном отзыве. Полагает спор не подлежащим рассмотрению судом общей юрисдикции.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора - ФГУП «ЦЭНКИ» - Хиля Н.Г. – с иском не согласна. Поддерживает доводы, приведенные ответчиком в письменном отзыве. Полагает спор подлежащим рассмотрению арбитражным судом.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - 119 отдела ГАСН МО РФ - в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иск требования прокурора космодрома «Восточный» поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ГК «Роскосмос» - в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. С иском не согласен по доводам, указанным в письменном отзыве.

Полагает, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства. Считает требования прокурора космодрома «Восточный» незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд распределял бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, и, в силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ - по заявленным истцом требованиям.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01 1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01. 1992 № 2202-«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Закон Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации ФЗ «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.01.1992№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Суд полагает необоснованными возражения ответчика и третьих лиц на стороне ответчика о том, что дело неподсудно рассмотрению Свободненским городским судом Амурской области.

Учитывая тот факт, что нарушения допущены при исполнении договоров подряда реализуемых (исполняемых) на территории космодрома «Восточный» Свободненского района Амурской области, исковое заявление подлежит рассмотрению Свободненским городским судом Амурской области.

Суд полагает также необоснованными утверждения ответчика и третьих лиц на стороне ответчика о том, что прокурор, обратившись в суд, подменяет собой контролирующий орган - ГАСН МО РФ.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.

В соответствии с ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии со ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ. Предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч.6 ст.54 Градостроительного Кодекса РФ).

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В соответствии со ст. 45 ГПКРФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Закон Российской Федерации «О космической деятельности» -- от -- направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» -- от -- установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ---- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Нарушения, допускаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»» влекут за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.

-- между Федеральным космическим агентством (Государственный заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (с учетом дополнительного соглашения -- от -- Заказчик-Застройщик) и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (Генподрядчик) был заключен государственный контракт ---ИВ005/11 на строительство объекта «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома 1 этап».

Цена контракта составляет 10 890 297,0 тыс. рублей (установлена дополнительным соглашением -- от --, указанным дополнительным соглашением в ряд строящихся объектов государственного контракта включен объект строительства ГП-30- административное здание), срок окончания работ по государственному контракту истек --, сумма неотработанного аванса составляет 2 266 413,3 тыс. рублей

Генеральный подрядчик профинансирован Заказчиком на сумму 7 391 530,1 тыс. рублей, принято работ по КС-3 на общую сумму 5 125 116,4 тыс. рублей, на момент проводимой проверки сумма неотработанного аванса составляет 2 292 592,5 тыс. рублей, общая строительная готовность объекта - 70 %.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» принято решение о расторжении данного контракта в результате срыва Генеральным подрядчиком сроков окончания строительно-монтажных работ в графиках производства работ, сформированных на основании поручения Министерства обороны России от --, а также срыва сроков, утвержденных в календарном плане реализации указания Президента Российской Федерации от -- № Пр-1852 по завершению строительства объектов 1-ой очереди космодрома «Восточный» от -----пл.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и ФГУП «ГВСУ --» расторгли государственный контракт по объекту незавершенного строительства «Создание промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома 1 этап» путем заключения -- мирового соглашения, утверждённого определением Арбитражного суда Хабаровского края от --.

До настоящего времени строительные работы на объекте не ведутся, объект новому генподрядчику не передан, реализация механизма достройки объекта не начата.

До настоящего времени заказчиком и генеральным подрядчиком обязательства по государственному контракту от -----СМР001/2014 по строительству промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома I этап не исполнены. За последние три года ГК «Роскосмос» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» утверждено 7 календарных планов, комплексных планов-графиков и дорожных карт (--, --, --, --, --, --, --), которыми сроки завершения работ на объектах без какого-либо фактического исполнения неоднократно переносились.

При таких обстоятельствах суд не усматривает экономических требований в заявленном прокурором иске, предъявленном в суд общей юрисдикции в целях устранения нарушений градостроительного законодательства, обеспечения безопасности и защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, и не отнесенного федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Кроме того, иск с учетом его уточнений не содержит требований о приостановлении либо прекращения их деятельности, создающих препятствия в деятельности хозяйствующих субъектов, задействованных в спорных правоотношениях, а потому суд не усматривает вмешательства прокурора в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском по результатам осуществления надзора за исполнением законов не свидетельствует о том, что он подменяет иные государственные органы, в частности 119 отдел ГАСН МО РФ, поскольку последний не наделен полномочиями обращения в суд в таких случаях в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

119 отдел ГАСН МО РФ наделён полномочиями по постановке вопроса о применении к ответственному лицу административной ответственности за их невыполнение, которые прокурором в рамках настоящего иска не реализуются.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от ----. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации П. от -- № Пр-1852, а также Календарного плана от ----пл, Дорожной карты от ----пл по результатам расторжения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» трех государственных контрактов по строительству Стартового комплекса, Технического комплекса и Водозаборных сооружений, Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчиком), с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) заключено 3 договора подряда по завершению строительства первой очереди космодрома строительство Технического комплекса площадка 2 (договор подряда от ----), строительство Водозаборных сооружений (договор подряда от ----), строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С (договор подряда от ----).

Кроме того, финансирование работ по строительству первой очереди космодрома «Восточный» было предусмотрено Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ---- (далее - ФКП), ФКП на 2016 год - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ---- и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы (далее - ФЦП) «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ----. Постановлением Правительства Российской Федерации от ---- утверждена ФЦП «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечения космической деятельности Российской Федерации».

Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.

Несмотря на очередное продление сроков выполнения работ, до настоящего времени работы в полном объеме так и не исполнены, что признавалось сторонами и следует из представленных ими доказательств.

Обращению прокурора в суд с настоящим иском предшествовала работа по внесению представлений в адрес ответчика.

По выявленным нарушениям прокурором космодрома «Восточный» --, --, --, --, --, --, -- генеральному директору ФГУП «ЦЭНКИ» внесены представления, которые рассмотрены, вместе с тем принятые меры оказались формальными, недостаточными и не имели должного эффекта. В свою очередь со стороны ФГУП «ЦЭНКИ» достаточных мер, направленных на устранение нарушений в полном объеме, до настоящего не принято.

В связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что удовлетворение иска невозможно, т.к. дальнейшее проведение работ возможно только в рамках дополнительно выделенных денежных средств, судом отклоняются, поскольку ответчик не лишен возможности согласования с ГК «Роскосмос» и обращения в другие инстанции за выделением таких средств. Также ответчиком не представлены доказательства, что у него нет средств на исполнение именно заявленных прокурором в настоящем иске требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Возражения представителя ответчика о том, что предложенный прокурором трехмесячный срок исполнения решения суда с момента вступления последнего в силу, не соответствует закону, сроку действия Договора, который в силу дополнительного соглашения -- определен как --, отклоняются судом, поскольку установление данного срока не препятствует исполнению решения суда до его истечения.

Суд полагает, что предложенный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, является разумным и не противоречащим общим целям правосудия.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома 1 этап».

Обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя (подрядчика» работ по объекту «Промышленная строительно-эксплуатационная база космодрома 1 этап», заключить договор подряда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18 октября 2019 года.

Председательствующий судья: О.Ю. Осокина