Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Пермь Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лобастовой О.Н.,
при секретаре Собяниной Д.Д.,
с участием представителей истца ФИО7, ФИО6,
представителей ответчика ФИО5, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Нестле Россия» о возложении обязанности произвести индексацию, взыскании заработной платы с учетом разницы в повышении оплаты труда, признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Нестле Россия» о возложении обязанности произвести индексацию, взыскании заработной платы с учетом разницы в повышении оплаты труда, признании действий незаконными.
В заявлении указал, что он работает по трудовому договору по профессии «оператор-грузчик линии в производстве пищевой продукции (ЛППП) 2 разряда» конфетного участка производственной зоны № производственной службы Филиала ООО «Нестле Россия» в г.Пермь.
В конце ДД.ММ.ГГГГ года работодателем было предложено заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении с ДД.ММ.ГГГГ заработной платы.
Размер инфляции по России на истекший год был установлен на уровне <данные изъяты>%, соответственно обязательная индексация заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ года для работников должна была составить как минимум эту величину. Считает, что индексация должна быть на уровень роста потребительских цен по данным Росстата на <данные изъяты>%.
Просит обязать ответчика ООО «Нестле Россия» проиндексировать и выплатить заработную плату истцу согласно индекса потребительских цен на <данные изъяты> % с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а далее на дату вынесения решения суда.
Взыскать с ответчика разницу в повышении оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Признать незаконными действия ООО «Нестле Россия» и виновных должностных лиц в связи с незаконным снижением размера индексации с ДД.ММ.ГГГГ менее индекса инфляции потребительских цен, признать дискриминационными действия в связи с незаконным снижением часовой тарифной ставки, признать незаконными действия ответчика по изменению коллективного договора в одностороннем порядке.
В судебное заседание истец не явился, извещен.
Представители истца исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчика просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, должности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 913-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1707-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2618-О).
Таким образом, нормой ст. 134 ТК РФ установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.
При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Нестле Россия» и ФИО1 заключен трудовой договор № в соответствии с которым последний принят на работу на должность <данные изъяты> линии в производстве пищевой продукции 2 р в производственную службу конфетный цех с часовой тарифной ставкой в размере <данные изъяты> рублей (л.д.11-13).
Приказом ООО «Нестле Россия» № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено произвести с ДД.ММ.ГГГГ индексацию заработных плат работников Компании путем повышения установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ окладов и часовых тарифных ставок по всем должностям на <данные изъяты>% (л.д.16).
Приказом №-Э от ДД.ММ.ГГГГ года во исполнение п.2.9 Положения об оплате труда, с ДД.ММ.ГГГГ ввести в действие Таблицу часовых тарифных ставок (Приложение №), единую сетку категорий оплаты труда, тарифных коэффициентов, часовых тарифных ставок для Производственной службы и Службы логистики (Приложение №), Единую сетку категорий оплаты труда, тарифных коэффициентов, часовых тарифных ставок для рабочих Технической службы (Приложение №) (л.д.19).
Согласно приложения № к приказу, часовая тарифная ставка с ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты> ЛППП 2 разряда составила <данные изъяты> (л.д.20).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено совокупное повышение действующих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года размеров тарифных ставок работников категории «Рабочие профессии» на <данные изъяты>% (с учетом индексации на <данные изъяты>%) на основании дополнительных соглашений к трудовым договором, подписанных между работниками и работодателем. (л.д.69).
Согласно Приложения № к Коллективному договору : Положение об оплате труда, пунктом 2,9 предусмотрено, что в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и обеспечения конкурентно способности заработной платы РФ на рынке труда, работодатель ежегодно с <данные изъяты> производит повышение заработных плат с учетом финансового положения.
Пунктом 2.10 предусмотрено, что пересмотр тарифной ставки допускается в любое время путем внесения изменений в трудовой договор.
Истец просит проиндексировать заработную плату в соответствии с индексами потребительских цен.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу частей первой-второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела, локальными нормативными актами работодателя (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, политика по оплате труда, положение по пересмотру заработных плат работников) установлена система оплаты труда, в соответствии с которой определяется порядок начисления и выплаты заработной платы, ее составляющих частей, условия и порядок компенсационных и стимулирующих выплат, условия, порядок выплаты и размеры доплат и надбавок стимулирующего характера.
С указанными локальными нормативными актами работник был ознакомлен.
Так, системой оплаты труда предусмотрены следующие виды выплат (оплаты труда сотрудников): оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда сотрудника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению); выплаты стимулирующего характера для некоторых должностей на усмотрение компании; другие дополнительные выплаты сверх законодательства Российской Федерации, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя.
Доводы искового заявления о том, что при начислении заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ истцу была снижена часовая тарифная ставка, в связи с чем, истец получал заработную плату меньше, противоречат материалам дела.
В соответствии с частью третьей статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
По смыслу нормативных положений приведенной статьи ТК РФ порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017 год).
Положением по пересмотру заработных плат работников ООО "Нестле Россия", введенное в действие с ДД.ММ.ГГГГ с целью упорядочивания процедуры пересмотра заработных плат работников, установлено, что пересмотр заработной платы состоит из индексации заработной платы - повышения уровня реального содержания заработной платы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; дополнительного увеличения заработных плат работников, происходящего по решению работодателя с учетом требований трудового законодательства, различных факторов и их комбинаций: финансового положения работодателя, ситуации на рынке труда, индивидуального вклада работников в достижение результатов общества и других факторов.
Во исполнение требований статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель производит индексацию заработных плат в порядке, предусмотренном настоящим положением. Индексация заработных плат производится путем повышения окладов/часовых тарифных ставок работников. Работодатель производит индексацию заработных плат с периодичностью 1 раз в 12 месяцев с 1 апреля. Размер индексации заработной платы в текущем году устанавливается приказом по обществу.
В соответствии с указанным положением по пересмотру заработных плат работников работнику ФИО1 производилась индексация заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ (увеличение часовой тарифной ставки на <данные изъяты>%), с ДД.ММ.ГГГГ (увеличение часовой тарифной ставки на <данные изъяты>%) (л.д.73-74).
Работник был уведомлен о датах индексации, размерах индексации ознакомлен путем подписания дополнительных соглашений к трудовому договору, направления работодателем дополнительных соглашений к трудовому договору, извещением работника в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка о составных частях заработной платы.
Как разъяснено в пункте 10 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
Как следует из материалов дела, ФИО1 отказывался подписывать дополнительное соглашение о повышении заработной платы сс ДД.ММ.ГГГГ на 4,5%, включая индексацию 0,5% (путем увеличения часовой тарифной ставки), полагая, что ставка должна быть увеличена на 4,9 %. Работодатель без заключения дополнительного соглашения с работником об увеличении часовой тарифной ставки, не имел права начислять заработную плату в ином размере, большем, чем предусмотрено трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Нестле Россия» и ФИО1. было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ о повышении заработной платы с учетом индексации (л.д.115).
Из материалов дела видно, что работодателем неоднократно предлагалось истцу подписать дополнительное соглашение на увеличение часовой тарифной ставки, однако от подписания такого соглашения истец отказывался. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предложено заключить дополнительное соглашение о повышении заработной платы (л.д.76), уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предложено заключить дополнительное соглашение о повышении заработной платы (л.д.77).
Работодателем на основании расчетных листков истцу произведена выплата разницы в размерах тарифных ставок, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день подписания дополнительного соглашения с учетом ст.236 ТК РФ.
Тем самым, суд не находит основания для удовлетворения заявленных требований истцом о возложении обязанности на работодателя индексации заработной платы из расчета 4,9%, взыскании разницы в повышении оплаты труда.
Доводы представителей истца основаны на неверном толковании норм материального права и состоятельными не являются, поскольку действующее трудовое законодательство не содержит императивных правил в отношении обязанности работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить индексацию заработной платы, основываясь на индексах потребительских цен. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Таким образом, трудовым законодательством не установлены требования к механизму индексации, в связи с чем, работодатель вправе самостоятельно избрать критерии для проведения индексации.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Требования истца о возмещении морального вреда в размере <данные изъяты> также не подлежат удовлетворению, поскольку судом не установлено виновных действий работодателя, истец сам уклонялся от заключения и подписания дополнительного соглашения, судом неправомерных действий работодателя не установлено.
Требования истца о признании дискриминационными действий работодателя в связи с незаконным снижением часовой тарифной ставки, удовлетворению не подлежат. В судебном заседании не установлено наличие дискриминационных действий со стороны работодателя, часовая тарифная ставка приказами по обществу не снижалась, доказательств иного не представлено суду.
Требования о признании незаконными действий работодателя об изменении коллективного договора в одностороннем порядке также не подлежат удовлетворению.
Истец ссылается на то, что коллективный договор был изменен в одностороннем порядке путем установления новых часовых тарифных ставок, содержащихся в Единых сетках категорий оплаты труда в Приложениях №
Как следует из коллективного договора, Приложения № : Положение об оплате труда, пунктом 2.10 предусмотрено, что пересмотр тарифной ставки (оклада) допускается в любое время путем внесения изменений в трудовой договор.
В данном случае, исходя из буквального толкования, коллективным договором предусмотрено изменение тарифной ставки путём заключения дополнительных соглашений. Работодателем в этой части коллективный договор не изменялся, незаконности в действиях работодателя не усматривается.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Нестле Россия» о возложении обязанности произвести индексацию, взыскании заработной платы с учетом разницы, признании действий незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.02.2022 года.