Дело № 2а-4913/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2018 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Артемовой О.А.,
при секретаре Старостиной М.Д.,
при участии представителя административного ответчика Чепкасовой А.М. по доверенности от 23.12.2014г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю к Апкину Р. Р. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю обратилась в суд с иском к Апкину Р.Р. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что Апкину Р.Р. признается плательщиком земельного налога. Налогоплательщику начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ, в за ДД.ММ.ГГГГ и связи с уточнением сведений по объектам имущества, находящимся в собственности Апкина Р.Р., срок уплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, направлено: налоговое уведомление № об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме -СУММА1- со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщик не уплатил в срок налог и ему начислены пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере -СУММА2-Апкину Р.Р. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок задолженность по налогу не уплачена. 05.04.2018 мировым судьей судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отменен судебного приказа № 2а-608/8-2018. Задолженность не уплачена.
Истец просит взыскать с Апкина Р.Р. задолженность по имущественным налогам физических лиц в общей сумме 152 264 руб. в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 151 722 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек и судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Позже истец уточнил свои требования, учел сумму налога, уплаченную ответчиком в размере -СУММА3- и просит взыскать с Апкина Р.Р. задолженность по имущественным налогам физических лиц в общей сумме 130 556 рублей 40 копеек, в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 130 014 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек, судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил свои возражения на административное исковое заявление. Из возражения следует, что Апкин Р.Р. не согласен с требованиями по следующим основаниям. Земельные участки, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат Апкину Р.Р. на праве долевой собственности ?; земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат Апкину Р.Р. на праве собственности. Участки имеют категорию-земли сельскохозяйственного назначения. До ДД.ММ.ГГГГ имели вид разрешенного использования –для садоводства. С ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена информация о смене вида разрешенного использования вместо «садоводства» на «для сельскохозяйственного производства», за исключением земельного участка с кадастровым номером № С изменением вида разрешенного использования изменилась кадастровая стоимость указанных земельных участков и вместо -СУММА4- стала -СУММА5-, за исключением: земельного участка с кадастровым номером № у которого кадастровая стоимость осталась в размере -СУММА6-; земельного участка с кадастровым номером № у которого кадастровая стоимость осталась в размере -СУММА7- После изменения кадастровой стоимости Апкин Р.Р. обращался в налоговый орган за перерасчетом суммы налога, однако ему было отказано в перерасчете. Полагает, что земельный налог следует рассчитать в следующем порядке: по земельному участку с кадастровым номером № за 3 полных месяца в ДД.ММ.ГГГГ-СУММА4- *1/2 доли*0,30%/12 месяцев*3 месяца= -СУММА8-, за следующие 9 месяцев -СУММА5-.*1/2 доли*0,30%/12 месяцев*9 месяцев= -СУММА9- и всего сумма налога составит -СУММА10- Аналогично следует рассчитать сумму налога по земельным участкам: с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, № По земельному участку с кадастровым номером № без изменения сумма налога составит -СУММА11-, у земельного участка с кадастровым номером № без изменения сумма налога составит -СУММА12- Полагает, что за ДД.ММ.ГГГГ сумма налога составит 21 708 руб., представил квитанции об уплате данной суммы ДД.ММ.ГГГГ. По уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ налог был уплачен, но документы не сохранились. Полагает, что позиция административного ответчика изложена в ст. 396 НК РФ и поскольку измелилась кадастровая стоимость земельных участков, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ следует пересчитать и учесть уплаченную сумму налога. В связи с чем полагает, что задолженности по налога не имеет и просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика Чепкасова А.М. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, поддерживает доводы Апкина Р.Р. изложенные в возражениях и просит суд отказать в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального Закона от 09.12.1991 № 2003-1, исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из п.1,2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что Апкин Р.Р. является плательщиком, земельного налога.
Апкин Р.Р. имеет в собственности земельные участки: с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположенные по адресу: <адрес> на праве долевой собственности ?; земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные по адресу: <адрес> на праве собственности.
Участки имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения. Имели вид разрешенного использования –для садоводства.
Налоговым органом налогоплательщику начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ, в за ДД.ММ.ГГГГ и связи с уточнением сведений по объектам имущества, находящимся в собственности Апкина Р.Р., срок уплаты налога за ДД.ММ.ГГГГ перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, направлено: налоговое уведомление № об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в сумме -СУММА1- со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет произведен исходя из кадастровой стоимости -СУММА4- по земельным участкам с кадастровыми номерами №№, №, №, №, №, №, №, №
По земельному участку с кадастровым номером № исходя из кадастровой стоимости -СУММА6-, у земельного участка с кадастровым номером № исходя из кадастровой стоимости -СУММА7-
Налогоплательщик не уплатил в срок налог и ему начислены пени за ДД.ММ.ГГГГ в размере -СУММА2-
Апкину Р.Р. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере -СУММА1-, пени по земельному налогу в размере -СУММА2-
В установленный срок задолженность по налогу не уплачена.
По заявлению налогового органа мировой судья судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми 01.03.2018 вынес судебный приказ № 2а-608/8-2018 о взыскании с Апкина Р.Р. задолженности по налогам в общей сумме -СУММА13-
05.04.2018 мировым судьей судебного участка № 8 Свердловского судебного района г. Перми вынесено определение об отменене судебного приказа № 2а-608/8-2018, в связи с поступлением от Апкина Р.Р. возражений по судебному приказу.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, у Апкина Р.Р. имеется задолженность по имущественным налогам в сумме -СУММА14-, в том числе: по земельному налогу в размере -СУММА15-, пени по земельному налогу в размере -СУММА2-, данная сумма должником в добровольном порядке не уплачена.
Требования истца о взыскании с Апкина Р.Р. недоимки по земельному налогу в размере -СУММА15-, пени по земельному налогу в размере -СУММА2- подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ). Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В свою очередь, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в Письме Минфина России от 17 августа 2015 года N 03-05-05-02/47450 изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде.
В соответствии с письмом Минфина России от 14.04.2017 N 03-05-04-02/22593 и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О с разъяснениями о расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, изменение кадастровой стоимости, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по налогу (статья 391 НК РФ).
Административным ответчиком представлены кадастровые выписки о земельном участке на ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что по земельным участкам с кадастровыми номерами №№, №, №, №, №, №, №, № категория земель - «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «поля и участки для выращивания сельхоз продукции» кадастровая стоимость -СУММА5-
Таким образом, изменение разрешенного использования земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету при определении его кадастровой стоимости и ставки земельного налога только в ДД.ММ.ГГГГ Расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГАпкину Р.Р. произведено верно.
Доводы Апкина Р.Р. о том, что в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Арбитражного суда РФ от 06.11.2012 № 7701/12, при отсутствии в налоговом кодексе нормы регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из изменения вида разрешенного использования не состоятельны.
В силу прямого указания закона, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному ответчику Апкину Р.Р. изменена не по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, и не по решению суда, а также в силу правовых положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 НК РФ, измененная в марте 2014 года, то есть в течение налогового периода кадастровая стоимость спорного земельного участка не может учитываться при определении налоговой базы в налоговом периоде 2016 года.
Ссылки административного ответчик на положения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ не состоятельны в силу следующего.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости".
Однако указанные дополнения согласно ч. 4 ст. 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (ДД.ММ.ГГГГ) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В требовании № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты определен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о вынесении судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, ДД.ММ.ГГГГ направлено административное исковое заявление в суд. Таким образом, нарушений сроков обращения в суд не установлено.
На основании изложенного, с учетом требований закона суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому края о взыскании с Апкина Р. Р.ДД.ММ.ГГГГ рождения, задолженности в сумме -СУММА14-, в том числе: недоимку по земельному налогу в размере -СУММА15-, пени по земельному налогу в размере -СУММА2-
Так, в соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6 статьи 106 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).
Административным истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов в сумме -СУММА16-, которые являются почтовыми издержками.
Даная сумма почтовых издержек является разумной, поскольку Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому посредством почтовой связи, направил в административному истцу административные исковые заявления, связь между понесенными административным истцом издержками и делом установлена, на основании имеющихся в материалах дела реестра отправления почтовых отправлений и уведомления о вручении.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по административному делу не имеется.
Статья 333.19 НК Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд был освобожден от уплаты госпошлины, на основании п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3 811 руб. 11 копеек, в соответствии со ст.114 КАС РФ. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Апкина Р. Р.ДД.ММ.ГГГГ рождения, в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю задолженность в сумме 130 556 рублей 40 копеек, в том числе: недоимку по земельному налогу в размере 130 014 руб., пени по земельному налогу в размере 542 руб. 40 копеек, судебные расходы в размере 57 руб. 23 копейки.
Взыскать с Апкина Р. Р.ДД.ММ.ГГГГ рождения государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3 811 руб. 11 копеек.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2018 года.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья: О.А. Артемова