Дело № 12-266 22.04.2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.
при секретаре Мингараевой Ю.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми в помещении суда по адресу: ул. Г. Хасана д.6, административное дело по жалобе директора МАУК г. Перми «Городское концертное объединение» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО1 № от 12.03.2014г.
у с т а н о в и л:
постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Пермском крае от 12.03.2014г. должностное лицо МАУК г. Перми «Городское концертное объединение» директор ФИО2 был признан виновным за то, что в период проведения внеплановой проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. выявлено, он, как работодатель, в нарушение требований ст. 135 ч. 2, 57 ч. 2 Трудового кодекса Российской Федерации не включил в положение об оплате труда и материальном стимулировании, и в трудовые договора положение о стимулирующих выплатах, которые предусмотрены положением об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений в сфере культуры, молодежной политики муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры города Перми», а именно: персональная, за категорию учреждения, за профессиональное мастерство, за категорию должности, в связи с изменениями внесенными в положение; в нарушение требований ст.153 ч.3 Трудового кодекса Российской Федерации, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни другой день отдыха предоставляется работникам на основании приказа без учета их желания, а именно: за работу в нерабочий праздничный день 4.01.2014г. артистам ансамбля «<данные изъяты>» объявлен день отдыха 10.01.2014г., за работу 7.01.2014г. и 8.01.2014г. артистам ансамбля «<данные изъяты>» объявлены дни отдыха 10.01.2014г. и 13.01.2014г. приказом № от ДД.ММ.ГГГГ., т.е. должностным лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 руб.
ФИО2, не согласившись с постановлением, подал жалобу, в которой просит постановление отменить и прекратить данное дело в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Свою просьбу мотивирует тем, что он не допустил нарушений требований постановления администрации г. Перми от 20.10.2009г. № 698, которым установлена система оплаты труда и стимулирующие выплаты работникам объединения. Поскольку фонд стимулирующих выплат зависит от фонда оплаты труда, то в положении и трудовых договорах были указаны те выплаты, которые учреждение может произвести, при этом действовавшее в учреждении положение об оплате труда и иных стимулирующих выплатах улучшало положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства. Также не было учтено, что работники учреждения работают по графику гибкого рабочего времени, о чем в каждом трудовом договоре указано. Поэтому он, привлекая работников к работе по графику, не допускает нарушения их прав, поскольку сразу же предоставляет им другой день отдыха, с учетом специфики их работы. Следовательно, издание приказа № от ДД.ММ.ГГГГ не находится в противоречии с требованиями закона. В установленных проверкой фактах не имеется противоправности деяний, поэтому он, как руководитель, не может быть привлечен к ответственности. В случае же привлечения его к ответственности должны быть учтены конкретные обстоятельства дела – особенность организации труда в учреждении, финансовое положение учреждения, стремление учреждения не ухудшить положение работников назначением надбавок и стимулирующих выплат. Вопрос о применении ст. 2.9 КоАП Российской Федерации должностным лицом не исследовался.
В суд ФИО2 не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном законом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судья,, изучив материалы административного дела к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ. государственной инспекции труда в Пермском крае, приходит к следующему:
Согласно ст. 5.27 ч.1 КоАП Российской Федерации, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Из требований ст. 57 ч.2 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Статья 135 ч.2 ТК Российской Федерации устанавливает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно требованиям ст. 153 ч.3 ТК Российской Федерации, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Исходя из требований ст. 2.1 ч.2 КоАП Российской Федерации следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствие с требованиями ст. 4.5 ч.1 КоАП Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
П.1.1. Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений в сфере культуры, молодежной политики и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры города Перми (далее - Положение), утверждено постановлением Администрации г. Перми от 20.10.2009 N 698 (ред. от 24.02.2014),
разработано в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Пермской городской Думы от 22.09.2009 N 209 "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Перми" (его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2014г.).
П.1.2. Положение распространяется на муниципальные учреждения в сфере культуры, молодежной политики и образовательные учреждения дополнительного образования детей, находящиеся в ведении департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми, территориальных органов администрации города Перми, за исключением муниципальных учреждений культуры города Перми, осуществляющих театральную деятельность (далее - учреждения).
П.1.4. Положение устанавливает порядок формирования и структуру фонда оплаты труда, перечень, размеры, порядок и условия определения базовой части фонда оплаты труда и стимулирующих выплат работникам и руководителям учреждений.
П.3. – Фонд оплаты труда (ФОТ) состоит из базовой и стимулирующей частей.
П.2.5. - Стимулирующая часть ФОТ направлена на повышение мотивации работников к повышению качества труда посредством обеспечения взаимосвязи между результатами этого труда, квалификацией работника и оплатой труда работника, включает доплаты, надбавки, премии, стимулирующие выплаты.
П.3.2. Выплаты, осуществляемые из стимулирующей части ФОТ.
П.3.2.1. Стимулирующие выплаты устанавливаются в виде:
3.2.1.1. Доплат:
персональной,
за категорию учреждения,
за профессиональное мастерство,
за категорию должности.
П.3.2.1.2. Надбавок за:
интенсивность работы,
выслугу лет,
квалификацию и качество.
П.3.2.1.3. Премий.
П.3.2.4. Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего текущего финансового года и планового периода.
П.3.2.5. Персональная доплата может устанавливаться с применением персонального повышающего коэффициента к окладу с учетом уровня профессиональной подготовки работника, сложности, значимости выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности, других качественных характеристик должности. Решение об установлении персональной надбавки к окладу и размерах повышающего коэффициента принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Размер повышающего коэффициента не может быть более 3,0.
П.3.2.6. Доплата за категорию учреждения с применением повышающего коэффициента к окладу может устанавливаться в зависимости от соответствия учреждения определенной категории учреждений. Категории учреждений и размеры повышающего коэффициента устанавливаются:
муниципальные учреждения культуры с годовым объемом доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности свыше 10 млн. руб. - 0,2,
муниципальные учреждения культуры с годовым объемом доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности свыше 2,5-10 млн. руб. - 0,15,
муниципальные учреждения культуры с годовым объемом доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности свыше 1,5-2,5 млн. руб. - 0,1,
муниципальные учреждения культуры с годовым объемом доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,7-1,5 млн. руб. - 0,05.
П.3.2.7. Доплата за профессиональное мастерство устанавливается с применением повышающего коэффициента к окладу с целью стимулирования работников, в том числе артистического и художественного персонала, к раскрытию их творческого потенциала, профессиональному росту. Размеры повышающего коэффициента устанавливаются от квалификационной категории (уровня), присвоенной за профессиональное мастерство работнику по результатам тарификации или аттестации комиссией учредителя учреждения:
ведущий - 0,20,
высшей категории - 0,15,
первой категории - 0,10,
второй категории - 0,05.
П.3.2.8. Категория должности устанавливается правовым актом учредителя учреждения. Доплата за категорию должности устанавливается с применением повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности всем работникам, занимающим должности служащих, предусматривающие должностное категорирование. Устанавливаются размеры повышающих коэффициентов за категорию должности, присвоенную работнику в установленном порядке учреждением по результатам тарификации:
главный - 0,25,
ведущий - 0,2,
высшей категории - 0,15,
первой категории - 0,1,
второй категории - 0,05,
третьей категории - 0,03.
П.3.2.9. Размер надбавок может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу или тарифной ставке работника.
П.3.2.10. Надбавка за интенсивность может устанавливаться на срок не более одного года, по истечении которого может быть сохранена на следующий период, изменена или отменена, следующим работникам:
П.3.2.10.1. Художественного, артистического персонала учреждения - в зависимости от степени их участия в подготовке репертуара, новой программы, нового спектакля и так далее.
П.3.2.10.2. Иным служащим - в случае, если оплата труда по должности производится из утвержденных окладов - за эффективное участие в выполнении муниципального задания, а также за организацию и проведение мероприятий учреждения, не предусмотренных в составе муниципального задания.
П.3.2.10.3. Максимальный размер надбавки не может превышать 500% оклада или базовой части месячной оплаты работника.
П.3.2.11. Надбавка за выслугу лет устанавливается работникам за трудовой стаж в учреждениях культуры и искусства, молодежной политики и образовательных учреждениях дополнительного образования детей в следующих размерах (в процентах оклада или тарифной ставки работника):
при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - 10%,
при выслуге лет от 10 до 15 лет - 20%,
при выслуге лет свыше 15 лет - 30%.
П.3.2.12. Надбавка за квалификацию и качество устанавливается работникам, которым присвоена ученая степень, почетное звание по профессиональной деятельности, связанной с занимаемой должностью.
П.3.2.13. Надбавка за квалификацию устанавливается в следующих размерах:
15% оклада - за ученую степень кандидата наук (с момента принятия решения о выдаче диплома) или почетные звания "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный архитектор Российской Федерации", "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" или награждение Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры,
25% оклада - за ученую степень доктора наук (с момента принятия решения о выдаче диплома) или почетные звания "Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федерации".
П.3.2.15. Установление стимулирующих выплат осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах объема бюджетных средств на ФОТ на текущий финансовый год, плановый период.
П.3.2.16. Работникам выплачиваются премии в соответствии с разделом 8 настоящего Положения.
В суде исследованными доказательствами установлено, что постановлением государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Пермском крае от 12.03.2014г. ФИО2 был привлечен к ответственности за допущенные нарушения, связанные с невнесением изменений в положение об оплате труда и стимулирующих выплатах, и в трудовые договора с работниками, в связи с изменениями, внесенными в положение об отраслевой системе оплаты труда, действующими в г. Перми, а также за предоставление других дней отдыха работникам за работы в выходные и нерабочие праздничные дни в январе 2014г. без их согласия.
Из исследованных доказательств – протокола об административном правонарушении (л.д.9 - 10) в деле государственной инспекции труда), письменных объяснений (л.д. 11-12), акта проверки учреждения (л.д. 14), распоряжения о проверке (л.д. 17-18), штатного расписания на 2013, 2014 г.г. (л.д.29-30), копии трудовых договоров с дополнительными соглашениями (л.д.41-55), копии приказа № 149-к от 30.12.2013г. (л.д. 162), положения об оплате труда и материальном стимулировании (премировании) работников МАУК г. Перми « Городское концертное объединение» (л.д. 17-19) следует, что, действительно, с 1.01.2014г. был изменен нормативный муниципальный акт, которым установлены системы оплаты труда и стимулирующие выплаты работников в сфере культуры, которые применяются с 1.01.2014г. Но из текста положения об оплате труда и трудовых договоров между работниками и МАУК г. Перми «ГКО» следует, что на день начала проверки ДД.ММ.ГГГГ в данное положение и трудовые договора не были внесены изменения, касающиеся стимулирующих выплат, которые установлены отраслевыми правилами. Согласно дополнительным соглашениям к трудовым договорам эти изменения были внесены только в часть договоров ДД.ММ.ГГГГ., в часть трудовых договоров и в положение изменения на день проверки не были внесены.
Из копии приказа № видно, что нерабочие праздничные дни 4.01.2014г., 7.01.2014г. и 8.01.2014г., установленные ст. 122 Трудовым кодексом Российской Федерацией, данным приказом были объявлены для работников учреждения рабочими днями, при этом этим же приказом без согласия работников им были предоставлены другие дни отдыха.
Доводы жалобы о том, что эти дни являлись для артистов рабочими дня в связи с графиком работы на январь 2014г. с учетом специфики их работы, с предоставлением выходных дней по графику работы, согласно трудовым договорам, исследованными доказательствами не подтверждаются. В материалах дела отсутствуют какие - либо доказательства, подтверждающие, что утвержденным графиком работы для артистов учреждения, 4.01., 7.01., 8.01.2014г. являлись рабочими дня в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, которое учитывают как суммированное рабочее время в течение месяца, а дни 10.01. и 13.01.2014г. являлись обычными днями отдыха, а не компенсированными днями отдыха в связи с работой в нерабочие праздничные дни.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что исследованными доказательствами подтверждаются допущенные учреждением нарушения требований трудового законодательства.
Доводы жалобы о том, что в действиях руководителя нет противоправных действий, он действовал в соответствие с действующим законодательством, не влекут отмену постановления, поскольку опровергаются исследованными доказательствами.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении дела не были учтены особенности предмета деятельности учреждения, характер правонарушению, финансовое положение учреждения, и не обсуждался вопрос о применении требований ст. 2.9 КоАП Российской Федерации, не влекут отмену постановления, поскольку указанные им обстоятельства являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но они не означают малозначительность допущенного нарушения трудовых прав работников учреждения.
Согласно исследованным доказательствам следует, что ФИО2, как руководителем, устранены не все допущенные нарушения, указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности на день рассмотрения жалобы.
Нарушение требований материального и процессуального закона, которые влекут отмену постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление должностного лица не подлежит отмене по доводам жалобы, оно вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП Российской Федерации.
Постановление вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10, 26.1 КоАП Российской Федерации, является законным, обоснованным, с указанием мотивов принятого решения. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП Российской Федерации. Выводы должностного лица о том, что в действиях ФИО2 имеется состав административного правонарушения, надлежащим образом мотивированы, сделаны на основании исследованных доказательств. Действия должностного лица были правильно квалифицированы по ст. 5.27 ч.1 КоАП Российской Федерации, наказание ФИО2 назначено с учетом требований ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП Российской Федерации в пределах санкции, предусмотренной данной статьей.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 1 КоАП Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л А :
Постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Пермском крае № от 12.03.2014г. в отношении директора МАУК г. Перми «Городское концертное объединение» ФИО2 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней со дня получения копии решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: