НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край) от 02.02.2016 № 12-11/2016

Дело № 12 – 1534/2015

Р Е Ш Е Н И Е

02 февраля 2016 года г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Бауэр О.Г.,

при секретаре Сырова О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Чавкина А. В., директора ООО «Фартуна» на постановление и.о начальника ИФНС России по Свердловскому району г.Перми ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ., и представление и.о начальника ИФНС России по Свердловскому району г.Перми ФИО1 от 15.10.2015г.,

у с т а н о в и л:

Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГЧавкин А.В., как директор ООО «Фортуна», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 27 мин. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Свердловскому район г.Перми проведена проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес>, где осуществляет свою деятельность ООО «Фортуна». В ходе проведения проверки установлено и зафиксировано противоправное виновное деяние ООО «Фортуна», в лице генерального директора Чавкина А.В., выразившееся в неприменении контрольно-кассовой техники при оказании услуг по заключению с участниками азартных игр, при выдаче из кассы букмекерской конторы денежных средств (выплата выигрыша) ФИО3 на сумму -СУММА2-, по поставленной им ставке в сумме -СУММА1-, согласно распоряжению ООО «Фортуна» от ДД.ММ.ГГГГ. , тем самым нарушило требования п. 1 ст.2, п.1 ст.5 Федерального закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

ДД.ММ.ГГГГЧавкиным А.В. на указанное постановление и представление в Свердловский районный суд г.Перми направлена жалоба, срок обжалования не пропущен.

В жалобе Чавкин А.В. просит постановление и представление отменить, указывает, что если рассматривать деятельность по организации и проведению азартных игр с точки зрения гражданско-правовых правоотношений, то проведение игр и пари является одним из видов гражданско-правовых договоров, правовое регулирование которого закреплено в главе 58 ГК РФ. Таким образом, услугой, при оказании которой, возникает обязанность применять ККМ, является организация проведения пари. Договор считается заключенным в момент приема денежных средств в обмен на знаки игорного заведения (фишки, жетоны, карточки, квитанции). Клиенту выдается кассовый чек ККМ в момент заключения договора. При этом следует различать применение ККМ, например, при приеме металлолома, в котором данный договор является самостоятельным и оконченным в момент совершения товарно-денежного обращения, от выплаты выигрыша, которая, не является самостоятельной гражданско-правовой сделкой (договором), а является исполнением ранее заключенного договора (пари).

С точки зрения лицензионных правоотношений, деятельность по организации и проведению азартных игр является лицензирующим видом деятельности, регулируется специальными нормами, требующим соблюдения лицензионных требований. Перечень требований является исчерпывающем, и не включает в себя Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники. Порядок ведения кассовых операций регулируется Указанием банка России. В соответствии с данным Указанием, прием наличных денег юридическим лицом, проводится по приходным кассовым ордерам. При проведении юридическим лицом, кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег. Порядок выдачи наличных денег, регламентирует выдачу наличных денежных средств по расходным кассовым ордерам, и не содержит положений о возможности применения ККТ при осуществлении выплат. Представлением от ДД.ММ.ГГГГ. административный орган предложил заявителю в течение месяца принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. С учетом вышеуказанных мер, изложенных в обжалуемом представлении, данный документ, по сути не является тем документом, который выносится в порядке ст. 29.13 КоАП РФ, поскольку перечисленные и предложенные для исполнения меры не направлены на устранение причин и условий, способствовавших совершению обществом правонарушения, равно как и отсутствует в данном документе указание на конкретные причины и условия, на устранение которых направлено его действие; формулировка таких мер как «Устранить нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки» является неопределенной, что обуславливает их фактическую неисполнимость.

В судебное заседание Чавкин А.В. не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП Российской Федерации.

Изучив материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в 15 час. 27 мин., проведена проверка соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, субъектов предпринимательства, осуществляющих за наличный расчет реализацию товаров, работ, услуг, расположенных на территории <адрес>.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: <адрес>, где осуществляет свою деятельность ООО «Фортуна» не применена контрольно-кассовая техника модели , заводской номер при выдаче денежных средств (выплата выигрыша) ФИО3 на сумму -СУММА2-.

В соответствии с объяснением ФИО2ДД.ММ.ГГГГ при выплате выигрыша в размере 23 рубля заполнила и выдала расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ чек с контрольно- кассовой техникой не выдавала, не отбила при выплате. Чеки отбиваются и выдаются при постановке ставки, вместе с распоряжением о ставке.

В материалах дела имеется копия расходно-кассового ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ООО «Фортуна» директором которого является Чавкин А.В., в пункте приема ставок букмекерской конторы и тотализатора <адрес>, применяет контрольно-кассовую технику , которая фактически применяется Обществом.

Согласно Протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. в 15 час. 27 мин. В пункте приема ставок букмекерской конторы и тотализатора по адресу: <адрес>, установлено фактическое неприменение контрольно-кассовой техники за выдачу выигрыша ФИО3 в сумме выигрыша 23 рубля по поставленной им ставке -СУММА1-, согласно распоряжению ООО «Фортуна» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон N 244-ФЗ в части определения понятия «игорный бизнес» и «деятельность по организации и проведению азартных игр».

Так, в частности, в абзаце втором статьи 364 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие игорного бизнеса - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Пунктом 6 статьи 4 Закона N 244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры».

Согласно указанным изменениям в законодательстве деятельность по организации и проведению азартных игр с ДД.ММ.ГГГГ приравнены к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Закона N 54-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Оспариваемым постановлением заявителю вменено неприменение ККТ при выдаче денежных средств (выплате выигрыша). При этом из смысла оспариваемого постановления следует, что налоговый орган выплату выигрыша по результатам пари признает осуществлением организатором азартных игр наличных денежных расчетов при оказании услуг, ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2005 N 222-О, согласно которому применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

Между тем, из норм законодательства о применении ККТ, о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр обязанность организаторов азартных игр при выдаче денежных средств в качестве выплаты выигрыша применять ККТ не вытекает.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 244-ФЗ выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. То есть, выигрыш не гарантирован, а обусловлен наступлением определенного результата азартной игры. При этом выигрыш не обязательно должен и может быть только в виде денежных средств. Выигрыш может быть выплачен иным имуществом, в том числе, передачей имущественных прав.

По смыслу Закона N 54-ФЗ обязанность применения ККТ всех организаций и индивидуальных предпринимателей наступает только при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг, то есть при одновременном наличии двух условий: денежные расчеты при оказании услуг.

В силу статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Между тем, выплата выигрыша организатором игры участнику игры, пусть даже в виде денежных средств, не является оплатой услуги, хотя бы потому, что участник игры услуги не оказывает.

В целях Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. То есть, услуга, оказываемая организатором азартных игр, выражается именно в заключении с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше, что исключает из "состава" услуги обязанность выплаты выигрыша в любом случае.

Таким образом, выплата выигрыша организатором азартных игр сама по себе услугой не является и к денежному расчету не относится, что исключает обязанность применения организаторами азартных игр в обязательном порядке ККТ.

В данном случае, согласно положениям главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения для организаторов азартных игр в букмекерской конторе является процессинговый центр букмекерской конторы и пункт приема ставок букмекерской конторы (статья 366). При этом, статьей 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлены фиксированные ставки по налогу на игорный бизнес в зависимости от объекта налогообложения, а потому размер налога подлежащего уплате организатором азартных игр в букмекерской конторе не зависит от величины его дохода (прибыли), то есть размер налога, подлежащего уплате не зависит от налоговой базы и результатов деятельности по организации азартных игр.

Внесение в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительной статьи 214.7 "Особенности определения налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе", согласно которой при определении налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе, учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе (пункт 1), о необходимости применения организатором азартных игр ККТ при выдаче им выигрышей участникам игр не свидетельствует. Указанная статья, пунктом 2 которой установлено, что указанные в настоящей статье суммы выигрышей подлежат налогообложению у источника выплат, в совокупности со статьей 6.1 Закона N 244-ФЗ, предполагает персональный учет участников игр и размеров их выигрышей, что простым применением ККТ не может быть достигнуто. Выдача наличных денег путем оформления расходных кассовых ордеров с последующим внесением данных в главную книгу, предусмотренная Порядком ведения кассовых операций, суду представляется более правильным ведением учета поступления и выдачи наличных денежных средств при организации азартных игр, поскольку расходный кассовый ордер, кроме суммы выданных денег, содержит такие данные, как фамилия, имя, отчество, паспортные данные, получившего денежные средства лица.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ в Закон N 244-ФЗ введена новая дополнительная статья 6.1 "Требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр". Однако, изложенные в указанной статье требования, сводящиеся к учету и фиксации участников азартных игр, и другие статьи закона, где изложены требования к игорным заведениям, не содержат требований об обязательном применении организаторами ККТ при приеме ставок и выплате выигрышей.

Следует отметить, что в содержании указанных в Законе N 244-ФЗ определениях понятий, используемых только в целях федерального закона, регулирующего организацию и проведение азартных игр, также содержатся нормы, позволяющие определить порядок и условия применения ККТ организаторами азартных игр при приеме ставок и выплате выигрышей.

Так, согласно пункту 19 статьи 4 Закона N 244-ФЗ касса букмекерской конторы - часть пункта приема ставок букмекерской конторы, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, выплачивает выигрыши. Как видно, законодатель место приема ставок и выплаты выигрышей называет кассой букмекерской конторы, и прием ставок и выплату выигрышей не связывает с применением какого-либо оборудования.

Согласно пункту 21 той же статьи 4 Закона N 244-ФЗ касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции. В данном же случае, осуществление операций с денежными средствами законодатель связал со специальным оборудованием, под которым подразумевается, вероятно, контрольно-кассовая техника, поскольку часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы называется процессинговым центром букмекерской конторы (пункт 25 статьи 4).

Следовательно, между действиями по приему ставок от участников азартных игр, выплате выигрышей и между операциями с денежными средствами с использованием специального оборудования в Законе N 244-ФЗ проведено четкое различие, позволяющее сделать вывод о том, что применение ККТ обязательно только при денежных расчетах в части оплаты стоимости самой услуги по организации азартных игр, а не в части выдачи выигрышей.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, в действиях Чавкина А.В. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов административного дела в их взаимосвязи с положениями действующего законодательства не усматривается.

Ссылка в оспариваемом постановлении на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 12.09.2013 N 03-01-15/37750 является необоснованной, поскольку данное письмо содержит лишь указания об обязанности организаторов азартных игр осуществлять денежные расчеты с применением ККТ при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с ДД.ММ.ГГГГ, а разъяснений о порядке и условиях применения ККТ организаторами азартных игр не содержит. Более того, указанное письмо не относится к актам нормативно-правового регулирования.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, постановление и.о. начальника ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , не может быть признано законными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом также установлено, что в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ инспекцией в отношении Чавкина А.В.ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5. КоАП РФ, в соответствии с которым Чавкину А.В. предписано устранить причины и условия, способствующие совершению правонарушения, о принятых мерах сообщить в налоговый орган в течение месяца со дня получения представления.

Так как представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушению, вынесено административным органом во исполнение постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признанного незаконным и отменено, оспариваемое представление также следует признать незаконным и отменить.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление и представление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Чавкина А. В. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Чавкина А. В. прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение в течение 10 дней со дня получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья О.Г.Бауэр