ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2016 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Разумных Н.М.
при секретаре Самардак Л.В.
с участием помощника прокурора по Октябрьскому району г. Красноярска Скоробогатовой О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска, действующего в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности применять контрольно–кассовую технику и прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной продукции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска, действующий в интересах Российской Федерации лиц обратился в суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности применять контрольно–кассовую технику и прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной продукции.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска в рамках осуществления надзора за исполнением налогового законодательства, законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, задания прокуратуры Красноярского края от.27.01.2015 № 69-11-2015 «Об организации проверок состояния законности при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности», в период с 29.10.2015 года по 14.12.2015 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 принадлежат следующие нежилые помещения, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям (павильоны, магазины), расположенные на территории Октябрьского района г.Красноярска: павильон «Продукты», расположенный по адресу: <адрес>, магазин «Наира», расположенный по адресу: <адрес>, магазин «Юность», расположенный по адресу: <адрес>, магазин «Хозтовары-Продукты», расположенный по адресу: <адрес>, павильон «Агат», расположенный по адресу: <...>. Также в ходе проверки установлено, что согласно данных ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска, ИП ФИО1 не является плательщиком единого налога на вмененный доход и налогоплательшиком, применяющим патентную систему налогообложения, следовательно при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт обязан применять контрольно–кассовую технику.
Кроме этого, в ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 в магазинах, павильонах, расположенных по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>Г, осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. По результатам, проведенных ИФНС России в <адрес> проверок ИП ФИО1 неоднократно привлекался к административной ответственности, за совершение правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Однако, ИП ФИО1 требования ИФНС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г.Красноярска, Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не соблюдаются. До настоящего времени, ИП ФИО1, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт с покупателями, не использует контрольно-кассовую технику, продолжает розничную реализацию алкогольной продукции без лицензии на право розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска просит возложить на ИП ФИО1 обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в помещении магазинов, павильонов, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, <адрес>.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Скоробогатова О.Л. в судебном заседании требования подержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства в ответчика.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель третьего лица ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска не явился о времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом и своевременно, причину не явки суду не сообщил.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ, против чего представитель истца не возражает.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав прокурора, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно п. 12 ст. 4 данного Федерального закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В силу ч. 3 ст. 8 названного Федерального закона после 01.04.2010 года прием платежей без применения контрольно–кассовой техники не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года №54 –ФЗ «О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» обязанность применения контрольно–кассовой техники при осуществлении расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2009 года №103-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки; обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию; производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Абзацем 3 п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 15.06.2011 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Красноярскому краю (л.д. 53-54).
В соответствии с актом проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения от 10.08.2015 года № сотрудником ИФНС Октябрьского района г.Красноярска произведена проверка павильона «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в не применении контрольно–кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Покупатель ФИО5 купил бутылку вина 0,75 литра «Псыхапно» стоимостью 325 руб. При расчете с покупателем продавец ФИО6 наличные денежные средства в размере 325 руб. от покупателя приняла, товар покупателю подала. По требованию покупателя продавец ФИО6 не выписала документ подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар. Контрольно-кассовая техника в павильоне отсутствует (л.д. 9-13).
Постановлением от 01.09.2015 года №ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 8).
В соответствии с актом проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения от 30.03.2015 года № сотрудником ИФНС Октябрьского района г.Красноярска произведена проверка магазина «Наира», расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в не применении контрольно–кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Покупатель ФИО7 купил бутылку водки 0,5 литра «Талка» стоимостью 360 руб. При расчете с покупателем продавец ФИО8 наличные денежные средства в размере 500 руб. от покупателя приняла, товар покупателю вместе со сдачей в размере 140 руб. подала. По требованию покупателя продавец ФИО8 не выписала документ подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар. Контрольно-кассовая техника в магазине отсутствует (л.д. 16-21).
Постановлением от 28.04.2015 года №ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 14-15).
В соответствии с актом проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения от 14.04.2015 года № сотрудником ИФНС Октябрьского района г.Красноярска произведена проверка магазина «Юность», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в не применении контрольно–кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Покупатель ФИО9 купил бутылку водки 0,5 литра «Пять озер» стоимостью 345 руб. При расчете с покупателем товаровед ФИО10 наличные денежные средства в размере 400 руб. от покупателя приняла, товар покупателю вместе со сдачей в размере 55 руб. подала. По требованию покупателя товаровед не выписала документ подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар. Контрольно-кассовая техника в магазине отсутствует. Трудовой договор не заключен с ИП ФИО1 (л.д. 24-29).
Постановлением от 19.05.2015 года №ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 22-23).
В соответствии с актом проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения от 27.05.2015 года № сотрудником ИФНС Октябрьского района г.Красноярска произведена проверка магазина «Хозтовары-Продукты», расположенного по адресу: <адрес> В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в не применении контрольно–кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Покупатель ФИО11 купил бутылку водки 0,25 литра «Талка» стоимостью 246 руб. При расчете с покупателем директор магазина ФИО12 наличные денежные средства в размере 250 руб. от покупателя приняла, товар покупателю вместе со сдачей в размере 4 руб. подала. По требованию покупателя продавец директор магазина ФИО12 не выписала документ подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар. Контрольно-кассовая техника в магазине отсутствует. Трудовой договор не заключен (л.д. 32-36).
Постановлением от 23.06.2015 года №ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 30-31).
В соответствии с актом проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно- кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения от 05.02.2015 года № сотрудником ИФНС Октябрьского района г.Красноярска произведена проверка павильона «Агат», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в не применении контрольно–кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Покупатель ФИО13 купил бутылку водки 0,5 литра «Хаски» стоимостью 448 руб. При расчете с покупателем продавец ФИО14 наличные денежные средства в размере 500 руб. от покупателя приняла, товар покупателю вместе со сдачей в размере 52 руб. подала. По требованию покупателя продавец ФИО14 не выписала документ подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар. Контрольно-кассовая техника в павильоне отсутствует (л.д. 42-46).
Постановлением от 10.03.2015 года №ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (л.д. 37-38).
Кроме этого, в ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 в магазинах, павильонах, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>Г, осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, что подтверждается вышеуказанными актами проверки.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд исходил из того, что факт продажи/реализации в магазинах/павильонах ответчика алкогольной продукции документально подтвержден, постановления о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники) им не обжаловались и не отменялись, доказательств обратного ФИО15 суду представлено не было, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в нарушение вышеуказанных требований Федеральных законов прием платежей от физических лиц осуществляется ответчиком без применения контрольно-кассовой техники зарегистрированной в установленном законом порядке и находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на ответчика применять контрольно–кассовую технику, а также прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной продукции, поскольку изложенные обстоятельства являются основанием для ее прекращения до устранения ответчиком данных нарушений по неприменению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Красноярска, действующего в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности применять контрольно–кассовую технику и прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной продукции удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность прекратить деятельность по розничной реализации алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в помещении магазинов, павильонов, <адрес><адрес>А, <адрес>, <адрес> до устранения ФИО1 данных нарушений по неприменению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы в Свердловский районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.М. Разумных