НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область) от 28.07.2023 № 12-406/2023

Мировой судья Алешникова Д.В.

№ 12-406/2023

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 28 июля 2023 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С., с участием Хусаиновой А.Н., защитника Карповой И.Н., заместителя председателя Контрольно-счетной комиссии г. Костромы Новиковой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хусаиновой ФИО8 на постановление мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 ч. 7 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета – главного бухгалтера Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Хусаиновой ФИО9<дата> года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, замужней, несовершеннолетних детей не имеющей, не трудоустроенной, ранее привлекавшейся к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района <адрес> от <дата> Хусаинова А.Н. как председатель Комитета – главного бухгалтера Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Хусаинова А.Н. в установленный законом 10-дневный срок с момента получения копии постановления обратилась с жалобой, в которой просила постановление мирового судьи от <дата> изменить, снизить размер назначенного административного штрафа, поскольку считает данное постановление необоснованным, вынесенным без учета юридически значимых обстоятельств и материалов дела. Судом не принято во внимание фактическое отсутствие в итоговой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, составленной <дата> на бумажном носителе, каких-либо искажений показателей отчетных форм, которые сформированы в соответствии с инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и приняты Управлением финансов администрации г. Костромы (уведомление о принятии отчетности от 30.03.2023 № 09-32/330). При этом, ни в одной форме отчетности, сданной Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации г. Костромы, который состоит из 5 управлений и 5 подведомственных учреждений, не были сделаны поправки после сдачи отчетности за 20222 год. Искажения в виде технических ошибок (дублирования задвоения) вкрались в электронную версию бухгалтерской (финансовой) отчетности в программном приложении «1С Бухгалтерия», которые также автоматически выгрузились в сводную электронную версию WEB «Консолидация». В ходе проведения камеральной проверки искажения технического характера лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фактически исправлены и приведены в соответствие с составленной на бумажном носителе официальной бухгалтерской (финансовой) отчетностью за 2022 год. Указанные обстоятельства судом не опровергнуты. Несмотря на технический характер искажения показателей именно в электронной версии бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также отсутствия в материалах дела конкретных фактов причинения вреда или наступления каких-либо последствий, судом сделаны необоснованные выводы о наличии существенной угрозы охраняемым правоотношениям и невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения. Также не учтено имущественное положение Хусаиновой А.Н., которая на протяжении значительного периода времени является безработной, состоит на учете в ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме».

Хусаинова А.Н. и ее защитник Карпова И.Н. в судебном заседании жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержали в полном объеме.

Заместитель председателя Контрольно-счетной комиссии г. Костромы Новикова Т.Р. против удовлетворения жалобы возражала, считала постановление законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему:

Частью 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Примечанию к ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2,011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений; бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии со ст. 9, 10 данного Закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, которые подлежат своевременной регистрации.

Согласно основным правилам (способам) ведения бухгалтерского учета, установленным в разделе II Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»:

-ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты), а также с использованием принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни;

-при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами;

-бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Рабочим планом счетов субъекта учета (утвержденным на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета, Плана счетов бюджетного учета), включающим в себя аналитические коды видов поступлений - доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств) или аналитические коды вида выбытий - расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований, соответствующих кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации Российской Федерации;

-объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов;

-первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни;

-факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета хронологической последовательности, с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.

В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и предоставлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности внешним пользователям используются коды КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), утвержденные Порядком применения КОСГУ № 209н.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией № 191н.

Согласно пункту 7 Инструкции № 191 н бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности на основании показателей бюджетной отчетности, представленной получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами Федерального казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном данной Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бюджетной отчетности; на основании показателей последней бюджетной отчетности, представленной субъекту консолидированной бюджетной отчетности.

Согласно пункту 11 Инструкции № 191н в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов (пункт 11.1 для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных, средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета): баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184); стчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетник средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127); отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); пояснительная записка (ф. 0503160).

Согласно Положению о Комитете по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, утвержденному решением Думы города Костромы от 25.10.2018 №174, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы: имеет правовой статус функционального органа Администрации города Костромы и юридического лица, организационно-правовую форму муниципального казенного учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций; является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, иных функций, возложенных на Комитет; является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения; исполняет полномочия главного администратора или администратора доходов бюджета города Костромы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения.

Комитет, как получатель бюджетных средств, согласно ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ обладает полномочиями по ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета, формированию бюджетной отчетности (обеспечению формирования бюджетной отчетности) и представлению бюджетной отчетности получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; являясь главным администратором доходов бюджета города Костромы, согласно ст.264.2 Бюджетного Кодекса РФ, составляет и представляет бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении предусмотренного указанной выше нормой в отношении Хусаиновой А.Н. послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи обстоятельства, из которых следует, что в ходе проведения в марте-апреле 2023 года камеральной проверки бюджетной отчетности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы в рамках контрольного мероприятия «Проверка бюджетополучателей в ходе анализа отчета об исполнении бюджета г. Костромы за 2022 год» Контрольно-счетной комиссией г. Костромы установлены грубые нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, а именно: 20 января 2023 года (дата составления бухгалтерской отчетности) заместитель председателя Комитета - главный бухгалтер Хусаиновой А.Н. допустила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, исказив показатели отчетных форм более чем на 10% или в размере не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>, Справкой о результатах внешней проверки бюджетной отчетности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы за 2022 год от <дата>-А; формами годовой отчетности за 2022 год регистрами бюджетного учета по счетам ; муниципальным контрактом №> 203-мк от <дата> и акт приемки комплекса работ от <дата><дата>, муниципальным контрактом -мк от <дата> и актом приемки выполненных работ от <дата>; письмо МКУ <адрес> «Централизованная бухгалтерия» от <дата>; соглашением с МБУ г. Костромы «Костромастройзаказчик» от <дата>, от <дата> и от <дата>; кадровым распоряжением Главы Администрации города Костромы от <дата>-кг; должностной инструкцией заместителя председателя Комитета - главного бухгалтера Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, утвержденной распоряжением Администрации города Костромы от <дата>-рг; Положением о Комитете по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от <дата>, постановлением мирового судьи судебного участка Свердловского судебного района города Костромы от <дата>, которым Хусаинова А.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу <дата>.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. На основании положений статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства бухгалтерской (финансовой) отчетности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Хусаинова А.Н. имела возможность для соблюдения правил и норм, но не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно признана мировым судьей виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

По своей сути доводы жалобы были предметом судебной оценки, обоснованно опровергнуты по изложенным в постановлении мирового судьи мотивам. Иные доводы также не являются достаточными для отмены постановления.

Исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ и учитывая конкретные обстоятельства дела, не нахожу оснований для признания совершенного председателем Комитета – главным бухгалтером Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Хусаиновой А.Н. административного правонарушения малозначительным.

Порядок и срок давности привлечения Хусаиновой А.Н. к административной ответственности соблюдены.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.

Административное наказание назначено Хусаиновой А.Н. в минимальном размере санкции ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Оснований для снижения назначенного Хусаиновой А.Н. административного штрафа не имеется.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 ч. 7 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета – главного бухгалтера Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы Хусаиновой ФИО10 - оставить без изменения, жалобу Хусаиновой ФИО11 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья Т.С. Кулакова

Копия верна